Фото Дмитрия Донского (НГ-фото) |
Коррупция, воровство, взяточничество, вымогательство, уклонение от уплаты налогов и все остальное - не только России присущие явления. Они имеются в любом обществе, без них никогда никакое общество существовать не будет. Но в цивилизованных странах власть не только декларирует их преступный характер, но и беспощадно борется с ними, невзирая на занимаемые виновными посты и общественное положение. И только в нашей стране 80 лет тому назад была сверху навязана всеохватная круговая порука, т.е. такая система, при которой во всей огромной стране нельзя было бы найти человека, утверждающего с чистой совестью, что он не участвует в этой позорной вакханалии. Это - "закон банды", в которой все "повязаны". Победа в августе 91-го года пробудила в нас надежду, что с этим покончено. Но не тут-то было: система оказалась настолько удобной для властей предержащих, что ее решили другими методами продлить на неопределенное время, и успешно осуществили задуманное. Изображая и озвучивая свою озабоченность, власти на самом деле только способствуют широкому распространению этого зла. Очевидно и то, что народ является не субъектом, но лишь объектом реформ, что реформы всегда проводятся сверху, властью (и этим-то и отличаются от революций), при пассивном отношении к ним населения, которое постепенно по экспоненциальному закону принимает их в случае если они более или менее хороши. Задача и обязанность власти - вести дело так, чтоб хотя бы по узкому кругу вопросов (например по экономической реформе) общество действиями власти консолидировалось. Поэтому утверждать, что наш народ не готов к реформам, по меньшей мере неосмотрительно - он готов (или не готов) точно так же, как и любой другой народ в мире.
Далее. В этнологии принято считать "дурным тоном" применять к народам (нациям) оценочные характеристики, более того, мы абсолютно убеждены, что просто нелепо сравнивать их по критерию "лучше-хуже". Нам кажется вполне тривиальным, что все народы сильно отличаются друг от друга не только по цвету кожи, расовой и национальной принадлежности, но и в силу совершенно различных условий существования: климатических условий, ландшафта, внутриконтинентального или прибрежного обитания и т.д. Однако для нас точно так же очевидно, что примитивнейший каннибал из какого-нибудь африканского племени меньше отличается от Льва Толстого или Альберта Эйнштейна, чем от самой высокоразвитой человекообразной обезьяны. Именно в этом смысле в общей картине природы все члены множества, объединенного названием "люди", имеют между собой больше общего, чем различного. И по этой же причине бессмысленно, а часто и преступно пытаться разыгрывать националистическую карту.
Посему нам кажется очевидным, что с понятием "народ" надо обращаться крайне осторожно. Нелепо обвинять "народ" в чем-то, почти всегда неразумно приписывать ему в целом какие-либо достоинства или недостатки, абсолютно никогда нельзя его за что-то порицать или тем более судить и т. д. В каждом народе всегда наличествуют праведники и злодеи, гении и дебилы, щедрые и жадные, добрые и злые, герои и трусы, честные и жулики, заключенные и охранники... Если бы были проведены детальные социологические исследования, то они, скорее всего, показали бы, что соответствующие соотношения у всех наций и народов примерно одинаковые. Наверное, обнаружатся и какие-то отклонения от среднего, но нам кажется, что все они будут иметь характер гауссовой кривой - чем больше отклонение, тем реже оно встречается. Что же касается национальных отличий, то они, несомненно, имеются, но проявляются только тогда, когда мы специально задаемся целью их обнаружить и подчеркнуть, и это лишний раз убеждает нас, что они находятся на обочине рассматриваемой проблемы. Специфические особенности, отличающие народ любой страны от других народов, с точки зрения их изменчивости представляют собой структуру очень устойчивую, слабо реагирующую на внешние недостаточно долговечные воздействия. Характер народа, формировавшийся веками под влиянием огромного множества разнонаправленных факторов, не может существенно измениться за столь короткое время, которое отпущено любому, даже самому долговечному политическому режиму. Нам думается, что в самых общих чертах процесс их взаимодействия может быть уподоблен системе "внешняя сила - пружина". Сжиматься пружина может достаточно медленно или быстро в зависимости от методов, применяемых властью, но после прекращения воздействия возвращается в исходное состояние практически мгновенно. Конечно, возможны некоторые остаточные деформации, которые тем существеннее, чем сильнее и длительнее воздействие, но мы надеемся, что наша " пружина" (свойства народа) настолько упруга и качественна, что эти изменения достаточно малы.
Теперь о нравственности... Поразительный и мало чем объяснимый идеализм - считать, что люди не должны лгать, воровать, убивать друг друга. Отдельные члены человеческого сообщества всегда это будут делать. Единственное, на что можно надеяться, так это на то, что относительная частота таких эксцессов с развитием цивилизованности человечества будет уменьшаться. Но надо отдавать себе отчет, что это процесс асимптотический и достичь такого идеала человеческое общество сможет только в бесконечном далеке, т.е. никогда. С другой стороны, некоторый независимый от места пребывания на Земле усредненный уровень нравственности людей, позволяющий обществам в разных государствах плохо ли, хорошо ли (это дело индивидуального вкуса) существовать и развиваться, обязательно наличествует в любой взятый момент. Понятно, что этот средний уровень нравственности человечества в целом изменяется только с течением времени и относительно мало зависит от государственного устройства разных стран или правящих в них режимов. Мы надеемся, что, вообще-то говоря, он повышается, но понимаем, что этот факт сам по себе является предметом серьезного обсуждения. Нам хотелось бы думать, что уровень нравственности человечества возрастает по мере роста цивилизованности мира, по крайней мере, в смысле увеличения количества людей высоконравственных и, соответственно, уменьшения иных. Это составляет очень важную и неотъемлемую часть нашего исторического оптимизма.
Нам совершенно очевидно, что для позитивного развития общества нравственность властных структур обязательно должна быть выше среднего уровня нравственности народа. Так просто...
Пример Германии ХХ века показывает нам, что приблизительно одинаковый уровень нравственности народа при разном уровне нравственности власти приводит к совершенно разным результатам: либо к бюргерскому самодовольству в общем-то благополучного мещанства, либо к бесчеловечной пассионарности нацизма, либо, наконец, к всеобщему (поразительно!) прозрению и очищению целой нации путем общественного покаяния. Это ли не свидетельство решающего значения нравственного уровня именно властных элит для выбора направления развития общества.
Возможен и другой вариант. Нормальное развитие общества может обеспечить и правящая элита, не слишком отличающаяся в лучшую сторону от среднего уровня управляемых, но только в том случае, если ее действия строго контролируются обществом и она несет за них серьезную ответственность. Понятно, что ни одна из двух рассмотренных возможностей никакого отношения к нашей стране не имеет.
Что же касается связи между экономическим благополучием какой бы то ни было страны и нравственным уровнем населения, то она настолько малозначительна, что ни один экономист в своих рассуждениях никогда не будет ее учитывать. Конечно, это было бы весьма удобно, но в таком случае, во-первых, должны были бы научиться хоть сколько-нибудь научно определять и измерять этот самый уровень нравственности, что, как мне известно, пока никому еще не удавалось, а во-вторых, тогда логично было бы признать, что у населения страны, сегодня лидирующей в мире по экономическим показателям, соответственно самый высокий уровень этой самой нравственности. Или, что еще более странно, в стране с самым большим темпом экономического роста (например, в Китае) должен быть также самый большой темп роста нравственности. Умозаключения, как видите, вполне нелепые.
Теперь - о весьма эмоциональном высказывания Д.С.Лихачева. Конечно, Дмитрий Сергеевич - великий человек, но поспорить с ним можно. По историческим меркам не так давно население Австралии, кроме аборигенов, сплошь(!) состояло из одних воров и бандитов. Состояние экономики Австралии сегодня отнюдь не плачевное. Очень надеюсь, никто не будет настаивать, что экономика этой страны была построена на нравственных основах коренного населения...
Вообще говоря, к красивым высказываниям даже великих людей следует относиться весьма осторожно. "Каждый народ имеет то правительство, которое он заслуживает", - сколько раз каждый из нас многозначительно произносил эту такую привлекательную, так красиво упакованную неправду? Как же, сам Гегель!.. Покажите мне тот народ, который бы сам формировал это заслуживаемое им правительство или имел бы к этому самое косвенное отношение... Любой народ чаще всего бывает оболванен жуликоватыми политиками и услужливыми и продажными средствами массовой информации, которые столь же часто преследуют свои корыстные интересы. А в довершение всего некоторые представители демократической интеллигенции, которые должны были бы в силу своей образованности глубже понимать суть происходящих процессов и, формируя общественное мнение, воздействовать на них в нужном обществу направлении, во всех (в том числе и собственных) грехах обвиняют этот же несчастный народ, выносящий на своих плечах тяготы и невзгоды, щедро подаренные ему бездарными или преступными правителями... "Как мы работаем, так мы и живем", - пример еще одного "красиво сделанного" ложного утверждения, очень часто употребляемого просвещенными демократами. Не надо особой изощренности ума, чтобы разгадать скрытое в нем жульничество: оно заключается в расширительном толковании местоимения "мы". Огромное число людей в нашей стране работали (и работают) хорошо, инициативно. Очень часто наши специалисты уезжают за рубеж, чтобы реализовать свое желание работать в меру своих способностей, потому что им не дают этого делать те, кто нами руководит, и чем более высокий пост занимает начальник, тем больше у него возможностей мешать нам хорошо работать. Поэтому если под словом "мы" понимать тех, кто осуществляет властные полномочия разного уровня, то вышеприведенное высказывание надо перефразировать так: "Как они работают, так мы и живем". Вред, который приносит всем нам один плохо работающий руководитель, намного значительнее, чем может принести целый легион лодырей и пьяниц, безответственных и нерадивых. А сколько у нас бездарных и вороватых начальников?! Нами из рук вон плохо руководят, управляют, властвуют, поэтому мы так живем. Без сомнения, наш народ по своему потенциалу заслуживает лучшей доли, как, впрочем, и любой другой, но этот - особенно, потому что живет (так ему повезло) в этой несказанно богатой стране. Вот только с властями который уж год...