Фото Reuters
Мировое первенство началось для некоторых журналистов с криминала. Группа репортеров из Испании и Португалии подверглась вооруженному ограблению в гостинице Nutbush Boma Lodge в Магалесбурге неподалеку от Йоханнесбурга.
Двое преступников в 5 часов утра пробрались в отель и, угрожая пистолетом фотографу Антониу Симоэшу, ограбили номер. Симоэш провел несколько минут с приставленным к лицу дулом пистолета, пока грабители выносили ноутбуки, документы, аккредитации и дорогостоящую фотоаппаратуру.
Фотограф на протяжении полутора часов не мог прийти в себя от шока, чтобы разбудить своих товарищей по несчастью, крепко спавших в момент нападения. По их словам, Симоэшу потребовалась помощь психологов, сообщают Reuters и aipsmedia.com.
Отметим, что это лишь эпизод из общей картины. Несколько фотокорреспондентов, приехавших для освещения чемпионата мира, обратились в полицию с жалобами на пропажу оборудования из их багажа по прилете в Йоханнесбург. Другие журналисты были ограблены в городах ЮАР во время походов в магазин и просто на улицах.
***
Ни для кого не секрет, что главная проблема большого футбольного турнира в ЮАР - безопасность. Эту тему много мусолили, и в общем-то не напрасно. В официальных речах, конечно, говорят, что все здорово, напоминают, что страна провела почти 150 крупных международных соревнований, включая Кубок конфедераций, и обошлось, мол, без серьезных инцидентов. Впрочем, смотря что считать серьезным.
В последние пять лет полиция взяла на службу дополнительно 55 тысяч человек. С помощью французских жандармов подготовлено спецподразделение в составе 8500 человек, призванное держать под контролем толпу и пресекать массовые хулиганские выходки. На различных учениях отрабатывались меры по борьбе с химическим и биологическим оружием, операции по спасению похищенных лиц и действия на случай стихийных бедствий. Закуплены новое оборудование и техника. Кроме того, в ЮАР открыт офис Интерпола, сотрудники которого будут помогать местным силам безопасности в проверке подлинности паспортов и выявлении всякого рода преступников и террористов. Состоялись совещания с участием представителей правоохранительных органов соседних государств с целью недопущения проникновения с их территории лиц с недобрыми намерениями.
В полицейском участке йоханнесбургского района Линден мне довелось встретиться с бывшим соотечественником. Георгий Кочуков, инженер-механик из Баку, перебрался на постоянное место жительства в ЮАР двадцать лет назад. Сначала работал в различных инженерных компаниях, потом основал собственную, занимающуюся программным обеспечением для промышленных роботов и сборкой испытательных стендов для них. В полиции работает по совместительству. Причем на сугубо добровольных началах и бесплатно! При этом Кочуков имеет звание констебля, носит форму, по ночам патрулирует улицы. Вы можете себе представить сотрудника российской милиции, который борется с хулиганством и преступностью исключительно вследствие высокой сознательности? Наверное можете, но с трудом. А в ЮАР это, оказывается, в порядке вещей.
- Получается, вы дружинник, но только в погонах? - пошутил я.
- Не совсем. На патрулирование мы выезжаем с напарником, вооруженные и пистолетом, и автоматом. Практика привлечения в правоохранительные органы добровольцев в стране существует давно. Очевидно, что к ней прибегли, поскольку в полиции не хватало людей. В нашем участке служат примерно 200 человек, и сорок из них - волонтеры. Я работаю только по ночам. Два раза в неделю - по средам и субботам.
- Почему решили поступить на работу в полицию?
- Пришел к выводу: если оставаться безучастным, однажды преступники придут и к тебе с семьей. Поэтому четыре года назад стал добровольцем. Между прочим, в Южной Африке у русских давние традиции волонтерства. Еще со времен англо-бурской войны, в которой многие люди из нашей страны сражались на стороне маленьких бурских республик.
- Вы служили в советской армии?
- Только проходил сборы, как лейтенант войск химзащиты.
- А большой прок полиции от неподготовленного человека? Хотя вы, судя по внешнему виду, человек спортивный.
- У меня второй дан в каратэ. Заниматься им начал еще в Баку, а здесь поддерживаю форму, посещая секцию. Кроме того, люблю ездить на велосипеде. Впрочем, полицейские-добровольцы проходят всестороннюю подготовку. Сначала - трехмесячный курс общего характера и две недели на сборах в лагерях. Но это дает право работать при патрулировании только вторым. Чтобы руководить напарником, надо спустя два года пройти еще один трехмесячный курс - уже с упором на юриспруденцию.
- Часто приходится сталкиваться с правонарушениями?
- Да почти во время каждого дежурства. Это и угоны автомобилей, и разбои, и ограбления.
- Чемпионат мира чреват для вас дополнительной нагрузкой?
- Нет. Разве что наивные туристы будут чаще попадать в неприятные истории.
Подполковник Альфред Чилидзи Мукану, в свою очередь, сообщил, что из-за футбольного первенства ему придется в субботу работать: предстоит патрулировать район возле стадиона "Эллис Парк", где будут играть Аргентина и Нигерия.
- Подполковника назначают патрулировать улицы?
- Как старшего. Сейчас в Гаутенг прибыло подкрепление: к нам временно перевели много полицейских из других провинций. Жаль, из-за патрулирования и основной работы сам футбол толком посмотреть не смогу.
"Южная Африка больше, чем просто готова", - несколько витиевато, но выразительно высказался на днях президент ЮАР Джейкоб Зума. Хочется верить, что так и есть.
***
Чемпионат мира еще не начался, а уже благотворно сказался на социальном пейзаже Йоханнесбурга: в городе появился муниципальный транспорт. Автобусные маршруты соединили Соуэто и некоторые другие окраины с центром, а также стадионами "Соккер Сити" и "Эллис Парк", на которых пройдут матчи ЧМ. Для владельцев билетов на матчи турнира проезд в ближайший месяц будет бесплатным.
До сих пор в Большом Йоханнесбурге, население которого превышает семь миллионов, система общественного транспорта сводилась к маршруткам, снующим между черными и белыми районами. Наследие апартеида: утром на работу, вечером без задержки домой. Белое население из соображений безопасности этими транспортными средствами не пользуется. Тем более что многие машины находятся в предаварийном состоянии, а водят их слишком уж лихо.
Периодически между водителями маршруток вспыхивают конфликты из-за "территории". При этом не обходится даже без применения оружия. Естественно, частники встретили в штыки и перспективу конкуренции со стороны новых автобусных линий. Они устраивали акции протеста, перекрывали движение, даже угрожали кровопролитием. Правительство предлагало шоферам маршруток пересесть за баранки больших автобусов, но это не отвечало интересам ни их самих, ни их хозяев. При монополии можно ведь набивать маршрутки пассажирами "доверху", стоимость проезда устанавливать произвольно и при этом не платить налогов.
Переговоры с правительством продолжались почти четыре года. И вот в минувшую пятницу было достигнуто историческое соглашение, о котором мэр Йоханнесбурга Амос Масондо объявил спустя три дня. Оно влечет снятие с маршрутов почти шестисот местных аналогов "газелей". Те, что находятся в нормальном состоянии, будут переданы муниципалитету, который продаст их с аукциона, рухлядь отправится на утилизацию. Как компенсацию владельцы маршруток получат акции автобусной компании. Таким образом, с окончанием ЧМ-2010 автобусы в крупнейшем городе ЮАР не исчезнут. Более того, на следующий год запланирована вторая очередь проекта, предусматривающая расширение их сети.
Другая транспортная новость - открытие в понедельник метро. Впрочем, скорее это быстроходная электричка, способная развивать скорость 160 километров в час. От аэропорта "Оливер Тамбо" поезд Gautrain (по названию провинции Гаутенг), сделав две остановки, за 15 минут долетает до делового центра Сандтон, где вчера в Центре конференций начался конгресс ФИФА, а сегодня состоится презентация российской заявки на проведение мирового чемпионата.
И никаких пробок. Часть пути преодолена - и это уже удобно. Правда, затем, если вы не остановились в одной из гостиниц Сандтона, вам все равно придется воспользоваться либо новоявленным автобусом, либо такси, а для этого надо либо найти его стоянку, либо вызвать автомобиль по телефону. На поднятую руку у обочины здесь водители не реагируют, да и не рекомендуется садиться в машину к непонятному частнику.
Изначально планировалось построить 80-километровую ветку, которая расходилась бы от аэропорта в разные стороны - и в Йоханнесбург, и в Преторию. Успели сделать только чуть больше трети. Стоимость проезда на метро - 100 рандов (13 долларов), что для большинства южноафриканцев кусается. "Да я за эти деньги бензином заправлюсь на две поездки в аэропорт и обратно", - заметил мой южноафриканский знакомый.
Вместе с тем власти подчеркивают: на такси путешествие по тому же маршруту обойдется втрое дороже. А в дни мирового чемпионата местные "бомбилы", естественно, "куют железо, пока горячо" и норовят "срубить" рандов пятьсот.
ЧМ, впрочем, всегда повод для временного скачка цен. Гостиницы сразу подорожали раза в три. Возникают и неожиданные дефицитные явления. Так, в Сандтоне, где проживают многие журналисты, смели с прилавков дешевые переходники для местных розеток с тремя толстыми штырями. Остались только дорогостоящие.