Африканцы на домашнем для себя чемпионате не просто гости – бездомные. Во всех группах, которые они почтили своим присутствием, сборные Черного континента уверенно четвертые. Лишь Гана пока первая, да Кот-д'Ивуар третий.
О нем, собственно, и речь, о Коте. Помнится, Валерий Газзаев назвал своих армейцев академиками с тросточками. Вчерашним ивуарийцам больше подошло бы просто "тросточки". Эбонитовые. Хотя и академизма там было с лихвой.
Парни с техникой, насчет этого не поспоришь. Самим парням, однако, мало было устоявшегося мнения об их команде: им свою технику надо было миру непременно явить. Каким образом они собирались совместить это амбициозное желание с чудовищно низкими игровыми скоростями, понять невозможно. Но совмещали, однако, всю игру и досовмещались до реализации другого своего умения: относиться к соперникам по-людоедски.
Стартовал обряд кровопускания не сразу. До 0:3 "элефанты" еще позиционировали себя, как что-то в футбольном отношении цивилизованное. Потом шторка упала, взгляд потух. Тиоте выставленными вперед шипами объяснил Элану, где его истинное место в ивуарийском реестре ритуальных жертв. Теперь игрок "Галатасарая" обязательно подумает, забивать ли в следующий раз голы этим добрым людям, или махнуть мимо штанги, чтобы прекрасная наморада в далеком штате Рио не прогуливала его по океанским пляжам в инвалидной коляске.
Продолжил святое дело Кейта. Замедленный повтор очень подробно показал, как мяч давно уже улетел в сторону, как бразильская нога податливо убегала от ноги ивуарийской, как никто не хотел умирать, зато кто-то хотел убивать. Кейта не ослабил напор своих шипов до тех пор, пока не выбрал всю ширину шага. Ему было уже не до мяча: пепел африканского Клааса стучал в сердце этого Уленшпигеля.
Ту же песню Кейта продолжил на новый лад. В саванне нет места мнимому благородству: не ты убьешь бегемота, так бегемот убьет тебя. Если не вооружен совестью – бери хитростью. И Кейта взял. Хотя сам был похож на бегемота ничуть не меньше, а то и больше Кака, выставленного ивуарийцем в этой печальной ипостаси.
"Разбег, толчок – и стыдно подниматься, во рту опилки, слезы из-под век..." Нет, это не про Кейта. Тому было не стыдно: опилки выплюнул, слезы размазал пожирнее. Кака удалили с поля. Африканец тем временем плотоядно высматривал, кем бы еще под вечер закусить. А со скамейки за всем этим наблюдал наставник сборной Кот-д'Ивуара Свен-Йоран Эрикссон, благообразный, как пастор церкви адвентистов седьмого дня в Абиджане. И на лице его было написано: "Вот заработок Бог послал – мама дорогая! А ведь мне еще к ним в раздевалку входить...".
Как-то так получается, что снова пришел черед вспомнить Газзаева. Именно он назвал в свое время французского судью Дюамеля, если не ошибаюсь, клоуном. Бразильцев с ивуарийцами вчера судил тоже француз - Ланнуа. Страшно даже представить, с кем бы сравнил Валерий Георгиевич этого арбитра, тренируй он, к примеру, пентакампеонов. Но Газзаев их не тренирует – Ланнуа крупно повезло.
А нам повезло увидеть, как может показывать футбол настоящее большое телевидение. Судья, сначала засчитавший гол, а потом подошедший к Луису Фабиану предупредить, что видел его двойную руку, но истолковал ее, как попадание в плечо, - не парься, мол, Луиска, - это даже не клоун, это... Как нам его назвать, Валерий Георгиевич?
Теперь КДК всего мира замерли в ожидании новостей. В ближайшие дни им будет дан наглядный урок того, как следует поступать в случае симуляции, неверного удаления с поля и двойного подыгрыша рукой в момент взятия ворот, виденными всем миром, но не зафиксированными судьей. Не будет реакции – гуляй, купечество: и наши каратели на телевизор продолжат плевать. Последует адекватный ответ – и призадумаются российские правосудцы: а не пора ли начать наказывать не по записям в протоколах, неоставление которых имеет у судей четкую послематчевую цену, а по делам реальным и скорбным?
Странно это все: Ланнуа на чемпионат мира приглашают, а российских арбитров нет. А ведь разница, казалось бы, налицо: француз кодекс чести не подписывал, а наши – все как один, да еще и по второму разу некоторые хотели. Нешто подписанты кодекса так судили бы? Думать надо, ФИФА!
Ну, и еще о Газзаеве напоследок. Наглядевшись на англичан, французов и итальянцев, не сумевших вчера пройти сборную Вувузеландии, главный тренер киевлян заметил: российская сборная была бы на этом чемпионате в четверке лучших. Не согласиться невозможно: если бы попала в ЮАР, была бы непременно, чистая правда.
Но она не попала. А раз так, то получается, что мы сейчас даже не в "тридцатидвойке" лучших. Разве что по употреблению частицы "бы".