ВЧЕРА на 101-м году жизни умер Николай Александрович Анненков.
Десять дней назад в Малом театре чествовали старейшину русской академической сцены, профессора, художественного руководителя Театрального училища имени Щепкина, народного артиста СССР, Героя Социалистического Труда Николая Александровича Анненкова. Анненков начинал здесь, играя в одном спектакле с Ермоловой.
Столетний актер в день своего юбилея вышел на сцену Малого театра, которому он отдал почти восемьдесят лет своей долгой жизни, в роли Луп-Клешнина. Он волновался, но играл замечательно. В Малом готовились к юбилею давно, чуть ли не с весны, берегли артиста. Но когда он приехал в театр, говорят, были поражены. "Я никогда в жизни так не волновался. Анненков не должен провалиться", - так объяснил свое состояние актер. Перед юбилеем он не спал две ночи.
За долгие годы Анненков воспитал сотни учеников, среди которых немало нынешних знаменитостей, и все, кто мог, теперь спешили выразить свою любовь и почтение учителю. Наставником он был и для партнеров по сцене Малого. У него можно было учиться и профессиональному долголетию, и высокому мастерству. В его исполнении русская речь поражала своей красотой, что всегда входило в традиции Малого театра.
Остановив череду поздравлений, Анненков прочитал пушкинского "Пророка". Выбор этого мистического стихотворения, конечно, был обдуманным. И это чтение потрясло всех.
На следующий день после юбилея Анненкову стало плохо, а еще через день ему была сделана сложнейшая операция. Операцию он перенес, но...
Будем помнить, и мир его праху. Он работал в театре до последнего дня и всю жизнь был верен традиционному искусству Малого театра. Скорбь соединяется с надеждой, что его уход не был мучительным, а счастье признания и мирские почести были возданы сполна. Насколько можно.