В 1703 году, когда в устье Невы Петр I начал строить стратегическую земляную крепость - будущую столицу империи, на строительство согласно указу царя из центральных областей России прибывали тысячи людей. Вместе с русскими из Казани, Нижнего Новгорода, Касимова, Пензы, Самары, Саратова, Уфы, Астрахани, Оренбурга совершили тысячеверстный путь и татары.
Татары в Санкт-Петербурге строили дома, выделывали кожу и меха, держали магазины и почти все железнодорожные рестораны и буфеты. Работали извозчиками, конюхами, содержали в отменной чистоте дворы и улицы столицы, топили камины в парадных, разносили дрова по квартирам. Прибывшие из деревень крестьяне плохо владели русским языком и с трудом вписывались в непривычную для них атмосферу большого города. Нередко этим пользовались недобросовестные работодатели и нещадно их эксплуатировали. Татары жили артелями от 10 до 30 человек. Крепко держались мусульманской религии и обычаев предков. Артель и староста зорко следили друг за другом. Если в квартире кто-то появлялся пьяным, на первый раз его предупреждали, второй раз били розгами, в третий - выгоняли из артели.
Почти полностью из татар набиралась прислуга в императорском Зимнем дворце. Татары славились добросовестностью, выносливостью, честностью, трезвостью, аккуратностью. Несколько тысяч татар постоянно проходили службу в частях императорской гвардии в Петербурге, на кораблях Балтийского флота в Кронштадте. В Санкт-Петербурге жили такие выдающиеся мусульманские просветители, как Гатаулла Баязитов, Муса Бигиев. Именно в городе на Неве в 1905 г. впервые появилась на свет газета на татарском языке "Нур".
Во время Октябрьской революции одни татары присоединились к большевикам, другие - эмигрировали. Петербург приютил тысячи татарских детей, эвакуированных во время голода из Поволжья. Начало коллективизации в деревне было отмечено огромным притоком беженцев в Ленинград. Репрессии 30-х годов лишили татарскую общину ее наиболее просвещенной части -служителей культа. Сотни татар были расстреляны. В годы Великой Отечественной войны все мужчины, способные носить оружие, ушли на фронт, женщины работали в госпиталях, на военных заводах. Тысячи татар, которые не смогли пережить блокаду, покоятся на Пискаревском и Серафимовском кладбищах.
После Второй мировой войны урбанизация и социалистический метод распределения жилья разбросал представителей диаспоры по всем районам огромного города. Таким образом, существовавшим со времен основания города приходам и общине пришел конец. Распад их неизбежно повел за собой потерю родного языка, национальных, культурных, религиозных традиций. Власть, провозглашавшая принцип социалистического интернационализма, на деле не поощряла развития национального самосознания. В результате многие татары предпочитали записываться русскими и менять имена. Большая часть петербургских татар по внешнему виду не отличаются от русских, не имеют ярко выраженных тюркских или монгольских черт. Но своей истории и культуры не забывают.
Вот уже три десятилетия в последнее воскресенье июня татары вместе с башкирами проводят в Ленинградской области национальный праздник Сабантуй. Летом 2000 г. праздник почтил своим присутствием главный "неверный" северной столицы Владимир Яковлев. Он поднял тост за мирное сосуществование разных народов и спел песню про Ленинград.
Корреспондента "НГ" пригласили в одну из палаток, угощали шашлыками и чаем из настоящего самовара на углях и с трубой. Хозяева Сабантуя рассказывали об истории своего народа, гордились, что татарская кровь полностью или частично текла в жилах Антиоха Кантемира, Гавриила Державина, Михаила Лермонтова, Николая Карамзина, Дениса Давыдова, Ивана Тургенева, Александра Куприна, Александра Бородина, Анны Ахматовой, Чингиза Айтматова. Оказывается, часть русских исторических родовых аристократических фамилий ведет свою историю от перешедших на русскую службу выходцев из Золотой Орды, а впоследствии из Казанского, Астраханского, Крымского, Сибирского, Касимовского ханств. Это Апраксины, Нарышкины, Юсуповы, Аракчеевы, Кочубеи, Огарковы, Державины, Тургеневы, Рахманиновы, Огаревы, Ермоловы, Ахматовы, Карамзины, Урусовы, Тухачевские, Тимирязевы, Шереметевы, Ушаковы, Строгановы.
Сегодня в Санкт-Петербургском филиале Института востоковедения РАН и Публичной библиотеке находится 120 тыс. восточных рукописей, которые по богатству можно сравнить с коллекциями знаменитых Британской библиотеки и Национальной библиотеки Франции. В городе на Неве имеется наиболее полная в мире коллекция списков Корана - 168 единиц, среди них древнейший список, принадлежавший Халифу Осману. Особый раздел составляют издания, связанные с Кораном: толкования, причины ниспослания сур, сочинения по грамматике и синтаксису. В Публичной библиотеке хранится 166 рукописей из мечети при гробнице основателя династии Сефевиров в Ардебиле, 148 рукописей из медресе при мечети Ахмедия грузинского города Ахалцихе.
Санкт-Петербургская татарская диаспора при поддержке президента Татарстана Минтимера Шаймиева разработала громадный проект создания компьютерной библиотеки на татарском и арабском языках. Предстоит переснять копии вышеуказанных рукописей и со всех печатных изданий с V века и до 1917 г., составить подробные каталоги. Но прежде необходимо будет получить разрешение на копирование рукописей в академиях наук среднеазиатских и кавказских государств, Турции и Ирана. Из этих стран в разные годы вышеперечисленные рукописи были вывезены во время военных действий. В соответствии с международным правом именно эти государства являются собственниками бесценных реликвий.
Санкт-Петербург