0
3112
Газета Печатная версия

29.05.2018 00:01:00

Хештег – это всего лишь решетка...

Наталья Рябченко

Об авторе: Наталья Анатольевна Рябченко – кандидат политических наук, доцент.

Тэги: хэштэг, интернет, соцсети, общество, политика, сеть


Сетевая наука перебрала достаточное количество теорий и уже поэтому требует эмпирических подтверждений. Но предоставить такие подтверждения достаточно проблематично.

Однако я начну с определений.

Мне кажется, что, когда мы называем Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассников» социальными сетями, это не совсем верно. Почему, если мы с вами стали взаимодействовать в Сети, то сразу полагаем, что создали социальную сеть?

Я считаю, что это самая большая ошибка. Она широко распространена, особенно среди молодых исследователей.

На мой взгляд, Facebook и аналогичные платформы – это всего лишь приложения, позволяющие нам вступать во взаимодействия. А вот анализ самих взаимодействий как раз позволит определить, в какой степени они отвечают критериям и признакам социальной сети.

Почему именно развитие Интернета вызывает столь бурную реакцию разных исследователей относительно сетевой методологии?

Во-первых, потому, что Интернет позволяет накапливать, фиксировать и анализировать данные. Эта возможность появилась не сразу. С 1990-х годов и до 2004 года Интернет ничего интересного для социальных наук не представлял. В это время мы все могли оперировать только таким понятием, как «сайт». Но вот в 2004 году Марк Цукерберг придумал свою социальную платформу и назвал ее Facebook.

Этап социальных платформ характерен тем, что каждому пользователю присваивался свой уникальный номер. Это позволило говорить не просто о сайтах, а о взаимодействиях на них конкретных людей, их комментариев, передвижениях вплоть до геолокации и т.п.

Но затем, в 2011 году, наступил следующий этап, который связан с появлением мессенджеров, интересных нам тем, что они закрыты для исследователей в силу приватности и недоступности этих коммуникаций. Но это не последняя проблема тех, кто занимается Интернетом.

У нас появился еще один тип коммуникаций, который определен как человек-бот. Это, как правило, робот или специальная программа, выдающая себя за человека и проникающая в сферу взаимодействий людей.

Если же говорить о политическом пространстве, то оно в Интернете пронизано различными одновременно функционирующими типами и видами дискурсов – как автономных, гетерогенных, так и непрерывных информационных потоков. Накладывая на онлайн-пространство языковые фильтры, данные геопозиционирования, маркеры дискурсивных практик, можно выделять области, характерные для страны, города, определенной группы людей, электората политической партии и т.д.

В этих областях коммуникация и формирование социальных практик происходят в условиях функционирования разнообразных социальных сетей и сетевых сообществ. Пользователи социальных сетей в Интернете взаимодействуют в рамках определенных ролей. Это могут быть «лидеры мнений», «сенсоры», «реализаторы», «читатели», «репутационные игроки».

«Лидеры мнений» запускают волновые эффекты распространения информации и изменяют информационно-новостное поле. «Сенсоры» собирают значимую информацию в рамках того или иного смыслового концепта; они составляют контекст той информации, которую вносят «лидеры мнений».

«Реализаторы» посредством гипертекстурируемости онлайн-пространства технологически запускают блоговолну.

«Читатели», составляя большинство, постоянно находятся в сети и практически не генерируют публичных сообщений. «Репутационные игроки» – это представители бизнеса и власти.

«Лидеры мнений» и «сенсоры» производят и воспроизводят систему социально-культурных установок, которые принимаются и тиражируются всеми участниками социальной сети. Эта система установок описывает и характеризует рефлексивное пространство политики.

Для исследования пространства политики необходимо анализировать дискурсивные практики, продуцируемые социальными сетями. Пользователи наделяют свои практики маркерами и триггерами, благодаря которым мы можем выделять и изучать социально-культурные установки участников и исследовать их влияние на развитие социально-политических систем.

Одними из таких маркеров являются хештеги.

Хештег означает метку, используемую в микроблогах и социальных сетях, облегчающую поиск сообщений по какой-то теме или содержанию и начинающуюся со знака решетки.

Хештеги используют в рекламной продукции, в политических или культурных акциях как отсылку к появившемуся тренду или попытку создать такой тренд в Интернете.

Все социальные платформы связаны одним набором хештегов, которыми пользователь маркирует свое рефлексивное пространство политики. Важность анализа хештегов заключается в способности не только объединять сообщения схожей тематики, но и проводить исследования опосредованного субъекта, образованного в Сети.

Нами не только были выделены количественные показатели рефлексивного пространства политики, но и проанализированы его качественные характеристики.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Немецкие социал-демократы вспомнили о Шредере

Немецкие социал-демократы вспомнили о Шредере

Олег Никифоров

Фактор Сары Вагенкнехт оказывает влияние на политическую ситуацию в Германии

0
1441
Исход из Латинской Америки

Исход из Латинской Америки

Дмитрий Морозов

Нелегальная миграция из стран региона порождена фактором личной безопасности

0
1576
Германия оказалась на политическом перекрестке

Германия оказалась на политическом перекрестке

Олег Никифоров

"Фактор Вагенкнехт" заинтересовал немецких избирателей

0
2212
218 (не)случайно непохожих. "Новое общество художников" в Музее русского импрессионизма

218 (не)случайно непохожих. "Новое общество художников" в Музее русского импрессионизма

Дарья Курдюкова

0
2165

Другие новости