Атмосфера на саммите АТЭС – 2010 была почти братской. Фото с сайта www.kremlin.ru
Начать эту историю надо, наверное, с того, что в нынешнем году было отмечено 10‑летие с того мартовского дня 2009 года, когда глава Государственного департамента США Хиллари Клинтон вручила министру иностранных дел России Сергею Лаврову увесистую красную кнопку, символизирующую «перезагрузку» двусторонних российско‑американских отношений. Правда, из‑за ошибки переводчика на кнопке было написано «перегрузка».
Этот забавный казус после периода острого противостояния выглядел тоже символически: тяжесть и величина кнопки олицетворяли масштабность будущих дел, сулящих историческое сближение двух держав. Но небывалый уровень теплых отношений продержался недолго. Ровно через два года, и тоже в марте, появился доклад российских участников сближения наших стран. Он назывался «Отношения Россия – США после «перезагрузки»: На пути к новой повестке дня. Взгляд из России»
Данный проект Международного дискуссионного клуба «Валдай» включал в себя подготовку по итогам серии обсуждений с российскими и зарубежными специалистами докладов, посвященных выработке оптимальной для России и учитывающей интересы ее партнеров стратегии взаимодействия с основными центрами современного мира. Такими центрами договорились считать Россию, США, Европейский союз, Китай, страны Ближнего Востока и другие значимые регионы.
За этим докладом стояли известные интеллектуальные структуры: Международный дискуссионный клуб «Валдай», Гарвардский университет, Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» а также группа американских экспертов.
Новая повестка дня, направленная на улучшение взаимосвязей России и США, состояла из 13 основных пунктов.
Ниже следует сокращенный вариант этих пунктов.
Общее повышение управляемости международных отношений
Оно было рассчитано на то, что долгосрочным условием должна стать коллективная работа по снижению хаотизации международных отношений и повышению их управляемости. В случае нарастания общей конфликтности, в том числе между великими державами, возможности позитивного взаимодействия России и Соединенных Штатов сведутся к минимуму. Поэтому концепция требовала снижения конфликтности в отношениях между великими державами – Россией, США и Китаем. Двум первым в диалогах с Пекином надлежало подчеркивать целесообразность коллективного сотрудничества по нахождению ответов на общие вызовы глобального и регионального порядка и подталкивать Китай к различным трех- и многосторонним форматам сотрудничества.
«Ядерный союз» России и США
Одним из наиболее эффективных способов преодоления взаимного стратегического сдерживания/устрашения является выстраивание Москвой и Вашингтоном отношений, подобных союзническим, в ядерной сфере. Это важно для совместной работы в конфликтных и проблемных регионах, где есть риски распространения ядерного оружия.
Ядерный союз России и США мог бы стать несущей основой системы новой стратегической стабильности в мире (вместо их ядерного сдерживания друг друга). Тогда дним из главных инструментов борьбы с распространением ядерного оружия стал бы совместный контроль за конфликтными регионами мира.
Если же распространение ядерного оружия продолжится, то ядерный союз России и США создаст основу для обсуждения и выработки новых правил многосторонней ядерной стабильности и выхода на новый уровень координации ядерной политики.
Взаимодействие по вопросам ПРО
Сегодня проблематика противоракетной обороны по большей части служит поводом для противоречий. Но ее можно попытаться преобразовать в новую область сотрудничества.
Для этого обеим сторонам необходимо прежде всего осознать виртуальный характер дискуссии. Соединенные Штаты должны понять, что реальная угроза, которая требовала бы создания подобной системы, пока отсутствует. Готовиться же к упреждению будущей ракетной угрозы лучше в сотрудничестве с Россией, а не в одностороннем порядке. Проблема появления у российских границ элементов тактической ПРО должна решаться в дискуссии с участием России. Она же должна участвовать и в создании механизма принятия решений, включая процесс самого развертывания инфраструктуры.
Соединенным Штатам стоит пересмотреть подход, в соответствии с которым высшей формой сотрудничества с Россией является лишь обмен информацией. Предлагаемое Москвой создание единого штаба противоракетной обороны России и США/НАТО, единого центра предупреждения и центра анализа информации не ослабит, а, напротив, повысит ее эффективность, не подрывая суверенитет России и Соединенных Штатов. Ведь стороны оставят за собой право самостоятельно принимать решение о пуске противоракет.
Проблемы Афганистана
В краткосрочной перспективе России и США с участием европейских союзников по НАТО целесообразно интенсифицировать сотрудничество в борьбе с наркотрафиком. Соединенные Штаты не заинтересованы в том, чтобы активно пресекать производство опиума путем уничтожения плантаций, поэтому взаимодействие может заключаться в передаче России и ОДКБ более полной агентурной информации о производителях наркотиков в Афганистане и каналах их поставки через Центральную Азию. Кроме того, России имело бы смысл расширить поставки в Афганистан вооружений и военной техники для афганской армии. Москве, возможно, стоит увеличить экономическую и гуманитарную помощь Афганистану, расширить участие в восстановлении советских объектов на территории этой страны.
Трехстороннее взаимодействие с Китаем
Стоит начать трехсторонний диалог по оценкам дальнейшего экономического, политического и военно‑политического развития КНР, его влияния на региональную ситуацию в Азии и общемировую экономическую и политическую ситуацию.
Но при этом следует избегать даже намеков на меры по возможному сдерживанию Китая. Подавляющее большинство связанных с КНР проблем, а также более широкие вопросы международной стабильности и глобального управления могут быть решены только при конструктивном участии Поднебесной..
Ключевым направлением российско‑китайско‑американского взаимодействия должно быть создание в АТР многосторонней системы безопасности и развития. Судя по многим признакам, в КНР начинают понимать необходимость такой системы, дабы упредить появление у соседей страхов перед новой китайской мощью. Такая идея может быть запущена Россией и Китаем, но очень желательно конструктивное отношение к ней со стороны США.
Проект «Сибирь»
Одним из потенциально наиболее многообещающих направлений экономического сотрудничества Россия–США при участии Китая, других стран Азиатского и Азиатско‑Тихоокеанского регионов и даже государств ЕС может стать развитие Сибири и Дальнего Востока. Кроме прочего, это позволит предотвратить опасность попадания этих регионов под экономическое (а вслед за ним и политическое) доминирование Пекина, ослабления российского суверенитета над ним.
В таком доминировании на самом деле не заинтересован и сам Китай, ведь оно неизбежно вызовет консолидацию и противодействие внешних сил.
Регионы Сибири и Дальнего Востока нуждаются во внешних источниках модернизации. В одиночку Россия их не поднимет. Поэтому ей имело бы смысл выступить с инициативой международного проекта по развитию и освоению Сибири и Дальнего Востока с привлечением компаний и капитала из США, Китая, Японии, Южной Кореи, Индии…
Новые правила доступа иностранных компаний не должны напоминать соглашения о разделе продукции, заключавшиеся Россией в 1990‑е годы. Надо способствовать притоку в регион новых технологий и запуску там с помощью иностранного капитала предприятий передовых добывающих и перерабатывающих отраслей, в том числе современного сельскохозяйственного производства, ориентированного на быстрорастущие рынки Азии.
Многостороннее участие американских, китайских, прочих азиатских и европейских компаний в разработке – под российским контролем – ресурсов Сибири и Дальнего Востока может иметь далеко идущие позитивные геополитические последствия.
Проект «Арктика»
Большой потенциал позитивного взаимодействия России и США опять‑таки с привлечением других стран мира (Канада, Норвегия, Дания) представляет собой Арктика. Необходимо отходить от нынешней философии соперничества за неразведанные арктические ресурсы и не допустить милитаризации региона. Совместно с другими государствами нужно начать готовиться к возможностям свободного транспортного использования Арктики, которые появиятся, по некоторым оценкам, уже через пять‑семь лет в связи с вызванным глобальным потеплением и таянием арктических льдов. Новое дыхание может получить проект Северного морского пути, что станет мощным стимулом и для российско‑американского экономического сотрудничества. Россия также получит дополнительный внешний источник экономического развития северных территорий.
Взаимодействие по проблеме международного терроризма
Повестка дня взаимодействия России и США по борьбе с международным терроризмом также нуждается в расширении. Прежде всего надо сближать позиции по пониманию того, кого относить к международным террористам. Это позволит активизировать усилия по разработке международно‑правовой базы борьбы с международным терроризмом (Конвенция ООН). Кроме того, возможна активизация обмена разведданными и координация спецопераций по борьбе с террористическими сетями. Целесообразно заключить специальное соглашение по сотрудничеству силовых и разведывательных ведомств.
Направления взаимодействий в области экономики
Надо активизировать стагнирующий диалог России и США в области инвестиций. Возможно, стоит обсуждать предоставление дополнительных гарантий американскому капиталу (как и иностранному вообще), особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока. Даже исключительно технологическая модернизация России невыполнима без массированного привлечения иностранного капитала. Целесообразно вернуться к вопросу об открытии в России филиалов иностранных банков, в том числе американских, действующих на основе международных банковских стандартов, что послужит оздоровлению российской банковской системы.
В российских интересах выстраивать с США широкое сотрудничество в области высоких технологий и инноваций, нежели просто привлечение ряда американских компаний в Сколково. России и США нужно активнее координировать политику в рамках международных финансовых институтов (МВФ, Всемирный банк) и регулирующих форумов («больша я двадцатка», «большая восьмерка»). Российские золотовалютные резервы могли бы обеспечить больший учет ее мнения странами «семерки» по вопросам мировых финансов.
Взаимодействие в области науки и образования
Ведущие американские университеты (Гарвардский, Стэнфордский, Йельский, Колумбийский, Джорджтаунский, Принстонский и т.д.) еще долго будут оставаться лучшими в мире. Россия же за 20-30 лет серьезно ослабила свои позиции. Существенно разрушив советскую систему науки и образования, она не смогла создать пока новой конкурентоспособной модели и уже начинает отставать от таких динамично развивающихся в образовательном и научном плане стран, как Китай.
Следует наладить массовые студенческие и преподавательские обмены и стажировки. Кроме повышения квалификации и получения новых компетенций они создадут базу человеческих и профессиональных контактов, необходимых для формирования предлагаемой модели дружественных и выборочно союзных отношений между двумя странами.
Взаимодействие по последствиям изменения климата
России и США желательно активизировать серьезное обсуждение экономических, демографических и прочих последствий глобального изменения климата. Это касается таких тем, как смещение географии сельскохозяйственного производства и его последствия для мировой экономики и международного разделения труда, обострение конкуренции за продовольствие и питьевую воду, прогноз природных и, возможно, техногенных катаклизмов, прогноз векторов миграционных потоков и, как следствие, социально‑экономических, этнорелигиозных и политических проблем.
Свобода передвижения
Несмотря на негативное отношение Соединенных Штатов к либерализации режима пересечения своих границ, России стоит уже сейчас ставить вопрос о переходе в долгосрочной перспективе к безвизовому режиму. Это станет индикатором доверия и стремления Москвы качественно изменить дух российско‑американских отношений.
Год США в России, Год России в США
Традиционно подобные события сопровождаются проведением серии мероприятий, которые, во‑первых, символизируют дружественный характер отношений, сближают общества и, во‑вторых, содействуют дальнейшему расширению повестки дня позитивного взаимодействия.
комментарии(2)
0
dlz 07:28 22.10.2019
После недавних теледебатов от Демократической партии США самой большой новостью стало то, что лидер предвыборной гонки, сенатор Уоррен почти слово-в-слово повторила известную доктрину Трампа. Отличий немного, но они существенное. И прежде всего, идея существенного переложения налогового бремени для обеспечения широких социальных благ. 200 лет назад Америка освободилась от кодекса законов Британской империи. Теперь она хочет освободиться и от англо-саксонских "универсальных ценностей".
0
dlz 07:31 22.10.2019
В Америке меняется демография. Раньше там доминировали Бостон и Вашингтон. Теперь, как кажется, все больше доминируют Лос Анжелес, Сан Франциско и Сиэттл. Самый богатый человек мира живет в Сиэттле. У наших чукчей и якутов немало общего с латиноамериканцами и потомком индейцев, сенатором Уоррен. Это надо учитывать во внешней политике.