Хочу поздравить вас, друзья. Дождались! В ЮАР наконец начался настоящий футбол, и выяснилось, что слухи о смерти старушки Европы весьма преувеличены. Какая там смерть?! Старушка не просто жива - она по-прежнему задает тон в футбольном королевстве! Три европейские команды в полуфиналах против одной южноамериканской - в это еще четыре дня назад никто и поверить не мог.
Три недели подряд ваш покорный слуга выступал в "СЭ" с комментариями под рубрикой "Заметки брюзги". Можно, конечно, побрюзжать и на этот раз - на тему бразильцев и аргентинцев, замахивавшихся на рубль, а ударивших на копейку. Порассуждать об упрямстве Дунги, который добровольно лишил свою команду целой россыпи талантов, и о том, что Марадона вчистую проиграл тактическую дуэль Леву (единственный просматривавшийся посыл в действиях аргентинцев: "Не знаешь, что делать с мячом, отдай его Месси", - так и не сработал).
И все-таки мне брюзжать не хочется. Потому что мы увидели 4:0 в исполнении немецкой сборной. И дело даже не в счете. А в том, какой футбол эта сборная нам продемонстрировала.
Даже эпическая пятничная драма под кодовым названием "ХулиГанские пенальти" с очередными божьими руками латиноамериканцев и вполне себе человеческими ногами африканцев отошла в субботу на второй, если не на третий план. Футбол в исполнении бундестим был умным, динамичным, красивым, а самое главное - кристально чистым по самой своей природе. Боюсь всех этих восторженных слов и все-таки должен признать: пожалуй, в последний раз столь абсолютно полное наслаждение от игры я испытывал давным-давно - в 1974 году, глядя на голландскую сборную во главе с Кройфом.
Немцы поразили еще в матче с Австралией. Но тогда все было списано на разницу в классе, тем более что в остальных встречах группового турнира Германия отошла в тень. Как выяснилось - только для того, чтобы выдать блестящий футбол в плей-офф.
Причем, что очень важно, в матчах с Англией и Аргентиной бундестим была разной. Родоначальников футбола немцы переиграли, как сказали бы шахматисты, в строго позиционной манере, методично использовав все неточности и ошибки недоподготовленной сборной Капелло. Против аргентинцев же сыграли остро комбинационно, в стопроцентно "вертикальный" футбол, сделав ставку на превосходство в скорости своих игроков атаки над защитниками Марадоны.
Разница в подходе немцев к двум матчам прекрасно видна на примере Езила. В 1/8 финала именно он со своими гроссмейстерскими передачами при осаде ворот соперника стал главной фигурой партии Лева (кстати, это может произойти и в полуфинале с испанцами), а в четвертьфинале (хоть и отметился очередным голевым пасом) ушел на второй план на фоне прорывов Мюллера, Подольски, Лама и Швайнштайгера.
О Швайни стоит сказать особо. Он, безусловно, проводит свой лучший турнир и совершенно точно сыграл матч своей жизни (с маленькой оговоркой: предыдущей жизни - ведь впереди у немцев еще две игры в ЮАР). Честно скажу: я никогда прежде не любил сборную Германии, а Швайнштайгер всегда представлялся мне наиболее типичным ее представителем - мощным, надежным, целеустремленным, но ограниченным в наборе ресурсов и прямолинейным. И вот теперь - на позиции опорного - человек раскрылся абсолютно по-новому. Сзади он - непреодолимый бастион, впереди - неудержимый дриблер. И главное, сил на то и другое у Швайни хватает с запасом - откуда что взялось?!
Этот же вопрос можно адресовать всей немецкой сборной. Чего в ее успехах больше - тренерского гения Лева, плюсов от того, что все ее игроки - родом из бундеслиги (вопрос на фоне выжатых премьеров других топ-чемпионатов заслуживает самого тщательного анализа) или правильного схождения звезд на небе и на земле? Честно говоря, ответить не берусь.
При всем том чемпионство блестящей дружине Лева отнюдь не гарантировано. Думаю, матч с испанцами будет для нее самым трудным в плей-офф. В отличие от европейского финала двухлетней давности именно немцы подходят к очной встрече фаворитами. Что, на мой взгляд, делает их уязвимее - козырные карты на стол уже выложены, и испанцы предупреждены на все сто процентов. Что значит - вооружены.
"Красная фурия" в ЮАР отнюдь не так восхитительна, как в Австрии и Швейцарии. Там она могла смести любого, не особо задумываясь над тактикой соперника. Здесь вынуждена терпеть и подстраиваться. Даже под Парагвай.
Возможно, по нынешней форме испанцев решение Дель Боске изменить схему - единственное верное, но мне кажется, что команде оно на пользу не пошло. Если на Euro-2008 испанцы обходились фактически одним опорным - Сенной, то здесь держат сзади двоих - Бускетса и Хаби Алонсо. При отвратительной форме Фернандо Торреса стоит закрыть палочку-выручалочку Вилью (что в целом сделали парагвайцы), как вся креативно-атакующая нагрузка ложится на плечи всего двух человек - Хави и Иньесты. Они, конечно, боги, но и у богов ресурс не бесконечен. А тут еще и Серхио Рамос, призванный добавлять огоньку, играет явно не лучший свой турнир. Вот и получается, что в атаке у чемпионов Европы совершенно очевидно не хватает как минимум одного футболиста. А то и двух.
Вы заметили, как оживилась игра испанцев впереди, когда они фактически вернулись к схеме двухлетней давности после замен Торреса и Хаби Алонсо на Фабрегаса и Педро? Можно сказать, конечно, что Парагвай к тому времени уже "наелся" по полной программе, но было физически ощутимо, как испанский бриллиант сразу засверкал привычными, но подзабытыми в ЮАР красками.
Кстати, Парагвай показал очень действенный способ борьбы с командой Дель Боске - жесточайший, начинавшийся еще у чужой штрафной прессинг, которым латиноамериканцы в начале матча ошарашили соперника, привел сразу к нескольким ошибкам испанских защитников, за что, впрочем, их не было кому наказывать. На все два тайма, правда, подопечных Мартино с таким футболом не хватило, но немцы-то готовы лучше┘
В общем, жду 7 июля - в надежде, что доведется увидеть еще один блистательный матч. Признаюсь честно - переживать буду за испанцев. Но, с другой стороны, не откажусь и от римейка финала-1974 - Голландия против Германии. Причем с полной сменой ролей между раскованными нынче немцами и неожиданно рациональными голландцами.
Вот только как в таком случае быть с Мюллером?