0
914
Газета Спецслужбы Интернет-версия

19.08.2005 00:00:00

Что имеем – сохраним

Юрий Бобылов

Об авторе: Юрий Александрович Бобылов - эксперт по информационным технологиям.

Тэги: тайна, государство, секретность, структура


Взятый высшим руководством России курс на удвоение валового внутреннего продукта (ВВП) должен, очевидно, отразиться на процессах засекречивания в рамках государственной тайны, а также коммерческой тайны и правовой защиты интеллектуальной собственности (ИС). Все это имеет особое значение для наукоемкого ОПК страны. Для российских спецслужб (ФСБ, СВР, ГРУ), а также Гостехкомиссии, Минобороны, МВД и ряда других министерств и ведомств первостепенное значение имеет защита информации в рамках Федерального закона "О государственной тайне" (принят в 1993 году, с изменениями и дополнениями 1997 и 2003 годов).

Можно поставить уместный вопрос: насколько в условиях удвоения национального ВВП вырастет количество различных государственных тайн? Хотя этот вопрос отчасти имеет отношение и к Минэкономразвития России, его решение носит явный межведомственный характер под организационно-методическим руководством Гостехкомиссии при президенте РФ и ее Межведомственной комиссии по защите государственной тайны. Полагаю, что количество таких российских секретов по меньшей мере утроится, поскольку в ближайшие годы усиливается ряд новых важных "защитных" функций государства в сфере геополитики, обороны, экономики, а также российской фундаментальной и прикладной науки.

Каковы главные секретные тенденции?

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА ЗАСЕКРЕЧИВАНИЯ

Засекречивание со стороны государства стратегически важной информации для обеспечения национальной безопасности РФ имеет свои особенности и противоречивые последствия для существования страны. С точки зрения управленческой теории резкое сужение круга посвященных в государственную тайну экспертов при постановке и решении крупных проблем национальной безопасности, а также отсутствие хоть какой-то системы общественного контроля (прежде всего парламентского и со стороны независимых СМИ) за этой сферой деятельности, как правило, отрицательно сказывается на их качестве.

Российская Федерация, основной правопреемник бывшего крайне идеологизированного и милитаризированного СССР, унаследовала и многие черты прошлой засекреченности. Это идейное и кадровое наследие продолжает определять не только развитие нормативно-правовой базы по защите государственной тайны РФ, но и психологию и поведение руководящих работников и специалистов Гостехкомиссии, ФСБ, Минобороны и, конечно, оборонного комплекса, традиционно связанного с "открытыми" научными организации РАН, Минобразования России, других министерств и ведомств.

Прошедшее со дня принятия ФЗ "О государственной тайне" время показало, что закон имеет системный характер и в основном позволяет решать нужные управленческие задачи. Однако налицо явная недооценка возможной секретности в сфере российской экономики таких явлений и процессов, как приватизация государственного имущества, проведение дорогостоящих залоговых аукционов и конкурсных тендеров с привлечением иностранных инвесторов, защита и введение в хозяйственной оборот интеллектуальной собственности, особенно созданной в ОПК и др.

В итоге в 1990-е годы был ослаблен контроль ФСБ России и ряда других правоохранительных органов за процессами реформирования экономики и финансов страны, что привело ко многим крайне негативным для обеспечения национальной безопасности социально-экономическим и военно-политическим последствиям.

По чисто историческим и отчасти субъективным причинам противоречивой стала и практическая реализация этого важного закона в современной России.

Имеет смысл напомнить Указ президента РФ от 24 января 1998 года # 61 "О перечне сведений, отнесенных к государственной тайне". Всего в этом документе 87 контрольных позиций (см. таблицу). Исключение в конце 2004 года позиции Минфина РФ в части сведений о добыче золота и ряда других драгоценных металлов и минералов сегодня не столь уж важно в свете роста ряда стратегических угроз России. В целом же в ведомственном разрезе видно, что наибольшие российские тайны были присущи Минобороны, Минэкономики РФ с его оборонно-промышленным комплексом и Минатому. Примечательно, что в МВД тайн больше, чем в ФСБ.

Государственная тайна довольно надежно защищает российскую интеллектуальную собственность, особенно в закрытых неприватизированных структурах оборонной промышленности страны.

В частности, живут своей регламентированной жизнью ЗАТО, создающие хорошие условия для разработок, производства и хранения нетрадиционных видов военной и специальной техники (в рамках уже известных мировой науке, но не совсем изученных фундаментальных эффектов). Как ни удивительно, но с 1992 года в России количество таких секретных территориальных образований увеличилось на 5 единиц, достигнув 42. У Минобороны - 27 ЗАТО, Минатома - 10, у Минпромнауки, Росавиакосмоса и Россудостроения - 5.

Лишь в ЗАТО Минатома проживают около 770 тыс. человек. При этом, по данным Счетной палаты РФ, удельный вес работ по государственному оборонному заказу в общем объеме работ соответствующих предприятий Минатома России составляет только 20%.

По мнению экспертов, имеется известная экономическая целесообразность некоторого сокращения количества ЗАТО в России. С другой стороны, есть ряд факторов для продолжения сохранения их статуса.

Сегодня многие известные ядерные центры США в Окридже, Брукхевене, Ливерморе и др. продуктивно работают в области секретных генетических исследований. Эта работа финансируется и координируется Министерством энергетики (МЭ) США, которое в свое время успешно реализовало Манхэттенский проект по созданию ядерной бомбы, а также позже тщательно изучал генные последствия атомных бомбардировок в Японии. Важно отметить особо большой вклад МЭ в плодотворное завершение знаменитого "международного" проекта "Геном человека" (финансирование до 90%) и начало еще более масштабного проекта "Геном для жизни". Особая приоритетность деятельности МЭ позволяет ему иметь даже собственную ведомственную внешнюю разведку (Управление разведки и национальной безопасности, около 300 штатных сотрудников, бюджет - 40 млн. долларов).

В целом в ближайшие годы российскую науку, призванную поработать для нужд обороны, ожидает значительное усиление секретности и, соответственно появление новых вполне закономерных "шпионских процессов" в этой сфере. Ведь именно сфера российской науки и техники является основным объектом внимания иностранных спецслужб и в то же время наиболее "рискует" при коммерциализации своих закрытых научно-технических достижений.

НОВЫЕ АСПЕКТЫ

Видимо, основа понятия "государственная тайна" должна формироваться на "фундаменте" национальной безопасности РФ, включая и ее экономическую самодостаточность в данном историческом периоде времени. В 1990-е годы после распада СССР в сфере защиты стратегически важной информации произошли кардинальные сдвиги, которые требуется учесть при уточнении российской идеологии засекречивания (см. схему). В ту пору государственная тайна резко уступило свое место коммерческой тайне. Однако это еще не говорит о том, что должна снизиться содержательная роль российской государственной тайны в ближайшие годы.

Сама практика наукоемкого ОПК РФ требует более четкого нормативно-правового обоснования понятий "ноу-хау" (секретов производства), "коммерческая тайна" и "государственная тайна".

Видимо, надо согласиться с такой идеологией, что коммерческая тайна существенно шире, чем ноу-хау. Коммерческую тайну, кроме различных секретов производства и научно-технических достижений, не всегда подлежащих патентованию (например, в области организации управления производством и др.), могут составлять списки деловых партнеров, первичные бухгалтерские документы и текущая переписка и другие сведения.

В свою очередь, государственной тайной могут охватываться сведения, которые не имеют рыночной стоимости или которые никогда прямо не выходят на какие-либо коммерческие рынки. В крайне редких случаях, характерных для экспорта российских вооружений и военной техники, секретные в России научно-технические, производственные и технико-экономические показатели на специальной договорной основе передаются другим государствам, которые в рамках своей национальной государственной тайны обязуются обеспечить ее защиту.

С другой стороны, часть коммерческой тайны может относиться к государственной тайне.

Конкретное соотношение масштабов приведенных окружностей и степень их наложения друг на друга, думается, различны не только в отдельные периоды развития РФ, но и по сферам общественной деятельности (оборона, экономика, наука и техника и др.). Здесь в сфере науки и техники есть иная специфика.

В практике научно-технической деятельности возникает сложная дилемма: засекречивать ли научно-техническое достижение или его патентовать.

Патентование и защиту авторских прав нельзя распространить на всю гамму ценной (коммерческой) информации, которая нуждается в течение некоторого времени в защите от наших военных, политических и иных стран-конкурентов. К тому же в принципе не патентуются наукоемкие достижения в производстве, управлении, образовании, военном деле и т.д..

Засекречивание, широко распространенное в ОПК РФ, дешевле патентования и может дать владельцу информации преимущества на длительный срок и даже "навсегда". Оно, в частности, затрудняет промышленный шпионаж и "открытый" плагиат.

Но засекречивание имеет и свои недостатки по сравнению с патентованием. Коммерческий успех часто невозможен без рекламы для производителей и потребителей. Патенты и лицензии можно открыто рекламировать. Доход от продажи патентной лицензии выше, чем от беспатентной секретной лицензии. После появления на внешнем рынке ранее засекреченные конструктивные и другие особенности теряют эту степень защиты. Кроме того, при увольнении из секретной организации работник в своей голове может унести многое, особенно в концептуальном плане, в части требуемой организации НИОКР и др.

В 1990-е годы в результате приватизации и демонополизации государственной собственности на внутреннем рынке несколько сузилось пространство российской государственной тайны. Но одновременно усилилось влияние частных инвесторов и открытых коммерческих структур на инновационные и инвестиционные процессы в экономике РФ, которые частично остаются секретными. Все это требует совершенствования методологии засекречивания в России, более адекватной трактовки понятия "государственная тайна" и ее применения в условиях присоединения к ВТО (феномен защиты и засекречивания "торгово-промышленных секретов") и др.

С учетом сказанного итоговая "конфигурация" взаимодействия и взаимопроникновения друг в друга ноу-хау, коммерческой тайны и государственной тайны в каждый исторически конкретный этап развития довольно сложна и постоянно изменяется под влиянием новых факторов политики, экономики, национальной безопасности, идеологии и культуры, экологии и защиты окружающей среды и др.

ЧТО ЖЕ ЭТО ТАКОЕ?

ФЗ "О государственной тайне" дает такое определение: "Государственная тайна - это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-разыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации".

Учитывая сказанное выше, можно дать более развернутое определение.

В сложившейся ситуации государственная тайна России - это взвешенная геополитическая, военная и экономическая и иная оценка положения страны, включающая перечень вероятных угроз от потенциальных стран-противников и внутрироссийских деструктивных сил (криминальных элементов, националистов, террористов, политических экстремистов и др.), стремящихся к разрушению или существенной антиконституционной перестройке структуры власти и обретению значительных экономических благ, а также система защитных мероприятий по самосохранению и благополучному развитию России, в том числе на основе целенаправленного научно-технического прогресса и более рационального использования имеющихся природных ресурсов.

Данное авторское определение носит обобщенный характер, имея концептуальные отличия по сравнению с выше приведенной официальной трактовкой государственной тайны РФ.

К сожалению, далеко не все российские политики и экономисты "новой реформистской волны" отдают себе отчет в истинном значении и эффективности секретной деятельности в ВПК России и ее спецслужбах для достижения известных стратегических целей (поддержание облика сильной военной державы, тайное осуществление прогрессивных структурных сдвигов в развитии военной техники, проведение секретных спецопераций российскими спецслужбами за границей, политика промышленного шпионажа и др.).

Свои новые секретные требования к военной сфере и деятельности наших спецслужб ставит изменяющая геополитика России.

В ближайшие десятилетия активно развивающиеся США, Евросоюз, Китай, Япония, другие страны должны столкнуться с исчерпанием располагаемых природных ресурсов. Природные катаклизмы (изменения климата, таяние льдов Антарктиды и подъем уровня вод Мирового океана, непрекращающийся рост численности населения планеты, загрязнение природной среды и др.) станут масштабными и гибельно необратимыми, видимо, где-то к 2050 году. Уже в силу этого предстоят многочисленные тайные и открытые военные акции по переделу имеющихся на Земле природных ресурсов (Африка, Азия, Латинская Америка и др.). Для России особо необходимо учесть растущие военные угрозы от Китая.

Очевидно, в ближайшие годы должно возрасти количество секретов в системе Минобороны РФ и соответственно оборонной промышленности.

Появляющиеся принципиально новые виды военной и специальной техники не могут не сказаться на геополитической и военной ситуации, когда на первое место выходит фактор времени и объективная необходимость серии превентивных крупномасштабных военных или специальных операций с применением оружия ОМУ.

РОЛЬ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Государственная тайна России - это важный профилактический инструмент в борьбе с организованными преступными группировками, поскольку для занятия в государственном аппарате относительно высоких должностей требует для специалиста допуска от ФСБ РФ (и от СВР РФ при работе за границей). Предстоящее присоединение России к ВТО, на наш взгляд, также повышает в стране защитную роль секретных управленческих технологий в сфере экономики и финансов, что должно найти свое отражение в новой редакции "Перечня сведений, относимых к государственной тайне России".

В связи с активизацией деятельности по повышению конкурентоспособности произведенных в России изделий на мировых рынках, в том числе при присоединении России к ВТО, надо не забыть о "наукоемкой" и "внешнеэкономической" шпионской миссии внешней разведки России (СВР, ФСБ, ГРУ), где есть свои проблемы реформирования. Статья автора о целесообразности создания ведомственной Службы внешнеэкономической разведки Минэкономразвития РФ (см. "НВО", # 16, 2003) не теряет своей актуальности.

Требуемые РФ "инновационные" прорывы невозможны без взаимоувязки потребных информационных и финансовых (инвестиционных) потоков, что требует от соответствующих структур внешней разведки России дополнительных усилий.

Также стоит вопрос о создании Совета по внешней разведке при президенте РФ.

С другой стороны, все более нарастающее противоречие между нормами Закона "О государственной тайне" и хозяйственной практикой заключается в том, что проблемы "торгово-промышленных секретов", особенно наукоемкого гражданского производства (т.е. вне сферы ОПК), по своей значимости начинают теснить "секреты национальной безопасности". Объективно этот процесс стимулируется предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации.

Секретные управленческие технологии должны привести к лучшей защите стратегически важной информации, в том числе в сфере экономики и финансов.

Курьез сложившейся в России информационной ситуации в большинстве случаев таков, что публикация открытых содержательных сведений по экономике, науке и технике и др. способствует принятию быстрых и адекватных решений не в самой России, а ее военно-политическими и экономическими противниками (более развитыми государствами - членами ЕС, АТЭС, ВТО и др.). Очевидной защитной мерой здесь являются цензура и ограничение гласности в ряде секторов управления и экономики как специфическая мера "нетарифного регулирования" по идеологии ВТО.

В контексте проблематики присоединения России к ВТО следует говорить лишь о введении элементов цензуры на соответствующую стратегически важную информацию (управленческую, научно-техническую, внешнеторговую и др.).

По мнению автора, специфический управленческий потенциал СССР и России, накопленный в области выработки и реализации секретных решений при создании ракетно-ядерного и иного оружия, ныне вполне может быть востребован в условиях присоединения к ВТО. Однако сегодня государственная тайна России излишне "милитаризирована".

Активизация внутри РФ деятельности иностранных разведок и конкурирующих компаний в сфере промышленного шпионажа привела к примечательному решению: с января 2004 года руководство ФСБ России активизирует защиту коммерческой информации в контролируемых (по статусу) ФПГ и других крупных стратегически важных организациях и на предприятиях.

Анализ практики применения ФЗ "О государственной тайне" показывает, что многие структурные разделы и даже отдельные статьи этого закона после его принятия в 1993 году получили дальнейшее нормативно-правовое развитие в постановлениях правительства РФ и ведомственных нормативных актах, включая закрытые документы ФСБ России, Гостехкомиссии, СВР России и др.

В этом отношении хотелось бы в ближайшие годы увидеть и проект ФЗ "О рассекречивании", который учел бы некоторые новые аспекты российской внутриполитической и хозяйственной жизни.

Очевидно, что России требуется также ежегодные разработки (или уточнения) "Перечней сведений, отнесенных к государственной тайне в области науки и техники".

Порой государственная тайна призвана скрывать острые болевые проблемы национальной безопасности страны. Это вполне оправданно, но назревшие проблемы рано или поздно должны быть разрешены, что повышает внутриполитическую ответственность лиц, принимающих решения на вершине ВПК России, и в ее спецслужбах и др.

Обостряется вопрос о гражданском и парламентском контроле за деятельностью наших секретных структур и спецслужб (вот почему им нужны качественные службы связей с общественностью и информации). По мнению автора, на повестке дня законодательной ветви власти стоит организация еще одной контрольной палаты в структуре Федерального собрания РФ (по образу и подобию Счетной палаты РФ). Это Палата по государственной тайне РФ.

Предлагаемое нововведение более кардинально, чем законодательное введение парламентских расследований применительно к секретным ЧП и другим коллизиям.

В целом рассмотренные выше вопросы имеют отношение не только к традиционно закрытому силовому блоку, но требуют существенной модернизации деятельности всего государственного аппарата. В ряде случаев необходимо совершенствование секретных управленческих технологий министерств и ведомств РФ.

Аналитическая структура сведений, составляющих государственную тайну России по Указу президента РФ от 24 января 1998 г. # 61

Структура перечня в разрезе министерств и ведомств РФ

Информационные направления

 

1

2

3

4

Итого

Общее количество контрольных позиций в том числе:

22

8

45

12

87

Минобороны

21

8

26

5

60

МВД

14

-

9

5

28

ФСБ

9

-

8

7

24

Минфин

-

1

12

-

13

Из общего числа сведений относятся к сфере науки и техники в том числе закрепленные за министерствами и ведомствами:

9

3

10

1

23

Минобороны

8

1

9

1

19

Минэкономики (включая ВПК)

8

1

9

-

19

Миннауки

-

1

2

-

3

Минобразования

5

-

6

-

11

Минатом

7

1

4

-

12

РКА (космос)

3

-

6

-

9

Примечание.

Расшифровка условных обозначений информационных направлений (наименование разделов Указа Президента РФ):

1 - сведения в военной области;
2 - сведения о внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности;
3 - сведения в области экономики, науки и техники;
4 - сведения в области разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной деятельности и организации защиты государственной тайны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Победа США в таможенной войне не гарантирована

Победа США в таможенной войне не гарантирована

Михаил Сергеев

Торговая коалиция Европы, Индии и Китая становится сильным противником для Трампа

0
753
КПРФ считает работу в парламенте классовой борьбой

КПРФ считает работу в парламенте классовой борьбой

Дарья Гармоненко

Зюганов упрекнул трудящихся в недостаточной поддержке дела партии

0
518
Бюджету понадобилось меньше лекарств

Бюджету понадобилось меньше лекарств

Анастасия Башкатова

Доля государства как заказчика медпрепаратов сократилась за четыре года на 20%

0
548
КоАП переводят в цифру с середины года

КоАП переводят в цифру с середины года

Екатерина Трифонова

Электронное правосудие расширяется быстрее технологической базы

0
592

Другие новости

загрузка...