0
24780
Газета Столица Интернет-версия

29.07.2016 00:01:15

Информатизация меняет столичное здравоохранение к лучшему

Тэги: москва, здравоохранение, информатизация, емиас, поликлиники


москва, здравоохранение, информатизация, емиас, поликлиники Глава городского Департамента здравоохранения Алексей Хрипун и мэр Москвы Сергей Собянин уверены, что широкое внедрение онлайн-технологий помогает вывести столичную медицину на мировой уровень. Фото с сайта www.mos.ru

Уровень информатизации московского здравоохранения выше, чем в Лондоне, Нью-Йорке и ряде других мегаполисов мира, выяснили международные эксперты. По данным консалтингового агентства PricewaterhouseCoopers (PwC) столица РФ вышла на первое место среди крупных городов, наиболее активно применяющих анализ накопленных данных в управлении медициной. В Москве развивающейся Единой медицинской информационно-аналитической системой (ЕМИАС) пользуются почти 9 млн горожан – то есть примерно 75% москвичей, – что позволяет горожанам забыть об очередях за талонами на прием к специалистам и повышает доступность медпомощи в московских поликлиниках.

ЕМИАС – один из наиболее крупных и технически сложных проектов информатизации, реализуемых в Москве с 2011 года. К Единой медицинской информационно-аналитической системе в Москве подключено более 23,6 тыс. врачей и к настоящему моменту в ней зарегистрировались 8,9 млн пациентов. С момента запуска системы проведено более 243 млн записей к врачам, и ежедневно система обеспечивает более 500 тыс. записей к специалистам столичного здравоохранения.

Над проектом создания ЕМИАС работает около 4500 специалистов более чем из 30 российских IT-компаний и, судя по рейтингу PwC (а компания изучила опыт 28 крупнейших мировых мегаполисов), результаты их труда были замечены не только московскими пользователями, но и международными экспертами. В российской столице в отличие, например, от Барселоны, Сиднея, Нью-Йорка и Лондона все поликлиники включены в единую информационно-аналитическую систему, которая не только значительно упрощает процедуру записи к врачам для москвичей, помогает грамотно распределять время медиков и пациентов. Как отметил мэр Москвы Сергей Собянин, ЕМИАС – одна из самых мощных в мире муниципальных медицинских систем, которая охватывает десятки тысяч рабочих мест – врачей, терапевтов, педиатров и других специалистов, работающих в системе здравоохранения. «Этой системой сегодня пользуются уже около 9 млн москвичей. Большинство пациентов пользуются электронной системой записи в наши поликлиники», – сказал градоначальник, посещая ситуационный центр Департамента здравоохранения столицы.

ЕМИАС – полезно, разнообразно и перспективно

Всего функционал ЕМИАС включает в себя восемь сервисов. Наиболее востребованный из них в Москве – самозапись пациента на прием к врачу. Второй важный сервис – управление потоками пациентов внутри учреждения, а также между медицинскими организациями. Третий – это электронная медицинская карта, которая концентрирует информацию о пациенте. Нужно отметить, что электронные медицинские карты заведены более чем у 1 млн пациентов столичных поликлиник, а к концу года они могут появиться уже у 2 млн горожан. По словам заместителя руководителя Департамента информационных технологий Москвы Владимира Макарова, сейчас 32% врачей-клиницистов, работающих в амбулаторных медицинских центрах, в поликлиниках, уже используют электронную карту в ходе приема пациентов, что составляет примерно 3600 врачей и 760 других медицинских сотрудников.

Еще один развивающийся сервис льготного лекарственного обеспечения – электронный рецепт. Сейчас более 90% льготных рецептов оформляется врачами в электронном виде, что упрощает процедуру выписки препаратов, позволяет врачам видеть текущий ассортимент и наличие лекарств в аптечных пунктах при поликлиниках в режиме онлайн. В результате вместо трех с половиной минут, которые медики тратили на выписку бумажного рецепта, на оформление электронного рецепта тратится примерно 30 секунд. С начала внедрения сервиса выписано 22,38 млн рецептов, и перспективы у этого сервиса очень большие.

Еще большие горизонты открывает московским властям такой сервис, как облачная бухгалтерия – ведение финансово-экономической деятельности поликлиник в электронном виде. Этот формат взаимодействия между бюджетными организациями позволяет и чиновникам, и сотрудникам следить за тем, как расходуются финансы учреждения, и постатейно контролировать буквально в онлайн-режиме, на что тратятся государственные финансы. Он уже активно применяется в столичном образовании, и в ближайшие годы внимание к нему будет расти во многих сферах.

Горожане также могут использовать сервис раскрытия информации ЕМИАС, который позволяет каждому москвичу, зарегистрированному на портале городских услуг, узнать время ожидания даты приема врача и время ожидания начала приема непосредственно у кабинета специалиста. Судить об этом можно по графикам, содержащим несколько категорий оценки доступности посещения врача. Сервис позволяет оценить как общую картину доступности медпомощи в Москве, так и ситуацию в каждом конкретном филиале поликлиник, а значит, горожане могут осознанно выбрать поликлинику для прикрепления, ориентируясь на такой показатель, как время ожидания приема врача. Это не только позволяет перегруппировать поток посетителей, но и создает дополнительную мотивацию для улучшения работы самих медработников – ведь мало кому приятно работать в учреждении, которое справляется со своими задачами хуже соседнего.

Поликлиники под полным контролем

Записаться на прием москвичи могут и в терминалах ЕМИАС, и при помощи городских онлайн-приложений.	Фото Агентство «Москва»
Записаться на прием москвичи могут и в терминалах ЕМИАС, и при помощи городских онлайн-приложений.
Фото Агентство «Москва»

Упомянутый ранее ситуационный центр Департамента здравоохранения Москвы, который позволяет контролировать работу всех звеньев ЕМИАС, начал свою работу 12 января 2015 года. Сейчас в его команду входят 15 специалистов с медицинским, техническим и юридическим образованием. «В ситуационный центр Департамента здравоохранения стекаются все данные о посещении поликлиник пациентами, о расписании всех врачей, времени ожидания приема, о назначениях и направлениях, которые делают врачи поликлиник, – отметил глава Департамента здравоохранения Москвы Алексей Хрипун. – Специалисты осуществляют мониторинг ситуации, анализируют поступающую информацию и готовят на ее основе предложения по улучшению процессов. В их распоряжении современные компьютеры, информационные панели, новейшее программное обеспечение. У них есть доступ к любым данным о работе московских поликлиник и их филиалов. Сотрудники ситуационного центра – это аналитики, программисты, технологи, менеджеры, специалисты в области консалтинга. Их задача – получать и систематизировать данные о работе медицинских организаций, выявлять проблемные зоны и предлагать варианты решений».

Кроме того, при необходимости сотрудники ситуационного центра могут отправиться в поликлинику, чтобы на месте оказать помощь персоналу – за полтора года работы таких выездов было совершено примерно 1500. Параллельно специалисты центра провели обучение 152 главных врачей и 1,5 тыс. работников медицинских учреждений практическим навыкам работы с ЕМИАС и методам эффективного управления потоками пациентов.

Согласно данным ситуационного центра, количество пациентов городских поликлиник, ожидавших приема терапевта дольше 40 минут, снизилось в январе–апреле 2016 года более чем на миллион по сравнению с 2015 годом. Так, в первые четыре месяца 2015 года 1,29 млн пациентов ждали приема терапевта от 40 до 60 минут и от 60 минут, в 2016 году это число составило 255 тыс. Таким образом, снижение составило 81%. В общей сложности в январе–апреле на прием к терапевту записались 5,5 млн человек. Из них менее 20 минут врача ожидали 4,7 млн пациентов, а от 20 до 40 минут – 515,3 тыс. человек. В целом доступность записи на прием к врачу-терапевту в среднем составила в 2014 году 68% от общего числа пациентов, в 2015 году – 97,9%, а во втором квартале 2016 года – уже 98,0%. Доступность записи на прием к врачу-педиатру в среднем составила в 2014 году 72%, в 2015 году – 97,9%, а во втором квартале 2016 года – 98,5%.

Однако Департамент здравоохранения намерен полагаться не только на данные системы ЕМИАС при оценке ситуации в поликлиниках. Как заявил Алексей Хрипун, для отслеживания очередей в столичных поликлиниках в холлах перед кабинетами врачей и в вестибюлях регистратур установят видеокамеры. Кроме того, за качеством виртуальных сервисов ЕМИАС в Москве следят 1000 тайных пациентов, сообщил заместитель руководителя Департамента информационных технологий Владимир Макаров. «Есть служба качества, которая на регулярной основе занимается разбором жалоб пациентов, анализируются отзывы в соцсетях и блогосфере, – отметил чиновник. – Также есть тайные пациенты, которые проверяют для нас качество работы ЕМИАС. Их порядка тысячи человек. У нас достаточное количество волонтеров, которые готовы помогать в получении ценной информации».

Нужно отметить, что москвичи, оставившие адрес электронной почты на портале госуслуг (www.pgu.mos.ru), на следующий день после визита к врачу взрослой поликлиники могут получить и специальное электронное письмо с просьбой оценить результаты посещения поликлиники по пятибалльной шкале – от «полностью удовлетворен» до «не удовлетворен». Сейчас 85–90% пациентов, отвечающих на электронные письма, положительно оценивают работу столичных поликлиник.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Российское общество радикально изменилось после начала СВО

Ольга Соловьева

Население впервые испытывает прилив самостоятельности и личной инициативы, отмечают социологи

0
1419
Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Поддерживать высокие нефтяные цены становится все труднее

Михаил Сергеев

Прозападные аналитики обвинили Россию в нарушении квот соглашения ОПЕК+

0
1427
Полноценное питание зависит от кошелька

Полноценное питание зависит от кошелька

Анастасия Башкатова

От четверти до трети населения не имеют доступа к полезным продуктам ни физически, ни финансово

0
1169
Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

Россия планирует импортировать картофель из-за роста спроса на него

  

0
742

Другие новости