ЕСТЬ В КИРОВСКОЙ области город с марийским названием Малмыж и русско-татарским населением. Мэр Малмыжа - татарин Нурзада Юнгусов. Именно там, а не в Кирове, действует областной Центр татарской культуры, возглавляемый Камилем Ахатовым (филиал этого Центра существует в Вятских Полянах). Как говорит советник по делам национальностей областной администрации Владимир Решетников, Центр занимается не только пропагандой и развитием национальной культуры, но и сотрудничает с другими национальными диаспорами, населяющими регион, в основном марийской и удмуртской.
Стал традиционным проводимый каждое лето праздник урожая - Сабантуй, в котором наряду с татарами участвуют все жители южных районов. В последние годы на вятский Сабантуй стали приезжать гости из соседних районов Татарстана. Представители малмыжского Центра выезжали в Балтасинский район Татарстана на традиционный "Костер дружбы" - детский праздник для ребят Кировской области, республики Марий Эл и Татарстана. На следующий год "Костер" состоялся в Малмыже. Именно работники Центра задумали собрать вместе звезд татарской сцены 40-50-60-х годов, которые блистали в России даже на правительственных кремлевских подмостках, символизируя "нерушимую дружбу народов СССР", и организовать ряд их концертов в городах Волго-Вятского региона.
Татарская культура в южных поселках области органично переплетается с русской. В Вятских Полянах современные многоэтажные дома разукрашены национальным орнаментом. Разговоры на улицах ведутся на смеси двух языков - "салям" вместо "привет", "бабай" вместо "дед". Но если один из собеседников не знает "местных" слов, все переходят на русский язык. Для простоты общения татары могут представиться похожим русским именем - Федей вместо Фарида, Мишей вместо Мустафы, Анастасией вместо Асии.
В деревнях национальные особенности заметнее: тут и женщины в вышитых бисером красных ботах с загнутыми носками, и мужчины в тюбетейках. Есть и смешанные деревни, но чаще русские и татарские расположены по соседству. В последних, к слову, и дома повыше, и заборы покрепче, и улицы почище. Для татар в области открываются мечети, выходит газета, да и с изучением родного языка проблем нет - было бы желание. Впрочем, уехав на учебу, отпрыски быстро осваивают (к лучшему ли?) городскую "европейскую" жизнь, забывая законы своего замкнутого социума.
Киров