0
2162
Газета Стиль жизни Интернет-версия

01.10.1999 00:00:00

Болельщики и фанаты

Тэги: болельщик, фанат


Тревоги дофанатской эпохи

CЕТОВАНИЯ по поводу одиозных и агрессивных проявлений болельщицких страстей звучали у нас еще в 70-х. Вспомним хотя бы заголовки тогдашних усиленно обсуждавшихся публикаций: "О здоровье "больных" болельщиков", "Сорняк - с трибуны!". Уже тогда жаловались на буйное поведение ребят в одинаковых шапочках, с одинаковыми шарфами, с трещотками, на их бессмысленные вирши-кричалки (набор выкриков, хором повторяемых к месту и не к месту). Особенно раздражала пагубная фанатская страсть разрисовывать несмываемой краской стены домов и заборы (самое распространенное: спартаковский ромб и лозунг "ЦСКА - кони"). Кстати, словечко фанаты уже тогда получило право на существование в языке.

За многочисленными статьями, порицавшими буйство крикливого, хулиганистого молодняка, скрывались вещи самые разные. Проступало смутное беспокойство тогдашних советских властей по поводу возникновения форм группового поведения, им неведомых и неподконтрольных. А также тревога околоспортивных интеллигентско-богемных кругов, которые воспринимали эксцессы футбольного фанатизма как покушение на эстетику спортивного зрелища, если не как симптом одичания. Это были литераторы, артисты, режиссеры, журналисты, талантливые люди, которые и в футболе хотели видеть и видели не одну только жесткую борьбу, разрешение примитивной дилеммы "проиграл - выиграл", а спектакль, зрелище. Ведь такими преданными и компетентными болельщиками были Михаил Яншин, Арнольд Арнольд, Юрий Трифонов, Евгений Кравинский...

Люди этого круга, а также, скажем так, интеллектуальное крыло футбольной журналистики (бесспорным лидером которого был Лев Филатов) как могли сопротивлялись попыткам внедрить чуждое им, примитивно-прагматичное, в конце концов, вульгарное понимание сущности футбольной игры. Впрочем, фанатство было только частью многообразных изменений, неумолимо разъедавших романтико-эстетическую концепцию футбола.

"Как помочь этим молодым людям содержательно общаться на почве общего же интереса? Как организовать постоянный, серьезный, взаимообогащающий контакт команды и ее поклонников?" - вопрошал преданнейший болельщик "Спартака" академик Станислав Шаталин и вместе с ним множество других культурных, из интеллигенции болельщиков - и, похоже, тщетно. Но в те далекие времена зло только возникало, прорастало, зрело и злело. Хозяином трибун фанат стал позже, где-то на стыке 80-90-х, когда под ударами набегающих на наш тоталитарный берег волн перестройки и демократизации в обществе существенно ослабли механизмы контроля.

УнификациЯ как знак века

Болельщик индивидуален и свободен. Фанат олицетворяет коллективное стремление к несвободе, к растворению своего "я" в группе.

Индивид и в толпе, и в массе плотно прижатых друг к другу людей на трибуне остается индивидом: один сидит, курит, и желваки ходят на скулах, другой вскакивает и кричит. Третий благодушно тянет пивко, четвертый матюгается и свистит в два пальца...

Фанаты - организованы, и организованы жестко. Одинаковость - вот принцип фанатства. Одинаковые стрижки. Одинаковые шарфы одинакового цвета. Одинаковая степень подпития. Кричалки, одинаковые слова для всех. Проявления фанатства унифицированы.

Болельщик доброжелателен; он, конечно, переживает за своих, но при том он - ценитель игры. Фанат агрессивен. Превыше всего он ставит принадлежность к группе, чувство локтя и особенно кулака и не очень-то обращает внимание на эстетику игры и мастерство игроков, во всяком случае, чужих. Каждую минуту своего существования он ищет возможность возвысить "наших", уязвить "не наших" и довести этот конфликт до предела, то есть до драки, до побоища. Драка эта далека от национальной традиции "стенка на стенку", ибо в ней приличным считается использовать все, вплоть до камней ("булыжник - оружие пролетариата"), металлических прутьев и ножей.

Боление всегда было сферой свободного выбора человека. Это особенно ценно и дорого в государствах с жесткими недемократическими, тоталитарными режимами. Человек здесь лишен возможности выбирать место жительства, правителей, он не в состоянии воздействовать на политику и экономику... Он никак не может повлиять на пребывание у власти Сталина, Франко, Муссолини, черных полковников и коричневых генералов, но он свободен в выборе - "Спартак" или "Динамо", "Реал" или "Барселона". Это - сфера суверенного выбора индивида, это - сокровенное, сохраненное только для себя и отгороженное от других и от государства, ну, как выбор спутника жизни...

Фанат не выбирает, для него даже суженная сфера выбора - чрезмерна; он как бы становится приверженцем в силу изначальной принадлежности к клану, группе, двору, компании.

Хочу между прочим заметить, что аспект утилитарный - помогает поддержка фанатов родной команде или не помогает - мне глубоко безразличен. Проблема - как вдохновить любимую команду, что кричать, и как, и когда, - это проблема для очень молодых и - как бы это помягче сказать? - не сформировавшихся умов. Надо ли разбиваться в лепешку, чтобы "Спартак" или "Динамо" выиграли в Самаре или Новороссийске? И следовать за "своей" командой или, того круче, за любимым игроком, видя в этом смысл существования? Мне бы ваши проблемы, господин учитель!..

Надоело также возмущаться (в тысячный раз) тем, что агрессивных накачанных подростков ("лбов", как говорят у нас) невозможно заставить вести себя сколь-нибудь сносно. Не кидать всякую дрянь вниз, на поле и беговые дорожки, не поджигать петарды прямо на трибунах, не вырывать с корнем пластиковые сиденья. Как-то скучно поучать молодежь и призывать ее не плевать на пол и не справлять нужду прямо возле пивного киоска. В любом случае, когда они заполнили стадион, растеклись по трибунам, воспитывать их уже поздно, хотя бить милицейской пластиковой палкой по голове - еще рано.

Для нас существенно иное. Важно понять, что означает превращение зрителя, болельщика в фаната. Что это означает с точки зрения социальной и что это означает с точки зрения отношения власти.

Новые тела власти

Итак, фанаты образуют некое единое коллективное социальное тело. Один импульс, один ритм, одна общая мозговая извилина. В фанатской однородной массе индивид ищет возможность утратить индивидуальность и слиться с группой. Перестать быть личностью. Это способ адаптации, выживания в жестко организованной среде, алгоритм существования в примитивной социальной субкультуре.

Подобное стремление к деиндивидуализации и несвободе не есть российская национальная патология, следствие монголо-татарского ига, многовекового крепостного права или чего-нибудь еще в этом роде. Это, скорее, симптом века, следствие вытеснения культуры цивилизацией, знак массового общества, а главное - знак постоянной, непрерывной экспансии власти. И чем более вездесущей, всепроникающей она, власть, становится, тем труднее ее "засечь", идентифицировать. Властью организовано и создано то, что нам часто даже и в голову не приходит связывать с понятием власти.

В этом контексте столкновения фанатов с милицией - это не борьба анархии и порядка. ОМОН, который избивает фанатов - пинает их ногами, уже сбитых с ног и распростертых на асфальте, врезается в их тела тяжелыми башмаками, - это зеркальное отражение фанатских кровавых стычек. Милицейское насилие - совершенно избыточно, и поэтому стоит усомниться, выполняет ли здесь милиция свою официально прокламируемую задачу - обеспечить безопасность и порядок, или ее главная цель - явить свою власть, власть как таковую. А усомнившись, мы легко найдем почву для сопоставления, ибо фанаты и вовсе никакой задачи не имеют, кроме демонстрации своей всегдашней готовности, сплоченности, силы, организованности. То есть утверждения себя в качестве тела власти.

Алгоритм действий идентичен. Фигуры взаимозаменяемы. Более того, в каком-то смысле симметрия насилия естественна и логична. Есть некая сермяжная правда в том, что "лбов", ищущих повод пустить в ход кулаки, лупит ОМОН, причем лупит для профилактики, в превентивном порядке (хотя это, конечно, не логика закона). Фанатство со всеми его атрибутами представляет собой род рисковой деятельности. И фанаты, надо отдать им должное, на разбитые носы, выбитые зубы и сломанные ребра обычно не жалуются. Впрочем, скоро они подрастут и тоже, возможно, наденут на ноги тяжелые "десантные" башмаки и возьмут в руки жесткую пластиковую дубинку.

Фанатство отражает углубление некоего социального процесса. Назовем его процессом эрозии власти террористической, власти, породившей массовые репрессии и ГУЛАГ, - и дифференциации способов существования власти современной, неявной, многоликой. Это можно было бы даже назвать экспансией власти - нужно только учитывать, что это очень своеобразная, совсем не явная экспансия (разумеется, речь идет о власти в широком, неполитическом, если хотите, фукианском смысле). Власть проникает всюду, эксплуатирует и выстраивает в соответствии со своей собственной логикой любые фрагменты бытия и социальные конфигурации. Даже такие примитивные по своему социальному содержанию, как фанатство.

Фанатские группы являются порождением власти - широко понимаемой, неполитической власти - не потому, что к их возникновению приложила руку какая-то политическая сила, а потому, что отношения внутри фанатских группировок - это отношения власти. Как в кадетском корпусе, общежитии, казарме, больнице, обкоме партии, фирме. Есть старшие и младшие, есть иерархия, есть, наконец, свой лидер, вожак, фюрер...

А также потому, что фанатские группировки проявляют себя вовне, за рамками собственной социальной оболочки, как тела власти, тела навязывающие, принуждающие, нетерпимые к инобытию и иномыслию.

Но это уже иное социальное тело, чем антропоморфные тела тоталитарной эпохи. Тоталитарный режим власти разрушает гражданское общество и насаждает утопию коллективного тела, претендующего на то, чтобы быть полным и наиболее совершенным образом человеческого тела. Индивидуальная телесность третируется как ущербная, неполноценная, едва ли не порочная - власть строит тела коллективные.

Посттоталитарный же режим, как мне кажется, в значительной мере утрачивает вкус к лепке коллективных антропоморфных образований. Коллективные тела начинают возникать в значительной мере стихийно. Тела эти - уже не порождаемые, не управляемые режимом, а лишь по мере скудных возможностей режима им используемые.

Кстати, и властям предержащим, властным институтам, "силовым структурам" проще иметь дело с одним управляемым коллективным телом, даже если оно, на первый, поверхностный взгляд, им противостоит, чем со множеством полузависимых, четвертьзависимых, а то и прямо стремящихся к независимости индивидуальных тел. Да, милиция бьет фанатов - но в ключевые моменты политической истории люди-у-власти апеллируют к сплоченным фанатским группировкам или к тем, кто бесспорно имеет на них влияние: "Голосуй, а то проиграешь!" А для фаната проигрыш - хуже смерти.

Нормальный болельщик, сформировавшийся в дофанатские времена, взирает на фанатеющий молодняк без приязни. Нормальный болельщик - скорее традиционалист, а если коллективист, то весьма умеренный; еще менее энтузиазма способен у него вызвать организованный коллективизм. Такого человека трудно заставить махать флагом и в унисон скандировать: "Во всей - России - нет - пока - команды - лучше - "Спар-та-ка"!!!"

Кроме того, рядовой, "традиционный" болельщик печенкой ощущает смутную угрозу, исходящую от массы фанатов, угрозу куда более глобальную, чем перспектива столкнуться с ними при выходе со стадиона. А любителю футбола чуть более образованному и вовсе лезут в голову разные жуткие параллели - от боевиков Рема до хунвэйбинов и скинхэдов. А также не может он не задуматься над тем, как скоро пополнят стриженые эти вандалы ряды местных преступных группировок. Или политических групп фашизоидного толка. Хотя традиционное сознание, сталкиваясь с чем-то неизвестным, всегда воспринимает это неизведанное чрезмерно остро и болезненно...

И, наверное, лишь единицы осознают, что толпа стриженых, крикливых, трясущих одинаковыми шарфами, тыкающих в лицо проходящим мимо два пальца, растопыренные буквой V, - это новое социальное тело, детище не Анархии, а Иерархии, Власти... И они порой сознательно, а чаще интуитивно противостоят попыткам обратить в ничто их и так уже полусуществующую полу- или четвертьсвободу и включить их в коллективные тела. Они ощущают, что власть и ее явные и неявные агенты хотят добраться до них (а если не до них, то до их детей) всюду, даже там, куда ей, власти, до сих пор хода не было. И с должным подозрением относятся к попыткам направлять, "организовать" их самореализацию во второ- и третьестепенных сферах бытия, к каковым, если по совести, относится боление на стадионе. Но, каким бы оно ни было третьестепенным, это - пространство их частной, приватной жизни, и они не намерены делать его сегментом жизни коллективной. Многие в нашей стране устали от коллективности, многим надоело ощущать себя частью массы и ходить строем.

Так что сегодня на трибунах стадионов мы в некоей превращенной, но не лишенной символического смысла форме наблюдаем самое кричащее, самое фундаментальное противоречие конца XX века: друг против друга располагаются многотысячные человеческие массивы, по-разному соотносимые с властью и по-разному "схваченные" ею. Болельщики, совокупность индивидов, не утративших, несмотря на коллективность проявляемых эмоций, своего "я", - и фанаты, идеальная модель коллективного социального тела. Что победит: индивидуальность или масса, власть или гражданское общество и что будет искать человек в грядущем веке: свободу или несвободу - вот вопрос вопросов.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1147
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1120
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
904
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
582

Другие новости