0
4199
Газета Печатная версия

27.03.2018 00:01:00

Как обрести "незомбисимость"

Гостеприимство русского языка говорит о его космической открытости

Глеб Хлебов

Об авторе: Глеб Иванович Хлебов – блогер.


«Если и в этих томах не найду, придется идти в зал тюремного фольклора». Фото агентства «Москва»

Если бы вас спросили, что общего имеют 10 таких слов, как «биткоин», «хайп», «токсичный», «баттл», «допинг», «реновация», «криптовалюта», «фейк», «безвиз», «домогательство», то что бы вы ответили?

Вот и я не знал ответа, пока не наткнулся в «Собаке.ру» на публикацию, посвященную конкурсу «Слово года». Оказывается, такое состязание устраивается довольно давно и, что важно, ежегодно. Итоги 2017-го были подведены в наступившем 2018-м.

Как отметили члены экспертного совета при Центре творческого развития русского языка, в состав которого входят известные писатели, филологи, лингвисты, журналисты, культурологи и философы, борьба за первенство была напряженной. Но вероятно, не всем понятная по сути «реновация» завладела умами сильнее, чем «биткоин», «хайп» или «баттл». Наиболее русское слово «домогательство» заняло последнее, 10-е место. Причем с пояснением, что это и есть «харассмент».

Этот конкурс начался в 2007 году, и вот какие слова побеждали в предшествующие «реновации» годы: «гламур» (2007), «кризис» (2008), «перезагрузка» (2009), «огнеборцы» (2010), «полиция» (2011), «Болотная»  (2012), «госдура» (2013), «Крымнаш» (2014), «беженцы» (2015), «брекзит» (2016).

Эти стройные ряды слов, бьющихся за победу, действительно в большом ходу. При этом они служат определенными маркерами тех событий, явлений, проблем, которые эти слова порождают. Заодно  показывают культурный уровень носителей и пользователей русского языка. Как видим, наш «великий и могучий», не столь продуктивен, чтобы рожать что-то, воистину равное тому же «хайпу» или «фейку».

Очевидно, русской словесности надо еще много работать над собой. И не только по изобретению и широкому применению отдельных словечек, но и по участию в таких номинациях описываемого конкурса, как «Выражение года», «Антиязык» (язык пропаганды, вражды и ненависти), «Протологизм» (самые оригинальные, востребованные и созданные участниками группы).

Конечно, этот ежегодный набор слов-победителей показывает, какие события, процессы, явления находят свое отражение в языке и рождают новые выражения и понятия. 

Всякому, кто будет читать список слов-победителей, станет понятно, что российская жизнь трудна и непроста. Иногда за новым словом стоит очень многое. Поэтому конкурс интересен не только тем, что выясняет появление, применение, распространение новых слов. Это еще и измеритель состояния общества, особенно той его части, которая достаточно образованна и чутко реагирует на подобные затеи.

Но есть и другая часть общества, которая не сталкивается с новоязом, обусловленным развитием Интернета, сменой приоритетов и ценностей, связанных с мобильностью динамичной части общества, знающей иностранные языки, товарные бренды, сленг новых профессий и технологий.

С одной стороны,  такие коммуникационные разрывы не иак уж страшны, но кое для кого мучительны.

Но вернемся к конкурсу.

Через соревнующиеся слова мы, конечно, не видим конкретных авторов, но нам понятно, что в это состязание входят люди довольно широкого кругозора. Они в курсе самых запоминающихся событий, новостей, общественных мероприятий. Им известно, что происходит в политике, культуре. Они много знают про светскую, гламурную жизнь и не меньше осведомлены по части слухов, сплетен и даже тайн коридоров  власти.

В 2012-м словом года стала «Болотная». Можно ли этот успех ассоциировать с тем, что он говорит о росте гражданской активности? Да ни в коей мере. Просто те события были на устах той самой социальной группы, что больше других участвует в словесном конкурсе.

Люди просто играли в слова, выискивали их, придумывали сами. В этой игре было много юмора и, можно сказать, социально-политической сатиры.   

В конкурсе выражений 2017 года блистали: «он вам не Димон», «вмешательство в выборы», «корзиночка Сечина», «девушки с пониженной социальной ответственностью».

В номинации «Антиязык» чемпионом стал «иностранный агент». Еще в десятке оказались «можем повторить!», «пьяный мальчик», «ритуальное убийство», «тьфу на тебя», «лишние жители» и др.

В группе протологизмов лидерами стали «домогант» и «гоп-политика». За ними кучно шли «дармолюб», «зломенитый», «кумироточение»…

Мне понравилась отставшая от лидеров «незомбисимость». Уверен, что ее придумали в свое оправдание наши доблестные телепропагандисты…                   


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Многие страны крайне уязвимы к компьютерным сбоям

Ольга Соловьева

Проблемы в работе глобальной сети в России подтвердили новые угрозы для кибербезопасности

0
1175
Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Больные арестанты остаются заложниками тюремной системы

Екатерина Трифонова

Медицинские показания против пребывания в СИЗО не всегда открывают двери на свободу

0
1047
Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Депутатам предстоит заседать семь месяцев подряд

Иван Родин

Спикер Госдумы Володин настраивает партии на безусловную консолидацию перед внешними угрозами

0
982
Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Сделке по Газе сопротивляются по обе стороны фронта

Игорь Субботин

Израильские и палестинские "ястребы" не хотят сдаваться без боя

0
1131

Другие новости