0
2149

11.03.2014 16:16:00

Правые, левые, мазохисты, цыгане


Роман Сикора. «Исповедь мазохиста». Режиссёр Мартина Шлегелова, сценограф Яна Шпалова, художник по костюмам Анета Грнякова, заведующая литературной частью Марие Шпалова. Театр «Дивадло Лети» / цикл «Гайд-парк» в Театре им. Шванды, премьера 26.01.11.

Отвечая на потребность в оригинальной политической сатире на чешской сцене, театр «Дивадло Лети» поставил пьесу Романа Сикоры «Исповедь мазохиста». К политике Сикора подходит не напрямую, а через тяготы жизни господина М., неудовлетворённого чешского мазохиста. Главный герой — истинный Мазохист с большой буквы, ведь речь здесь идёт не только о сексуальных предпочтениях… Господин М. убеждён, что его поступки идут на благо обществу; он мазохист по жизни, который в полном самоотречении, боли и изнурении находит смысл жизни и хочет убедить в этом и всех остальных. По ходу действия пьесы он обнаруживает, что испытывает наслаждение от совершаемого над ним насилия не только в прямом, но и в переносном смысле, и становится истинным ценителем сверхурочных рабочих часов, урезания зарплаты и современного офисного рабства. Одним словом, капитализм — это именно то, что ему нужно! Казалось бы, по крайней мере по мнению автора, что современная эпоха — рай для мазохиста, но, как выясняется, всё не так-то просто…

В первой части пьесы господин М. рассказывает зрителю о своих злоключениях в апатичном БДСМ-сообществе. Вместо того чтобы бичевать господина М., садист Роберт суёт ему фотографии своих детей и отмахивается от него «стоп-словом», вместо сеанса разнузданного секса госпожа Лаура пускается в бюрократические литании об оформлении договорных условий СМ-отношений с перечислением всего того, что делать нельзя, а за что придётся заплатить отдельно. Бюрократия, душащая спонтанность и какое бы то ни было возбуждение даже там, где её никак не ожидаешь встретить, — это один из по-настоящему смешных объектов для шуток, возникающих при сопоставлении эротической темы и ситуации в обществе. Всё на продажу. Однако господин М. не находит удовлетворения и после того, как отказывается от институализированной эротики и выходит на улицу. Грубое вмешательство полицейских в трамвае (господин М. переодевается в бомжа) — это «ещё цветочки», «с левыми сплошная скука» (во время заседания Международного валютного фонда в Праге господину М. так и не удалось ввязаться ни в какие массовые беспорядки), а «нацисты — порядочные трусы» (господин М., загримировавшись под темнокожего, отправляется на концерт группы скинхедов — и опять ничего!).  

Приблизительно в середине пьесы показан сон, в котором к господину М. является антропоморфная лошадь и раскрывает перед ним перспективы удивительного удовлетворения и свободы, которые гарантируют лошадиный облик и судьба лошади. Только в этом месте пьеса начинает приобретать более откровенный политический характер — автор перемещает господина М. из БДСМ-сообщества в рабочий коллектив. Лошадиный облик воплощается как в подчинённости «пони-боя» господину (во сне), так и во фразеологизме «работать, как лошадь». Мазохизм уже перерастает рамки хобби в свободное время, он превращается в жизненный приоритет, который уже нет необходимости специально выискивать после работы где-то по клубам; ведь унижение и боль человек может испытывать на протяжении всего дня. Однако и тут неожиданный успех может испортить всю картину. 

 Постановка режиссёра Мартины Шлегеловой помогает создать картину мира как одного большого БДСМ-клуба, и не важно, принимает ли он на себя в данный момент облик рекламного агентства или торговой сети «Кауфланд».

Манера речи персонажей и то, как режиссёр и актёры пользуются ею, с моей точки зрения, —  это самое интересное в спектакле. Сикора уходит от банальности с помощью стилизованного языка, а конкретнее — с помощью вывернутого наизнанку синтаксиса. Он применяет инверсию, дробит фразы на отрывочные части, разделённые точками. Таким образом, объём информации нарастает постепенно. Например, профсоюзный лидер в «Кауфланде» обращается к господину М. следующим образом: «Ну, хорошо. Это хорошо. Что ты вступаешь. Я рад. Что ты вступаешь. Люди нам нужны. И умные. Образованные. А у тебя аттестат. Аттестат зрелости у тебя и есть». Язык постоянно приковывает к себе внимание, спотыкается, ни одного связного предложения тут не дождёшься. Это не позволяет зрителю «включить автопилот», а актёрам не позволяет играть «правдоподобно». 

4.jpg
Иржи Гонзирек, Катарина Коишова, Сабина Махачова.
«Пасла коня на балконе». Режиссёр Иржи Гонзирек,
сценограф Радомир Отыпка, художник по костюмам
Жижи, композитор Иржи Стары, заведующие литера-
турной частью Катарина Коишова, Сабина Махачова.
Театр «Дивадло Фесте», премьера 29.01.11.

Сама языковая плоскость, таким образом, несёт в себе определённый общественный критический посыл. Он является несущей конструкцией политической сатиры. Равно как и основная мысль текста (история мазохиста, которому наконец стало хорошо (а в конечном итоге все-таки плохо) в современной чешской действительности) как сатирический прием — это не такая уж плохая идея. Её можно довести (по крайней мере на первый взгляд!) до абсурда — работа на фирме, примитивные начальники-рабовладельцы и ужасные отношения в трудовом коллективе крупных концернов, урезание социальных льгот и жёсткая трудовая политика вплоть до реалити-шоу, показывающего борьбу за звание самого лучшего человеческого ресурса планеты, которым увенчивается завершающая часть пьесы. Сикора трактует это как грандиозную гиперболу и проводит параллели между садомазохистскими отношениями и функционированием общества, кульминацией которых являются поистине нечеловеческие задания и условия на «олимпиаде человеческих ресурсов» (добывать по пять тонн угля, уничтожать токсические отходы без спецсредств, пришивать карманы по 23 часа в день). 

Хотя во второй части пьесы начинают разыгрываться вариации на тему «работа по найму — это современная форма рабства», всё же самым удачным с точки зрения поданной в комическом ключе критики общества является финал. На «олимпиаде человеческих ресурсов» удалось поднять темы ужасающих отношений на рынке труда, национальных стереотипов и затронуть феномен реалити-шоу, уже сам по себе скомпрометированный, но в такой комбинации весьма функциональный. Наблюдать за чужим рабским трудом «в прямом эфире» — это отличный сатирический приём. 

В то время как Центр современной драматургии / театр «Дивадло Лети» основное внимание уделяет новым и зарубежным текстам, а политический или социально ангажированный театр является в его деятельности лишь неким побочным продуктом, театр «Фесте» из города Брно ориентируется в первую очередь на социально значимые и политические темы. Коллектив театра даже ставит перед собой выходящую за рамки искусства цель – способствовать «развитию открытого гражданского общества». 

Действие спектакля «Пасла коней на балконе» по сценарию режиссёра Иржи Гонзирека, Катарины Коишовой и Сабины Махачовой разворачивается в будущем, в 2238 году. К трём учёным-антропологам, полулюдям-полуроботам, которые исследуют человеческие останки с целью подтвердить легитимность господства нордической и балтийской расы, в один прекрасный день попадает тело женщины цыганского происхождения (а также останки её лошади), покончившей жизнь самоубийством в результате прыжка с высоты. Кое-кто из членов научной группы опасается, что если они будут продолжать исследования, то в наказание их ликвидируют путём списания, однако в конце концов побеждают любопытство и стремление к истине. Дело в том, что ход исследований и новые находки всё яснее свидетельствуют о том, что цыганский народ подвергся тотальному уничтожению. Однако общественно-политическая система будущего (названная здесь «Имперкаториумом»), так же как в других прославленных антиутопиях, настолько всеведуща и всемогуща, что такая дерзость не может сойти учёным с рук. 

Антропологи № 228, № 113 и № 654 своими костюмами напоминают героев сериала «Звёздный путь». Не остаётся сомнений, что людьми они остаются уже лишь отчасти: движения и речь № 228 отличаются резкой механистичностью, № 113 неестественно вертится, попрыгивает и совершает акробатические трюки (и столь же безумно и аффектированно разговаривает), а № 654 постоянно щёлкает компьютерной мышью, к которой он подключён. 

Официальная история, конечно же, рисует нелицеприятную и стереотипную картину жизни цыган, изобилующую историями о краже детей и о юбках с потайными карманами для ворованных кур. Документальная плоскость постановки не ограничивается одними лишь краткими экскурсами в историю цыганского народа, они чередуются, например, с цыганскими мифами или анекдотами типа: «Любой цыганский кулинарный рецепт начинается со слов «Украсть три яйца…» («рецепты» несведущие антропологи принимают за чистую монету). Осколки прошлого и связанной с ними истории геноцида учёным помогают связать воедино и разгадать личные материалы (дневники и т.п.), найденные у мёртвой женщины.  

Хотя приём сдвига временных пластов подталкивает авторов к определённой обобщённости, осторожности и политкорректности (да, нехватка остроты характеризует, кажется, обе  упомянутые постановки), но вместе с тем позволяет и взглянуть на современность со стороны и проявить косвенную, метафорическую ангажированность. Несмотря на некоторую суетливость исполнения, а местами и излишнюю дидактичность, спектакль демонстрирует чёткую картину мира, в котором расизм стал привычной практикой, «естественным средством самообороны». 

Упомянутые тексты отличаются по жанру, равно как отличаются и их сценические обработки. Однако у них всё же есть нечто общее — они рассматривают человека в рамках общественно-политической системы и приходят к выводу, что перед лицом этого колосса человек слаб и беззащитен. Не важно, капитализм или расизм, сверху он или снизу — человеку всё равно не выстоять.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

В ноябре опросы предприятий показали общую стабильность

Михаил Сергеев

Спад в металлургии и строительстве маскируется надеждами на будущее

0
1117
Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

Арипова могут переназначить на пост премьер-министра Узбекистана

0
687
КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

КПРФ заступается за царя Ивана Грозного

Дарья Гармоненко

Зюганов расширяет фронт борьбы за непрерывность российской истории

0
1339
Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Смена Шольца на "ястреба" Писториуса создает ФРГ ненужные ей риски

Олег Никифоров

Обновленная ядерная доктрина РФ позволяет наносить удары по поставщикам вооружений Киеву

0
1336

Другие новости