Фото сайта wikipedia.org
Премия клуба «Валдай» была учреждена в 2016 году. Первая церемония награждения состоялась в 2017 году. Премия ежегодно вручается за значительный вклад в понимание и объяснение изменений и тенденций, происходящих в мировой политике. Он может выражаться в научной публикации, серии публичных выступлений, осуществлении исследовательских или просветительских проектов по актуальным вопросам глобального развития и международных отношений.
Первым лауреатом Валдайской премии стал академик Виталий Наумкин, получивший награду за работу по достижению перемирия в Сирии.
В 2018 году Премию клуба «Валдай» получил британский историк Доминик Ливен, автор трудов об истории Российской империи. Он награжден за научный вклад в изучение российской истории.
В 2019 году лауреатом стал профессор политологии Чикагского университета Джон Джозеф Миршаймер. Академия клуба «Валдай» отметила его книгу «Великое наваждение. Либеральные мечты о международных отношениях».
В этом году Премию получил профессор имени Джейн К. Сэзер Калифорнийского университета Юрий Слезкин. Жюри оценило его книгу «Дом правительства», изданную в 2019 году.
Это большая работа американского писателя, выпускника МГУ имени М.В. Ломоносова, слависта, историка. «Дом правительства. Сага о русской революции» (М., АСТ: Corpus, 2019) рассказывает о судьбах обитателей престижного жилищного комплекса, ныне известного как Дом на набережной. Несгибаемые большевики, строители нового мира, закаленные в тюрьмах и ссылках, преображаются в высокопоставленных чиновников, обрастают семьями и бытом, проходят сталинские чистки, казнят врагов народа и сами идут на казнь. Новый мир остается их детям… В подборке мнений о лауреатах премии клуба «Валдай» книгу Слёзкина представляют обычные читатели. Некоторые даже под псевдонимами.
Wolde (9 декабря 2019 года): «Аннотация верно характеризует трехтомный труд Юрия Слёзкина как эпопею. Пожалуй, это самый масштабный, увлекательный и во всех смыслах выдающийся труд о феноменах большевизма и советскости.
Все работы Слёзкина отличают энциклопедичность, культурно-семиотический подход, обширнейшая документальная база, захватывающее погружение в предмет. Рассмотрение большевиков как секты очарованных настоящим – свежий и продуктивный подход, позволяющий лучше понять фундаментальные причины нежизнеспособности советского проекта.
Известно, что большое лучше видно с расстояния. Отечественные исследователи советской эпохи часто находятся в плену эмоций и особенностей собственной социализации, что делает их работы ангажированными. Иностранные же ученые иногда способны удивлять глубиной своих выводов. Впервые меня изумил Биллингтон фундаментальным трудом о российской культуре «Икона и топор». Потом были «Эра Меркурия» и «Россия в арктических зеркалах» Слёзкина.
И вновь этот автор написал труд, который, имхо, оставил далеко позади российских исследователей.
Я однозначно рекомендую «Дом правительства» всем, кто интересуется историей революции и советизма. На мой взгляд, он и проза Трифонова, Рыбакова, Леонова, Катаева и ряда других советских писателей расскажет вам о СССР много больше, чем сотни работ историков. Безусловный шедевр».
Mickey: «Для меня абсолютно уникальный формат книги. Автор, перечитав добрую сотню, а то и больше произведений, выстраивает повествование цитатами с указанием первоисточников. Читая, ты отправляешься в путешествие по реке событий, путешествие со многими остановками. И порой эти остановки могут не только ограничиваться уточнением источника цитаты, изучением дополнительной статьи по теме или короткой биографии какой-нибудь личности, но и прочтением целых романов по ходу путешествия.
Автор показывает трехслойность повествования, разделяя книгу на три части.
Части с зарождением и становлением людей революции, с их новыми мыслями, желанием изменить личную жизнь и повернуть жизнь страны в совершенно другое русло. Части с победой и обустройством, началом новой жизни, созданием новой мечты. И заключительной части, самой страшной и совершенно непредвиденной для самих участников.
Слои же заметны и интересны органичными переплетениями. Первый – выведение на основной план «маленького» человека с острием истории: личной драмы, никому не нужной, кроме себя самого и от этого – жуткой и одинокой. Личный страх, переходящий во всеобщий. Личная паранойя, потрясающая массы.
Сравнение большевизма с христианской – и не только – религией звучит очень убедительно, опираясь на примеры, поразительно точно. Ну и третий, литературный пласт, самый безобидный, казалось бы, по сравнению с предыдущими, но такой важный и такой опасный. Писатель о писателях, писатель о трудах коллег, писатель о том, как литература может быть оружием».
Petro Bilian: «Юрий Слёзкин – великолепный историк, что особенно стоит отметить, умеющий не только собрать интересный материал, но и мастерски его изложить. Книги читаются практически как художественный роман, несмотря на обилие цитат, фрагментов документов и ссылки на источники. Хотя, наверное, многие сочтут его гипотезу о том, что партия большевиков есть не что иное, как секта, несколько экстравагантной. Но, как по мне, она аргументированно изложена. Очень рекомендую».
Владислав Толстов («БайкалИНФОРМ»): «Слёзкин не только рассказывает о судьбах людей и целых семей, живших в Доме правительства, но и по-своему переосмысляет природу русской революции. Его версия, в общем, не новая, но она обоснована исключительно добросовестно. Революция, приход большевиков к власти были бы невозможны, если бы два поколения русской молодежи не были захвачены духовными исканиями, разочарованием в официальном православии и поисками чего-то другого, во что следует верить. Такой верой и стала революция, счастье народное, ожидание конца света, когда «весь мир насилья мы разрушим до основанья». Чем это все кончилось, история нам показала».
комментарии(0)