ВЛАДЕНИЕ # 13 по Мясницкой улице, где в строениях 3 и 10 размещается "Независимая газета", - одно из самых крупных не только на этой магистрали, но и в Москве вообще. Оно насчитывает двадцать корпусов. Вывески - "Все для ЭВМ", "Антиквар на Мясницкой", "Семена", "Печати, фасадные вывески, пломбиры, визитки", "Нотариальная контора", "Банк", "Обмен валюты", "Бар "Центр"", "Ресторан "Самовар"... А во дворе - роскошное (по нашим представлениям, конечно же) здание бывшей гостиницы "Рояль".
Гостиницу построили ближе к концу прошлого века. Хозяева попались экономные, и вместо того чтобы снести все предыдущие постройки, использовали их как части будущего дома. Так что где-то там, внутри, находятся палаты первой половины восемнадцатого века. А снаружи - здание вполне во вкусе прошлого столетия, этакая вариация на тему классицизма.
Кстати, отель "Рояль" в те времена особенно роскошным не был; тем не менее в нем останавливались некоторые известные персоны. К примеру, в начале 1880-х годов здесь проживал Дмитрий Менделеев. К тому времени таблица Менделеева уже давным-давно приснилась своему талантливому первооткрывателю, так что Дмитрий Иванович был человеком вполне знаменитым.
Здесь же в 1887 году останавливался Глеб Успенский. Тот его приезд в Москву совпал с весьма приятным юбилеем - исполнилось двадцать пять лет литературной деятельности Глеба Ивановича. Один из очевидцев вспоминал, что как-то раз, на неком вечере, "публика устроила Успенскому┘ шумную и единодушную овацию. Г.И. был так потрясен этим выражением сочувствия, что, проговорив шепотом несколько слов благодарности, сбежал с эстрады"... И вернулся в свой "Рояль" излишне возбужденным, но вполне довольным собственной судьбой.
Останавливался здесь и Гиляровский - уже остепенившийся, женатый. К нему с визитом заходил поэт Яков Полонский, но не был принят, так как Владимир Алексеевич отсутствовал. "┘Возвращаясь домой с женой к обеду, я получил от швейцара карточку: "Яков Петрович Полонский". Швейцар сказал, что приходил старик на костылях и очень жалел, что не застал меня", - вспоминал известный репортер со свойственной ему толикой самолюбования.
Впрочем, это место стало знаменитым, когда еще "Рояля" и в задумках не было. Многие маститые исследователи уверены, что именно на месте современного владения # 13 по Мясницкой улице стоял дом Якова Вилимовича Брюса, соратника царя Петра, известного математическими, астрономическими и астрологическими изысканиями. А для простых, неискушенных москвичей он был зловещим колдуном и чернокнижником. И якобы именно здесь Яков Брюс проводил свои жуткие "опыты" - делал живое и мертвое снадобья из лягушачьих мозгов, сотворял из цветов живых девушек, а по ночам вылетал из окна и парил над Мясницкой.
А в середине прошлого столетия располагалась тут другая гостиница - "Венеция". При гостинице имелся сад, известный на весь город. В саду были театр, беседки, играл оркестр военной музыки, а для любителей устраивали популярные в те времена аттракционы - ставили столбы, а сверху прикрепляли разные призы - к примеру, сапоги, платки или рубахи. Правда, достать их было невозможно: предусмотрительные устроители аттракциона смазывали свои столбы ужасно скользким салом.
И говорят, что жил здесь знаменитый Нилус, карточный игрок и шулер. Этот по столбам не лазил - деньги зарабатывал сидя на комфортном стуле в теплом помещении, однако в результате своей деятельности был выслан из Москвы.
Столетие тому назад возникли здесь два дома, выходящие фасадами на улицу. Левое отстроил архитектор Семен Семенович Эйбушиц, австрийский подданный, который строил в основном в Москве. Правое - Борис Михайлович Великовский, тоже московский архитектор и по происхождению опять же западник - родился он в Пропойске Могилевской области.
А после революции, точнее говоря, в тридцатые годы, во владении # 13 по Мясницкой улице расположился Коммунистический институт журналистики.
В 1964 году тут открылось весьма популярное кафе "Русский чай" с большим самоваром в углу. Правда, сейчас вместо кафе - уже упоминавшийся в самом начале ресторан, где самоваров как элементов оформления пространства стало очень много, а людей гораздо меньше, чем ходило в "Русский чай": не каждый бывший посетитель знаменитого кафе сегодня может зарабатывать себе на рестораны.