0
6817
Газета Печатная версия

24.12.2018 17:38:00

Верховный саламандр признал его врагом рейха

Карел Чапек своей утопической книгой о странных существах сказал нам все, что хотел

Олег Калистратов

Об авторе: Олег Мефодьевич Калистратов – педагог.

Тэги: чапек, литература, история


280-16-11_t.jpg
Карел Чапек, боец с недочеловеками.
Фото 1921 года

25 декабря 1938 года, ровно 180 лет назад, умер чешский писатель Карел Чапек. Это была большая утрата для чешской и мировой литературы. Родившийся в  Австро-Венгрии, в семье сельского врача, заниматься сочинительством он начал в гимназии. Первые произведения в стихах и прозе он написал в соавторстве с братом Йозефом. Интересно, что когда в 1920 году была напечатана их пьеса о восстании машин с загадочным названием  «R.U.R.», то в ней впервые было пущено в обращение слово «робот», и в этом же значении оно вошло во все языки мира.

Надо сказать, что Карел тяготел к темам, связанным в той или иной степени  с завоеваниями прогресса. Вот лишь некоторые названия его известных сочинений: «Средство Макропулоса», «Фабрика Абсолюта», «Кракатит». Но лучшей книгой Чапека считается «Война с саламандрами», написанная в 1936 году.

Надо сказать, что чешские критики не сразу оценили эту работу писателя, и он в связи с этим был даже раздражен. Они увидели в романе юмористическое продолжение других произведений писателя, где показывалась борьба человека с машинами (роботами).

Но саламандры не были машинами. Эти человекоподобные существа оказались морскими амфибиями, открытыми на  Зондских островах капитаном Я. ван Тохом, который понял развитость этих существ и вступил с ними  в товарный обмен. Он предложил им ножи и гарпуны, попросив за это жемчуг, который они добывали в море.

 Затем капитан нашел инвестора в лице  промышленника Бонди и стал расселять саламандр по островам  Индийского и Тихого океанов. Переселенцы вскоре освоили строительное ремесло, наловчились работать с инструментами и стали возводить даже  плотины.

В общем, они взяли от людей очень многое, научились говорить, стали подражать человеку, который, в свою очередь, использовал саламандр на подводных работах.

И вот в какой-то момент подражание людям привело саламандр к дискуссиям на разные темы, связанные с политикой, культурой, прогрессом  в развитии разных сообществ.  Люди это заметили, но особых мер не принимали, оценив все это как не очень смешное пародирование.

А позже начались конфликты. В итоге, кто бы мог подумать, саламандры стали производить оружие, нашли поддержку некоторых стран и провозгласили собственное независимое государство под руководством Верховного саламандра. 

Дальше началось агрессивное освоение саламандрами жизненного пространства за счет подтопления суши и обустройства своих колоний на  мелководьях. 

И неожиданно оказалось, что амфибии по численности гораздо  больше  человечества, примерно в 20 раз. А так как они обжили другую, мелководную среду, то укротить их там у людей уже не было никаких шансов…

280-16-12_t.jpg
После выхода книги саламандры появились
и на театральных афишах. Постер к спектаклю 2015 года

Такой была утопия созданная Карелом  Чапеком, который в 1936 году был номинантом на Нобелевскую премию по литературе. Его брат Йозеф рисовал политические карикатуры, в том числе и на Гитлера. Вот ведь какая интересная эта сфера – политика. 

Но вот что гласит легенда того времени. Когда  15 марта 1939 года фашистские войска вошли в Прагу, туда тут же приехал  Гитлер и не только вывесил над Пражским Градом свой штандарт, но еще в тот же день приказал арестовать писателя Карела Чапека, которого еще раньше объявил своим врагом. 

В ту пору вообще много было слухов о том, кого, когда и за что фюрер заносил в свой список врагов. Мне кажется, что если шла речь о военных  людях, то там все было понятно.  Но что могла  сделать книга «Война с саламандрами», чтобы Гитлер отдал такой приказ?

Оказывается, в этом романе Верховный саламандр, до того как возвысился над всеми, служил ефрейтором. Якобы именно за это совпадение с биографией Гитлера тот решил разделаться с писателем. 

Правда, у него это не получилось. Карел Чапек уже умер в Праге 25 декабря 1938-го. А брат, художник, все-таки получил свое, прошел через концлагеря и умер в последнем из них в 1945 году на территории Германии.

Но что действительно  могло  взбесить Гитлера, так это сам роман Карела в полном объеме того, что в нем действительно было заложено. Сравнить Германию времен национал-социализма с существами, которые равняются во всем (причем неумело) на человека – это было круто. Метафоричность, образность, тонкая сатира – это все оружие, не сравнимое с карикатурой военного времени. 

Карикатура – это в лоб. Пропаганда или контрпропаганда. Зацепила или не зацепила своим «выстрелом». А книга – это чтение и погружение в глубины существования и самовыражения такой вкрадчивой идеологии, которой в той или иной мере поверила огромная часть европейцев, включая рафинированных интеллектуалов вроде норвежского писателя Кнута Гамсуна, нобелевского лауреата. За симпатию к фашизму соотечественники забросали двор писателя его книгами, которые прежде им нравились.

Отношение Карела Чапека к социалистической идее в советском исполнении было не столь радикальным. Он симпатизировал подвигам челюскинцев, другим героям. Но  к нашим вождям вроде бы ничего не испытывал.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Белорусские власти призвали книготорговцев к самоцензуре

Белорусские власти призвали книготорговцев к самоцензуре

Дмитрий Тараторин

Активизировалась борьба с литературой, "наносящей вред национальным интересам"

0
2013
Ласкать уши глупцов

Ласкать уши глупцов

Ольга Камарго

Евгений Лесин

Исполняется 555 лет со дня рождения Эразма Роттердамского

0
4540
Мужчина судил о женщине по искусству слагать стихи

Мужчина судил о женщине по искусству слагать стихи

Ольга Камарго

Роман-энциклопедия японской жизни эпохи спокойствия

0
1941
Закаленная в серном огне

Закаленная в серном огне

Виктор Коллегорский

Поэт Лев Мей и его изумительная «Плясунья»

1
3428

Другие новости