Специалисты из Михайловского разработали уникальную технологию производства женьшеня Фото автора |
История жизни корейцев из поселка Михайловское Ярославской области вполне могла быть положена в основу книги по типу американского бестселлера о начале пути великих миллиардеров и руководителей крупнейших финансовых и промышленных империй. Но здесь пока ничего подобного нет и в помине. Громадный цех с открытыми воротами, несколько железных реакторов, связанных между собой различными трубами и проводами, комнаты, оборудованные компьютерами, и пять работников - вот что представляет собой научно-производственная лаборатория, где кандидат технических наук по специальности "Технология мяса и мясопродуктов" Вольфрам Ким разработал и наладил промышленное производство женьшеня из клеток его корня.
Женьшень является одним из наиболее известных лекарственных растений восточной медицины - в Китае его начали использовать в лекарственных целях около 3000 лет назад. Установлено, что "корень жизни" возвращает молодость старикам, здоровье больным, бодрость усталым, мужество слабым и предохраняет людей от страшных эпидемий чумы, оспы и холеры. По данным книги "Фитотерапия", изданной в 1998 г., наша научная медицина приняла корень женьшеня как ценное лечебное средство, возбуждающее центральную нервную систему и обладающее сильным стимулирующим действием при умственном и физическом переутомлении, при слабости и пониженном артериальном давлении, при неврозах и импотенции. Женьшень также применяется при хронических заболеваниях легких, малокровии, сахарном диабете, гастритах и язвенной болезни.
У восточных людей есть даже поверье, что каждый из них в своей жизни должен съесть свой "корень жизни". В начале века Россия, и в первую очередь Дальний Восток, была одним из поставщиков дикого и плантационного женьшеня на азиатский рынок. Сегодня наша страна отдала его полностью на откуп другим государствам, и в первую очередь Америке и Корее. В 1987 г. в СССР государственными предприятиями было заготовлено только 3645 кг корней женьшеня, а в настоящее время заготовки дикорастущего женьшеня в России ограничены и не превышают 100 кг в год. Плантационного женьшеня у нас производится сегодня только 6-7 тонн, да к тому же срок выращивания (культивирования) этого корня составляет 5-7 лет, и за это время растение впитывает в себя всю грязь, которая есть в нашем воздухе. К тому же это достаточно дорогое удовольствие - сейчас на московском рынке плантационный женьшень стоит 80-100 долл. за кг, а дикий доходит до 1000 долл. Потенциал российского рынка потребления "корня жизни" - 600-700 тонн в год.
В поселке Михайловское Ярославской области после научных изысканий и кропотливого труда в начале 1990-х годов под руководством Вольфрама Кима была разработана уникальная и не имеющая мировых аналогов технология культивирования женьшеня в проточном режиме. В ее основу легли работы Института физиологии растений АН СССР, который создал технологию культивирования клеток женьшеня как чисто биотехнологический метод без каких-либо генетических манипуляций. Ученые доказали возможность выращивания женьшеня из клеток его корня в лабораторных условиях. Теоретически из клеток можно вырастить и целые "корни жизни", но это не имеет смысла, так как клетки женьшеня сами по себе обладают всеми необходимыми биологически активными свойствами и ничем не отличаются по характеристикам от дикорастущего или плантационного растения.
Единственный в мире семикубовый реактор для производства "корня жизни". Фото автора |
Научные работники из Михайловского самостоятельно решили проблему стерильности питательной среды и промышленного производства сухой биомассы "корня жизни". Они наладили работу лабораторных реакторов в проточном режиме - отработанная питательная среда без биомассы отбиралась и одновременно вносилась свежая и чистая. У этой технологии есть мировые аналоги, так как подобный биотехнологический бум в производстве женьшеня из его клеток идет вовсю и на Западе, и на Востоке, в частности в Японии. Однако пока никто не смог наладить в Германии и Франции промышленное производство "корня жизни" - в этом заслуга ярославских ученых-корейцев. В цехе ЗАО "Лактусан" один из реакторов, который ярославские специалисты купили в Нижнем Новгороде и потом самостоятельно доводили до нужного состояния, непрерывно проработал около 3 лет. На Западе и в Японии маленький 10-литровый реактор стоит 150 тыс. долл., у нас же в России на один-два порядка дешевле.
Ярославские специалисты самостоятельно сконструировали, наверное, единственный в мире большой семикубовый реактор по культивированию растительных клеток в проточном режиме, который проработал стерильно в течение полугода, и если бы не авария на линии электропередачи, то смог бы производить сухую биомассу женьшеня намного дольше. Изобретение ученых-практиков из Михайловского запатентовано, и поэтому они с полной уверенностью утверждают, что чудо-аппарат не имеет мировых аналогов. Сложность в работе такой махины заключается в том, что невозможно долго сохранять стерильность внутри реактора, особенно если внутри него есть мешалка. А у ярославских изобретателей ее просто нет.
Два семикубовых реактора, по словам Вольфрама Кима, способны производить в год до 10 тонн сухой биомассы женьшеня, которая может идти и в парфюмерию, использоваться как пищевая добавка в напитки (алкогольные и безалкогольные), применяться в лечебно-профилактических целях. Цена ярославского женьшеня - 80 долл. за кг, но даже если ее снижать до 50-60 долл. - все равно это производство будет рентабельно. Сфера действия его широка, поскольку женьшень, как правило, не имеет противопоказаний. Ученый-практик из Михайловского утверждает, что его продукт является не просто заменителем, но практически полным аналогом натурального корня женьшеня, а по биологической активности даже превышает своего натурального родителя. "Это практически сам женьшень, - говорит Вольфрам Ким. - Мы его выращиваем из клеток дикого корня - это просто современный уровень производства".
Однако сегодня уникальное производство простаивает. Два громадных реактора остановлены, а работают только лабораторные для выполнения небольших заказов. Все упирается в рынок сбыта столь ценного и нужного продукта. По идее, Михайловское можно было бы превратить в золотую жилу, наладив производство из сухой биомассы женьшеня каких-либо конечных продуктов - лекарств, пищевых добавок и продуктов с добавлением выращенного таким образом женьшеня. Но на все это нужны огромные средства, которых нет у ярославских ученых-практиков. Деньги нужны на рекламную кампанию нового продукта или препарата, получение соответствующих сертификатов и обустройство необходимого производства. Поэтому технология промышленного производства женьшеня пока ждет лучших времен. Вольфрам Ким хоть и ведет переговоры с различными крупными фирмами, но пока все они заканчивались безрезультатно - "мы сейчас у инвесторов даже денег не требуем, лишь бы они у нас производили эту культуру и размещали здесь свой заказ. Здесь нужен солидный партнер, кто бы вложил деньги в продвижение товара на рынок". Один из возможных московских партнеров ЗАО "Лактусан" сейчас проводит маркетинговые исследования.
Ярославские специалисты пытались самостоятельно сделать из своего продукта товар, который в принципе должен был бы идти нарасхват среди российских сельхозпроизводителей. Из производимой сухой биомассы женьшеня, учитывая его ценные свойства, здесь разработали и освоили производство кормовой добавки, применение которой на опытах и экспериментах дало удивительные результаты. У поросят при ее добавлении среднесуточный прирост составил около 504 граммов, что на 15-20% больше контрольных групп. Оказалось, что сам женьшень, хоть он и очень дорог, себя окупает с лихвой: рубль, вложенный в "корень жизни" как кормовую добавку, приносит на выходе от 4 до 10 руб. дополнительной товарной продукции. Причем сам женьшень расходуется в миниатюрных количествах - в миллиграммах на килограмм живой массы животных. Но и наше сельское хозяйство, и в первую очередь животноводство с птицеводством, оказалось неплатежеспособно. Производить 10 тонн сухой биомассы женьшеня из-за 5-10 прибыльных хозяйств в Михайловском не видят смысла - они смогут потребить от силы 100-200 кг.