Сетевая наука перебрала достаточное количество теорий и уже поэтому требует эмпирических подтверждений. Но предоставить такие подтверждения достаточно проблематично.
Однако я начну с определений.
Мне кажется, что, когда мы называем Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассников» социальными сетями, это не совсем верно. Почему, если мы с вами стали взаимодействовать в Сети, то сразу полагаем, что создали социальную сеть?
Я считаю, что это самая большая ошибка. Она широко распространена, особенно среди молодых исследователей.
На мой взгляд, Facebook и аналогичные платформы – это всего лишь приложения, позволяющие нам вступать во взаимодействия. А вот анализ самих взаимодействий как раз позволит определить, в какой степени они отвечают критериям и признакам социальной сети.
Почему именно развитие Интернета вызывает столь бурную реакцию разных исследователей относительно сетевой методологии?
Во-первых, потому, что Интернет позволяет накапливать, фиксировать и анализировать данные. Эта возможность появилась не сразу. С 1990-х годов и до 2004 года Интернет ничего интересного для социальных наук не представлял. В это время мы все могли оперировать только таким понятием, как «сайт». Но вот в 2004 году Марк Цукерберг придумал свою социальную платформу и назвал ее Facebook.
Этап социальных платформ характерен тем, что каждому пользователю присваивался свой уникальный номер. Это позволило говорить не просто о сайтах, а о взаимодействиях на них конкретных людей, их комментариев, передвижениях вплоть до геолокации и т.п.
Но затем, в 2011 году, наступил следующий этап, который связан с появлением мессенджеров, интересных нам тем, что они закрыты для исследователей в силу приватности и недоступности этих коммуникаций. Но это не последняя проблема тех, кто занимается Интернетом.
У нас появился еще один тип коммуникаций, который определен как человек-бот. Это, как правило, робот или специальная программа, выдающая себя за человека и проникающая в сферу взаимодействий людей.
Если же говорить о политическом пространстве, то оно в Интернете пронизано различными одновременно функционирующими типами и видами дискурсов – как автономных, гетерогенных, так и непрерывных информационных потоков. Накладывая на онлайн-пространство языковые фильтры, данные геопозиционирования, маркеры дискурсивных практик, можно выделять области, характерные для страны, города, определенной группы людей, электората политической партии и т.д.
В этих областях коммуникация и формирование социальных практик происходят в условиях функционирования разнообразных социальных сетей и сетевых сообществ. Пользователи социальных сетей в Интернете взаимодействуют в рамках определенных ролей. Это могут быть «лидеры мнений», «сенсоры», «реализаторы», «читатели», «репутационные игроки».
«Лидеры мнений» запускают волновые эффекты распространения информации и изменяют информационно-новостное поле. «Сенсоры» собирают значимую информацию в рамках того или иного смыслового концепта; они составляют контекст той информации, которую вносят «лидеры мнений».
«Реализаторы» посредством гипертекстурируемости онлайн-пространства технологически запускают блоговолну.
«Читатели», составляя большинство, постоянно находятся в сети и практически не генерируют публичных сообщений. «Репутационные игроки» – это представители бизнеса и власти.
«Лидеры мнений» и «сенсоры» производят и воспроизводят систему социально-культурных установок, которые принимаются и тиражируются всеми участниками социальной сети. Эта система установок описывает и характеризует рефлексивное пространство политики.
Для исследования пространства политики необходимо анализировать дискурсивные практики, продуцируемые социальными сетями. Пользователи наделяют свои практики маркерами и триггерами, благодаря которым мы можем выделять и изучать социально-культурные установки участников и исследовать их влияние на развитие социально-политических систем.
Одними из таких маркеров являются хештеги.
Хештег означает метку, используемую в микроблогах и социальных сетях, облегчающую поиск сообщений по какой-то теме или содержанию и начинающуюся со знака решетки.
Хештеги используют в рекламной продукции, в политических или культурных акциях как отсылку к появившемуся тренду или попытку создать такой тренд в Интернете.
Все социальные платформы связаны одним набором хештегов, которыми пользователь маркирует свое рефлексивное пространство политики. Важность анализа хештегов заключается в способности не только объединять сообщения схожей тематики, но и проводить исследования опосредованного субъекта, образованного в Сети.
Нами не только были выделены количественные показатели рефлексивного пространства политики, но и проанализированы его качественные характеристики.
комментарии(0)