0
826
Газета Особая папка Интернет-версия

15.12.2000 00:00:00

Как нам реорганизовать КПРФ?

Глеб Павловский

Об авторе: Глеб Олегович Павловский - директор Фонда эффективной политики.

Тэги: Зюганов, КПРФ, Илюхин, Макашов


На субботнем пленуме ЦК КПРФ Геннадий Зюганов обещал взять на выборах 50% плюс 1 голос - 226 голосов, или контрольный пакет будущей Думы. Но мыслится ли парламентское ЗАО прибыльным или планово-убыточным предприятием?

В тот же день Лев Сегал - известный расследователь, цифрам которого в данном случае можно доверять, опубликовал в Интернете расценки мест в федеральном списке, неофициально выставляемых коммунистами на продажу. Места с 5-го по 12-е - полтора миллиона долларов за место, с 13-го по 25-е - один миллион, остальные - до 350 тысяч за одно место.

Означает ли это, что г-н Зюганов решил войти в клуб русских мультимиллионеров или что дела КПРФ после отдаления от бюджетного коммутатора на Краснопресненской набережной настолько плохи?

Я давно склоняюсь ко второму мнению: пресловутый "левый марш" в России 1999 года - миф. И резкий ценовый перепад между первыми 25 позициями партпрейскуранта и остальными, на мой взгляд, является красноречивой проговоркой: а что если больше не наберем? В высокорисковых случаях капитал, даже красный, голосует ногами.

Муляжи

Как политконсультант, я действую в реальности, агенты которой рассматривают каждое событие как "заговор", - тогда как наивернейшие результаты достигаются именно исходя из полного несоответствия обсуждаемых сценариев - самой реальности. Задача политического клипа проста: создать картинку у вас в голове, картинку-подсказку, картинку-наваждение - подсказку, как действовать. Одна из таких картинок - пресловутый "сдвиг масс влево", не наблюдаемый ни в политических успехах их главного представителя - КПРФ, ни культурно, ни даже электорально.

Чего же ты хочешь?

Общаясь с невротиком, всегда полезно помнить о его двойственности - проявляясь, она разоблачает беспочвенность всех его перспектив, даже будто бы реальных. Такой двойственностью я давно считаю те самые "семьдесят процентов ЗА" список реальных свобод, политических и экономических, и ПРОТИВ их ограничений - т.е. фактический консенсус населения по итогам демократической революции 90-х: все, не исключая коммунистов, требуют сохранить им их рынок, их собственность, их доллар, выборы и безопасность. Этот консенсус по всем вопросам, связанным с реальным - а не номинально-идеологическим ("приватизация", "строй индивидуальных свобод", "верность процессу реформ" и т.п. идеотени), - неустранимый из любых социологических данных "правым", увы, дает лишь повод поговорить о путанице в головах. Я же усматриваю в этом реальное memento mori для электората КПРФ. И политическая смерть достопочтенного пугала может наступить уже в текущем году.

КПРФ как реликт демократической революции

Коммунисты были искусственным образованием, чудовищно разросшейся идеологической сектой, а не партией. Они не создали новой левой политической культуры и поэтому не имеют ни системы политвоспитания и обновления кадров, ни своей культурной элиты. Это партия, буквально висящая в воздухе. Парадокс в том, что этот воздух - атмосфера кончающейся демократической революции. Затянувшейся и вовремя не остановленной, и только потому не способной обеспечить миллионам их (а не "демократов" только) завоевания. Дума, в которой год от году доминировала КПРФ, была именно "революционной Думой", Думой "гнева народного", расщепленного в двух своих ипостасях - "демократической" и "левокоммунистической", в обеих довольно бессмысленного.

Следующая будет не просто "другая Дума". Это будет первая нереволюционная - то есть законная власть в России конца этого - начала следующего века. Это будет первая законная власть после многолетней ельцинской революции, в которой была восстановлена государственность России и - часто впервые - реально восстановлены свободы.

Революция закончилась - Борис Ельцин объявил о своем уходе. А что будет с российской государственностью, не уйдет ли она вместе с ним? Что будет со свободами, которые сегодня гарантирует лишь Конституция, именуемая "ельцинской"? Тема диктатуры как наиболее вероятной следующей фазы политического устройства РФ возникла не случайно, и она легко не уйдет. Заметьте, конституционная перспектива будущего развития декларируется всеми политическими силами, но - и это характерно! - никем из них не обсуждается как реальная стратегия и программа действий (в отличие от чрезвычайных вариантов реагирования).

Кто возглавит реакцию?

Термидорианская трансформация режима тут же породила дилемму фигуры вождя реакции: Ельцин или Примаков - кто из них способен остановить революцию так, чтобы не потерять ее результаты?

Борис Ельцин - смысл и центр режима - так или иначе покидает его, не оставляя преемника не только персонального, но и функционального для данной системы. Не считая Конституции 93-го года, он не предложил до сих пор своей модели прекращения революции. Место, которое он оставляет в данной системе, не может быть просто занято другим политиком без ликвидации оставшихся конституционных ограничений. Именно здесь сформировалось уникальное место "душеприказчика революции" (если угодно - "вождя термидора"), которое занимал еще так недавно Евгений Примаков. Достигнув зенита в своем блефе (не очень-то и понимая, чем именно грозило дальнейшее усиление Примакова самой же КПРФ), коммунисты проиграли свою стратегию. У них нет темы на выборах, после 12 мая у них нет шансов на бюджетное финансирование, а с 15 мая у них нет главной темы избирательной кампании. Настал конец мифа.

Демократия уже давно не лозунг, а часть обихода избирателей Зюганова. Выборы и свобода торговли вошли в привычку. Свобода профсоюзной и религиозной деятельности не программа партии, а привычка миллионов людей, и они никому не позволят их задевать. Обратим внимание: говоря на псевдоконсервативном языке, коммунисты не могут предложить убедительное решение главной проблемы своих избирателей.

Поэтому демократия в России может рассчитывать не только на голоса "старых демократов", но и на голоса тех, кто вчера голосовал за коммунистов, из-за того, что считал КПРФ консервативной силой.

Реконструкция политической сцены?

КПРФ - искусственно раздутый фантом, причем раздутый отнюдь не массой коммунистического электората. Как и Владимир Жириновский, коммунисты есть созданный антикоммунистами миф, а затем бизнес на мифе. Очень неплохой политический бизнес. Нетрудно было бы проследить рождение идеологической секты КПРФ из духа антикоммунизма образца 91-го года. Запертая журналистами во внемедийном секторе, опущенная в интеллектуальное подполье, ослепшая и оглохнувшая, оппозиция выработала культуру, лишь на фоне которой речи г-на Зюганова могут казаться рациональными. Но это - миф, муляж. Гигантский политический муляж "левоконсерватизма", мощность которого легко замерить: всякий раз она в точности равна объему политического дефицита на правом фланге.

Политика России в ее нынешнем состоянии не может себе позволить содержать такой массивный, дорогостоящий и ресурсоотнимающий объект, как КПРФ. Философия меньшего зла остается в большом ходу, и вот уже нас пугают: не Зюганов, так, не приведи господи, Илюхин с Макашовым. Но лучше твердо знать, сколько у тебя противников, где они и на что годны, чем мириться с дорогостоящими торгово-посредническими услугами ЗАО КПРФ, которое то ли (якобы) удерживает массы от выхода на улицу, то ли, верней всего, никак не может их расшевелить. Раз от разу нагоняя жути своими неубедительными массовками, г-н Зюганов оплату берет аккуратно и погодно - госбюджетами.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
1992
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1270
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
940
Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Борьба КПРФ за Ленина не мешает федеральной власти

Дарья Гармоненко

Монументальные конфликты на местах держат партийных активистов в тонусе

0
1240

Другие новости