В СВЕРДЛОВСКОЙ области проживают в основном русские (почти 90%). Наиболее "русскими" являются юго-восточные и восточные районы, завоеванные и обжитые еще со времен Ермака. На втором месте татары - около 250 тысяч человек, или 4% от численности населения области. Потомки волжских татар, которые стали селиться в бассейне среднего течения реки Уфы еще в XV столетии. В южных районах области - Красноуфимском, Ачитском, Нижнесергинском - удельный вес татарского и башкирского населения превышает 15%. Есть даже поселки с национально однородным населением. Но за последние годы более половины татарского населения переместились в Екатеринбург и прилегающие к областному центру населенные пункты.
Только с 1991 года в области стали формироваться национальные диаспоры. Первенцы - татарская, украинская и немецкая. Активную поддержку в их становлении оказал областной Дом мира и дружбы, руководимый Тагиром Султановым, бывшим инструктором идеологического отдела обкома КПСС. Он возглавил также областной Центр татаро-башкирской культуры. С 1993 года начинается финансово-экономическая деятельность татарской диаспоры. Связано это было в основном с началом строительства, а точнее, превращения старого молельного дома мусульман в полноценную мечеть, первую в городе. Завязались контакты с зарубежными мусульманскими странами, появились новые финансово-экономические связи, родились коммерческие организации.
Через год активизировался благотворительный фонд "Якташ", возглавляемый Марсом Шарафутдиновым. Во главе этого фонда в первое время находился и Равиль Бикбов, ныне постоянный представитель Республики Татарстан по Уральскому региону. "Якташ" занимался сбором средств на строительство мечети. Помогал этому благому делу и бывший тогда главой администрации области Алексей Страхов. Деньги на строительство "Дома Аллаха" перечислялись как из бюджета области, так и внебюджетных фондов. По решению Страхова в "Областной газете", учредителем которой являлась администрация области, стала выходить страничка-вкладыш "Якташ" ("Землячество") на татарском языке. Планировалось за счет бюджетных средств издавать и отдельную татарскую газету. На канале Свердловской государственной телекомпании было выделено время для передачи на национальном языке. Только в Екатеринбурге появилось до 20 ансамблей татарской песни.
Однако, как считают политологи, такое усиленное внимание властей к развитию татаро-башкирской диаспоры было вызвано прежде всего приближающимися губернаторскими выборами. Алексей Страхов делал многое, чтобы привлечь симпатии мусульманской части населения области. Именно в это время началось активное строительство мечетей, зародились общественно-политические и финансовые организации татар. В 1995 году уже активно действует Деловой клуб татар и башкир во главе с Ганом Хуснутдиновым, Конгресс татаро-башкирских предпринимателей Урала, руководимый Рашидом Камусиным. Появились областная и Екатеринбургская городская татарские национально-культурные автономии. Всего по области было разбросано около двух десятков общественных организаций татар. Практически все они функционируют до сих пор, но только номинально. А реально действует не более пяти. Одно из самых активных объединений - Свердловская областная организация татарских женщин "АК КАЛФАК", руководимая Танчулпан Ждановой.
Национальную и деловую активность татарской диаспоры неплохо использовали в политических целях и известные предприниматели. Владелец контрольных пакетов акций 110 предприятий Урала, генеральный директор АО "Средне-Уральское" Малик Гайсин, именуемый в то время "новым Демидовым", решил выставить свою кандидатуру на выборах губернатора Свердловской области летом 1995 года. Раскрутка этой доселе неизвестной фигуры проходила всего три месяца, но этого оказалось достаточным, чтобы попасть в четверку лидеров. Лозунг Гайсина "Возрождение промышленности Урала!" понравился избирателям, и осенью того же года Гайсин без проблем был избран депутатом Государственной Думы по Каменск-Уральскому избирательному округу. Избранный в 1995 году губернатором Эдуард Россель татарскую идею решил вывести на государственный уровень. Первым удачным дипломатическим ходом можно считать подарок, врученный на инаугурации президента Татарстана Минтимера Шаймиева весной 1996 года. Вместе с миниатюрными шахматами из уральского камня Россель подарил татарскому лидеру орловского рысака (кстати, слово "россель" в переводе с немецкого означает шахматную фигуру - коня). Утверждают, что Эдуарду Росселю посоветовали сделать такой презент представители татарской диаспоры в Екатеринбурге, они же и оплатили дорогой презент. Вот только делалось это секретно. Долгое время для журналистов дареный рысак оставался загадкой. Как рассказали ухаживающие за конем ребята, у Кузи (ласково-сокращенная кличка) характер довольно норовистый, но на бегах он неизменно занимал призовые места. Как раз в это время рысак подранил ногу и его подлечивали, чтобы доставить президенту. Этот не очень респектабельный вид один из профессиональных жокеев прокомментировал: "Что вы торопитесь! Рысак галопа знать не должен и в скачках не участвует, даже если это политические скачки". Через месяц подарок доставили в Казань. Кузбасс принял участие в нескольких бегах, завоевал призы. Затем вышел на покой и ныне славится как породистый производитель.
Вот так экзотично налаживались тесные контакты области, претендующей на статус республики, с Республикой Татарстан. Оформилось и представительство Татарстана по Уральскому региону в Екатеринбурге, которое официальный представитель республики Равиль Бикбов считает почти консульством. Подписаны соглашения об экономическом и торговом сотрудничестве между регионами. В Екатеринбурге открылся специализированный магазин "Татарстан", но, как выяснилось позже, продавались там довольно обычные вещи заграничного производства, а ближе к концу года магазин и вовсе исчез, так и не приобретя национального колорита.
Новой политической организацией в области обещает стать отделение мусульманской партии, недавно появившееся в Москве. По нашим сведениям, в ближайшее время отделение этой партии откроется в Екатеринбурге. Группа сторонников уже провела свой слет. И вполне возможно, тогда башкирская и татарская диаспоры самостоятельно начнут участвовать в политических скачках, не забыв при этом, что национальный вопрос никогда в хвосте не плелся.
Екатеринбург