Недавно в одном из периодических изданий Дагестана была публикация о русских учителях, которые «внесли огромный вклад в развитие образования в Дагестане».
Это чистая правда. Потому что русское учительство в Дагестане берет начало в первой половине XIX века. В 1837 году в одном из древнейших городов России, Дербенте, было открыто уездное училище. Как и другие подобные заведения Закавказья, оно имело целью распространение в крае «начальных сведений и приготовление учащихся к продолжению курса учения в Тифлисской гимназии». В 1838 году в училище обучалось всего 35 человек.
Период после Октябрьской революции 1917 года был переломным в развитии светского образования в Дагестане, где ключевую роль вплоть до 70-х годов XX века играли русские учителя. Они не просто учили школьников, они несли просветительскую миссию, великую культуру русского народа. Большинство русских учителей, приехавших работать в республику, навсегда связали свою судьбу с Дагестаном. Именно таким людям беспримерного человеческого подвига благодарные дагестанцы устанавливают памятники и посвящают книги.
Так что насчет памятников – это тоже чистая правда.
Первый памятник русскому учителю в Дагестане был установлен в Махачкале в 2006 году. Это монументальное изваяние из бронзы высотой 10 метров. Другой памятник, из мрамора, установлен на несколько лет позже в горном селении Уркарах районными муниципальными органами.
Мне же хотелось, чтобы памятник русскому учителю появился в моем родном селе Усемикент Каякентского района. Больше того, я решил, что это должен быть памятник, установленный по инициативе частного лица. И у меня получилось.
Монумент был открыт 5 октября прошлого года, в День учителя. На открытие собралось более 200 человек со всего района. Это был праздник живых воспоминаний и благодарной памяти рыцарям русского просвещения.
Мне уже 71 год. Моей первой русской учительницей была Екатерина Афанасьевна Пиреева, которая учила меня русскому языку в далеком 1954 году. Потом их стало много – хороших и разных. И не только у меня – у тысяч благодарных дагестанцев.
Двух своих учителей, Анатолия Васильевича и Александру Федоровну Масловых, я искал после их отъезда в течение почти 50 лет и нашел в Липецкой области. Они учили нас не только русскому языку. Анатолий Васильевич преподавал математику, физику. Южными летними вечерами он на небе, как на огромной карте, показывал и рассказывал нам о далеких созвездиях. Еще в пятом классе мы, его ученики, научились фотографировать. Мы целыми ночами мешали им, молодой семье, спать, так как фотоувеличитель в селении был только у него. И ни разу ни он, ни его жена нам и намеком не дали знать, что пора идти домой. Это были настоящие интеллигенты. На меня оказало большое впечатление умение Анатолия Васильевича заинтересовать маленьких людей задачами различной сложности. Он подкидывал в наши головы задачи и задачки не только на уроках. Одну из них, для меня трудную, я решил, уже будучи студентом третьего курса математического факультета университета, о чем с радостью доложил ему в письме. К сожалению, моя мечта увидеть Анатолия Васильевича и Александру Федоровну не сбылась. Я не смог показать им начертанные на бронзе их имена на памятнике. Они оба в прошлом году умерли в течение одной недели.
Несколько слов о том, как строился памятник. Когда я сказал жене о том, что хочу на наши «похоронные» деньги установить памятник русскому учителю, она, «министр семейных финансов», к моему удивлению, сразу же согласилась. Решили скоро не умирать. Ее старший брат, который особых пристрастий к учению, образованию не имел, сказал, что это очень хорошее дело. И вообще, строя памятник, я пережил много замечательных эмоций, волнение оттого, что люди помнят русского учителя. Они, узнав, чем я занимаюсь, старались всемерно помочь, демонстрировали понимание и уважение, некоторые брали за услуги только часть платы или вовсе отказывались от нее, помня добро, которое принес нам русский учитель.
Строя памятник, я понял, что образ русского учителя живет в нашем народе. Первая книга о русских учителях в Дагестане была издана в 2015 году. Затем издали вторую, обновленную книгу, в которую вошли истории 3 тыс. учителей со всех районов и городов Дагестана. Написано немало научных трудов, в том числе и монографического характера, посвященных деятельности русского учителя в республике.
К сожалению, современная история России не способствует развитию тех добрых начал, которые были заложены в советское время. Один из печальных фактов, демонстрирующих это, заключен в том, что в постсоветском Дагестане доля русского населения уменьшилась почти в семь раз. Но это уже другая тема, которая должна быть предметом нашей тревоги…
комментарии(0)