ВВЕДЕНИЕ (ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА)
В конце XIX - начале XX века в России достаточно успешно начал складываться новый экономический порядок. И хотя многие западные страны к этому времени уже вырвались вперед, Россия благодаря огромным интеллектуальным и материальным ресурсам, исключительному географическому положению быстро наверстывала упущенное. Но существовал последний барьер, который необходимо было преодолеть, чтобы это движение стало необратимым: следовало, соответственно нарождающейся свободной (рыночной) экономике, утвердить в стране свободный (либеральный) политический режим. Эту задачу наша страна так и не смогла тогда решить, хотя разрушение традиционных монархий в большинстве стран к западу от России как раз и означало необратимость процесса переустройства государств.
В рамках этой конструкции однозначно понятным становится смысл буржуазной Февральской революции 1917 года и большевистского октябрьского переворота. Большевики прервали ход естественного процесса преобразования России в государство экономических и политических свобод. И, напротив, утвердив вновь диктаторское (тоталитарное) политическое устройство (здесь различия чисто терминологические: Государь-император заменен на Генерального секретаря, генерал-губернатор - на первого секретаря обкома и т.п.), большевики совершенно логично сломали нарождающийся либеральный экономический порядок и заменили его централизованной экономикой.
Как теперь известно (и не из учебников только), централизованная плановая экономика в ХХ веке оказалась существенно менее эффективной по сравнению с рыночной, но благодаря своим огромным внутренним ресурсам более семидесяти лет Россия смогла выживать даже в рамках не соответствующего времени политико-экономического режима. При этом, конечно, экономическая ситуация по отношению к странам с либеральной экономикой необратимо ухудшалась, и советская власть предприняла несколько попыток хотя бы частично модернизировать экономику: первую - через несколько лет после переворота (новая экономическая политика); вторую - в начале 60-х годов, известную как косыгинские реформы.
В начале 80-х стало очевидным, что разрыв между западными странами и СССР увеличивается, и перед советской правящей элитой, как в 30-е, предвоенные годы, определился принципиальный выбор: либо осуществление массовых репрессий как единственно возможный способ принуждения к труду, либо отказ от централизованной экономики. Генеральный секретарь ЦК КПСС Юрий Андропов хоть и робко (переписывая фамилии посещавших днем кинотеатры и бани), но несомненно обозначил выбор в пользу первой альтернативы - возврат к репрессивной политике. И только его смерть в феврале 1984 года не позволила осуществить попытку вновь пройти этот путь до логического его завершения созданием революционных "троек" и концлагерей.
В марте 1985 года Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран Михаил Горбачев, и именно тогдашний состав ЦК КПСС во главе с Горбачевым в апреле 1985-го сделал наконец принципиальный выбор: партия большевиков отказалась от возврата к репрессиям, предпочтя им рычаги экономической мотивации, что предопределило необходимость коренного преобразования экономики на рыночный лад.
Но авторы этого решения, конечно же, в тот момент не предполагали неизбежность следующего шага - отказа от тоталитарной политической системы управления государством. Это непонимание ярко проявилось в рассуждениях советских лидеров о "социализме с человеческим лицом", то есть таком принципиально эклектичном государственном устройстве, при котором рыночная экономика сосуществует в союзе с тоталитарной политической властью.
Прошло еще пять лет, и в марте 1990 года III внеочередной Съезд народных депутатов СССР принял неизбежное решение: он отменил 6-ю статью Конституции СССР и тем самым отменил монополию коммунистической партии на власть.
Таким образом, с апреля 1985-го по март 1990-го правящая советская элита и Михаил Горбачев совершили исторический выбор в пользу трансформации России (СССР) в государство с рыночной экономикой и либеральным политическим устройством и тем самым обозначили дальнейший путь развития страны в русле либеральных реформ.
С точки зрения употребляемой в этой статье терминологии в марте 1990 года, второй раз в ХХ веке, Россия оказалась в той же точке экономического и политического развития, что и после буржуазной Февральской революции 1917 года, но до Октябрьского переворота.
Период с 1991-го по 1997-й не имеет аналогов в российской истории. Именно в течение этого времени реформаторы вместе с президентом Борисом Ельциным впервые в истории России осуществили трансформацию государства с централизованной экономикой и тоталитарной политической системой в государство с рыночной экономикой и либеральной политической системой.
ТРАНСФОРМАЦИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОРЯДКА
Либеральное экономическое устройство имеет явно выраженные признаки. Эти признаки одни и те же для всех без исключения стран с рыночной экономикой - будь то США, Франция, Япония или Индия. Именно эти признаки отличают рыночную экономику от централизованной плановой и тем самым определяют природу экономического устройства.
В этом и следующем разделах статьи слово "свобода" я определяю как самостоятельность выбора, а слово "диктат" - как ограничение самостоятельности выбора.
Рыночная экономика обладает двумя необходимыми признаками: свободными ценами и свободной (диверсифицированной) собственностью.
Плановая экономика обладает диктаторскими (централизованными, монопольными) ценами и диктаторской (централизованной, монополизированной государством) собственностью.
Хорошо известно, что наряду с успешными (США, Англия, Франция, Япония) среди стран с рыночной экономикой есть те, в которых рыночная экономика не дает сегодня бесспорных результатов (Индия, Марокко, Нигерия), и те, в которых еще недавно (двадцать, тридцать лет назад) трудно было различить нарождающийся бум (Италия, Испания, Бразилия). Дело в том, что реализация только одних необходимых признаков рыночной экономики не гарантирует ее рост. Рыночная экономика оказывается успешной в странах, которым удалось, сообразно своим национальным, историческим, географическим особенностям и ряду прочих, адекватно подобрать условия, называемые мною достаточными: правила налогообложения, таможенное законодательство, система социальной защиты, система борьбы с преступностью и другие.
Таким образом, в отличие от необходимых условий, являющихся универсальными для всех стран, достаточные - индивидуальны.
Выводы:
1. В России в течение 1985-1997 годов было в основном осуществлено преобразование фундаментальных (необходимых) признаков централизованной плановой экономики в фундаментальные признаки рыночной экономики (этот процесс нельзя считать завершенным, пока не будет диверсифицирована собственность на землю).
2. Для успешного развития нового экономического порядка - рыночных отношений - Россия должна соответственно своим национальным, историческим, географическим и другим, присущим только ей, особенностям выстроить адекватные достаточные условия (налоговый кодекс, таможенные правила, систему социальной защиты и пр.).
ТРАНСФОРМАЦИЯ ПОЛИТИЧЕСКОГО ПОРЯДКА
В полной аналогии с либеральным экономическим порядком либеральное политическое устройство имеет также два необходимых признака, которые отличают его от тоталитарного: свободные выборы и свободную (диверсифицированную) власть. При этом диверсификация власти происходит в двух направлениях: территориальном (Центр, регион, город, район) и функциональном (различные ветви власти: законодательная, исполнительная, судебная).
Необходимые признаки для всех стран с либеральным политическим устройством одинаковы. Различия составляют достаточные признаки, которые, для того чтобы либеральная политическая система была устойчива, должны быть подобраны адекватно особенностям каждой из стран.
Достаточными условиями являются: реализация тех или иных процедур выборов; соотношение власти Центра, регионов, районов; распределение функций между законодательной, исполнительной, судебной властями.
Выводы:
1. В России в течение 1985-1997 годов было осуществлено преобразование фундаментальных (необходимых) признаков тоталитарной политической системы в фундаментальные признаки либеральной политической системы.
2. Для стабилизации новой политической системы Россия должна, соответственно присущим ей особенностям, реализовать адекватные достаточные условия либерального политического устройства.
ТРАНСФОРМАЦИЯ МЕНТАЛИТЕТА
В этом разделе под словом "свобода" понимается система внутренних ограничений; под словом "диктат" - система внешних ограничений.
Россия не имеет исторического опыта жизни в условиях свободы. Это наложило безусловный и принципиальный отпечаток на индивидуальный и общественный менталитет. Привычка жить в условиях диктата, когда основные правила поведения каждого и всех определены царем или генеральным секретарем, глубоко укоренились в сознании и человека, и общества. Поэтому переход от жизни в условиях диктата к жизни в условиях свободы представляется неминуемо тяжелым и долгим. Исключительно наглядным примером того, насколько глубоко и надежно несвобода укоренилась в нас, является новейшая история.
Как известно, речь невольно фиксирует устоявшиеся в сознании ее носителя представления. В 1991 году народ России свободным волеизъявлением с неподдельным энтузиазмом впервые в своей истории избрал президента. Именно Борис Ельцин отстоял право быть избранным, а не назначенным. В 1994 году ближайшее окружение президента стало иногда робко и, безусловно, по собственной воле называть его "Царем". В 1997 году огромная часть российского общества громко и совсем без иронии называет Бориса Ельцина "Царем". Сам Борис Николаевич не так давно назвал себя (надеюсь, в шутку) Борисом Первым. Самый "молодой реформатор" Борис Немцов сказал, что если Ельцин - Царь, то он (Немцов) - монархист. Итак, выдавливать из себя по капле раба - задача непростая даже для президента России.
Но Россия начала долгий путь перехода от менталитета рабского, безответственного - к свободному, вынужденному и умеющему взвешивать последствия каждого самостоятельного решения и действия и поэтому, безусловно, более прогрессивному.
Вывод: происходящая в России трансформация менталитета привела к тотальному размыванию в обществе политических ориентиров. Появление огромного числа различных партий и движений является следствием именно этого ментального преобразования.
Знание вектора изменения менталитета позволит определить направление политической структуризации общества.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Изложенный подход к экономическим и политическим изменениям, происходящим в России в течение последних почти тринадцати лет, позволяет сделать несколько принципиальных наблюдений:
1. В период 1985-1991 годов правящая советская элита во главе с Генеральным секретарем ЦК КПСС Михаилом Горбачевым совершила выбор в пользу либерального экономического и политического устройства России (СССР).
2. В период 1991-1997 годов реформаторы во главе с президентом Борисом Ельциным впервые в истории России осуществили экономическую и политическую трансформацию государства от диктатуры к свободе.
3. В обозримое время революция России не грозит, поскольку преобразования, которые осуществила страна с 1985 по 1997 год, по всем канонам уже являются революционными и уже потребовали колоссальной энергии нации.
4. Либеральное экономическое и политическое устройство России будет успешным только тогда, когда наряду с необходимыми условиями, универсальными для всех либеральных стран, будут реализованы достаточные, специфичные для России.
5. Процесс реализации достаточных условий, в отличие от процесса реализации необходимых, есть процесс эволюционный (а не революционный). Поэтому кризис, который Россия начала испытывать во второй половине 1997 года, носит системный характер: он является следствием перехода от одного этапа - революционных преобразований - к другому - длительному эволюционному развитию.
6. Диверсификация власти по территориям, которую Борис Ельцин провозгласил в 1990 году, предложив регионам взять столько суверенитета, сколько они в состоянии переварить, к 1997 году привела к существенному ослаблению власти федерального Центра и к появлению сильных региональных элит. К парламентским выборам 1999 года ситуация в этой части будет кардинальным образом отличаться от 1990-го: не федеральный Центр будет делегировать власть регионам, а, наоборот, регионы решат, какие функции они передадут новому Центру власти, который начнут создавать по своей воле, а какие - сохранят за собой.
Поэтому главной политической задачей для России сегодня является следующая - не допустить развала федеративного устройства государства как последствия трансформации экономического и политического режима страны.