Послезавтра во Франции возобновляются переговоры сербской и албанской делегаций по урегулированию проблемы Косово. Сторонам предлагается подписать мирный план, основанный на принципах, выработанных Контактной группой (Россия, США, Франция, Великобритания, ФРГ и Италия). Однако без участия Москвы западные страны при главенствующей роли Соединенных Штатов разработали приложение к мирному плану, которое, как представляется, станет самым большим камнем преткновения на предстоящей встрече. Широко известно, что НАТО собирается ввести 28-тысячный военный контингент на территорию Косово (почти по три натовских солдата на квадратный километр), дабы обеспечить выполнение соглашения, если оно будет подписано. Североатлантический альянс устами своего генсека Хавьера Соланы, однако, сделал существенную оговорку: натовские силы не войдут в Косово без согласия обеих сторон конфликта. Таково положение дел сейчас, но нет абсолютно никаких гарантий, что, например, при срыве переговоров или отказе сербской стороны подписать его вторжение не может иметь место.
Пока Белград наотрез отказывается согласиться с мирным планом во многом из-за его военного приложения, в котором говорится о введении войск. В распоряжении "НГ" оказался проект военного приложения, разработанный американцами, с грифом "конфиденциально". Судя по его содержанию, НАТО планирует создание условий для отделения Косово не только от Сербии, но и от союзной Югославии. Вероятнее всего, сербы откажутся подписать такой план. Если они его подпишут, в ближайшие год-два в этой сербской провинции либо установится американский протекторат по типу того, что сейчас имеет место в Боснии, либо Косово будет насильственно отторгнуто от Югославии вопреки Уставу ООН и Хельсинкскому заключительному акту, из которого следует тезис о нерушимости границ и главенстве принципа территориальной целостности государств над правом нации на самоопределение.
Итак, согласно проекту военного приложения, сторонам конфликта предлагается "приветствовать желание мирового сообщества направить в регион силы для содействия выполнению соглашения. Совет Безопасности ООН приглашается к тому, чтобы провести резолюцию с отсылом к главе VII Устава (возможное применение силы. - "НГ"), открывающую путь к договоренностям, обозначенным далее в этом приложении, включая учреждение многонациональных военных сил по выполнению (соглашения. - "НГ") в Косово. Они (стороны конфликта. - "НГ") приглашают НАТО составить и возглавить военные силы, чтобы помочь обеспечить выполнение положений этого приложения".
Эти силы будут состоять из сухопутных, воздушных и морских частей под политическим управлением Совета НАТО и называться КФОР (Силы в Косово). Командующий этими силами фактически будет иметь все полномочия по управлению в крае. По решению командующего и в случае необходимости КФОР сможет применять военную силу в Косово: "...Стороны понимают и соглашаются, что КФОР будет размещаться и действовать без помех и с полномочиями предпринимать все необходимые действия для содействия выполнению данного приложения". Власть федеральных, то есть законных, органов практически ликвидируется.
В течение года с момента вступления соглашения в силу на территории Косово силы "гражданской полиции МВД должны быть сокращены до нуля (!)". Одновременно под контролем КФОР будет осуществляться передача всех полномочий местной полиции, т.е. албанцам. Иными словами, контроль и управление краем, силовые структуры будут находиться фактически под контролем сепаратистов. И хотя они обязаны складировать свое оружие в определенных местах, а затем передать их КФОР, ясно, что стрелковое оружие легальным образом окажется у "местной полиции", большинством сотрудников которой (в этом практически нет сомнений) станут все те же боевики. Они же, не исключено, могут получить и часть боевой техники, которая останется после ухода сербской полиции. Кстати, многие полевые командиры ОАК уже заявили, что не собираются разоружаться, да и опыт подобных конфликтов показывает, что повстанцы утаивают значительную часть своего арсенала. Естественно, при таком раскладе весь контроль над провинцией (помимо войск КФОР) будет в руках албанцев, фактически ОАК.
Таким образом, будет постепенно происходить насильственное отторжение края от Югославии, сопровождаемое окончательным выдавливанием сербского населения за пределы Косово. Далее скорее всего в крае будет проведен референдум. Сейчас, по американскому плану, плебисцит не имеет цели решения вопроса о предоставлении независимости, а будет проводиться лишь для того, чтобы "выслушать волю народа Косово". Однако, как это уже было в случае с Хорватией и Словенией в начале 90-х годов, на основе односторонних решений о независимости будет признано право Косово на отделение от Югославии. Замысел вполне понятный. До отделения от федеративного государства в крае будет существовать международный протекторат. Причем "международное сообщество" будет явно на албанской стороне.
Затем возможны три варианта. Первый - Косово присоединяется к Албании. Второй - Косово становится независимым государством, контролируемым Албанией, и через какое-то время в любом случае переходит под прямое управление из Тираны. Третий - Косово делится на сербскую (меньшую) и албанскую (большую) части. В составе Югославии Косово, вероятно, в нынешнем виде уже не останется, а иностранные войска уйдут оттуда только после того, как будет обеспечено полное или частичное отделение края от Белграда. В течение всего периода пребывания сил КФОР западные политики будут проводить планомерную работу по обеспечению достижения данной цели. Такие выводы можно сделать, проследив логику действий Запада на Балканах.
Для скорейшего обеспечения потери Белградом Косово предусмотрены и другие меры. Проект военного приложения гласит, что югославская армия должна будет в несколько этапов в течение 180 дней после обозначенного дня (в тексте обозначается как "день К") полностью вывести все войска из Косово. Белграду разрешается оставить лишь 1500 пограничников на границе Югославии в Косово (в трех населенных пунктах - Джяковица, Призрен и Урошевац) из числа тех, которые были дислоцированы там до февраля прошлого года, когда начался открытый конфликт. Они будут иметь возможность действовать в строго ограниченной 5-километровой зоне вдоль границы. Разрешается также иметь в Косово не более 1000 человек из подразделений обеспечения. Однако спустя 90 дней после "дня К" командующий КФОР имеет право в любой момент пересмотреть уровень присутствия и сократить эти цифры до минимума.
Кроме того, предполагается создать "запретные воздушные зоны" по аналогии с теми, что существуют в Ираке. Они охватят все воздушное пространство над Косово плюс 25-километровое пространство вдоль административной границы края за его пределами на территории Югославии. Все самолеты, радары, ракеты "земля-воздух" (включая переносные ракетно-зенитные комплексы (ПЗРК) и артиллерия ПВО должны быть выведены за пределы этой зоны в 10-дневный срок с момента подписания соглашения. Понятно, что в случае обнаружения этих объектов силы НАТО будут действовать по тому же сценарию, что и американцы в Ираке - бомбить. "Военно-воздушные перелеты самолетов или вертолетов запрещены над Косово или в "зоне безопасности" без предварительного одобрения соответствующего командира НАТО. Нарушение любого из вышеизложенных положений <...> равно как и несанкционированные полеты или активация системы ПВО СРЮ внутри "зоны безопасности" явится предметом военной акции со стороны КФОР, в том числе с использованием необходимой силы". Напомним, что у албанцев ни авиации, ни средств ПВО нет.
Сербов пытаются связать по рукам и ногам. Они даже не смогут отвечать на провокации Освободительной армии Косово, которые неминуемо будут следовать после ввода войск НАТО (если соглашение будет подписано). В первой статье проекта военного приложения на этот счет говорится следующее: "Каждая сторона должна нести индивидуальную ответственность за соблюдение своих обязательств, и каждая согласна, что задержка или неспособность выполнения одной стороной (обязательств. - "НГ") не является причиной для любой другой стороны не выполнять свои обязательства. Все стороны будут в одинаковой мере служить объектом применения силы КФОР в случае необходимости обеспечения выполнения данного приложения в Косово и защиты КФОР, наблюдательной миссии (ОБСЕ. - "НГ") и других международных организаций, агентств и неправительственных организаций, участвующих в выполнении соглашения".
Единой силы среди албанцев, которая могла бы контролировать ситуацию, в Косово нет. Многие полевые командиры, несогласные с мирным соглашением или желающие продолжать борьбу против сербов за скорейшую независимость, наверняка прибегнут к практике терактов и вооруженных вылазок. События последних дней доказывают, что многие сепаратисты не собираются складывать оружие. Причем подписавшие мирный план албанцы всегда смогут сказать, что к подобного рода провокациям они никакого отношения не имеют.
У сербов же ситуация гораздо сложнее. Все акции, в результате которых пострадают албанцы или, как говорится в тексте военного приложения, "создастся угроза любой стороне", однозначно будут вменены в вину Белграду. "Ни одна сторона не должна проводить репрессалий, контратак или других односторонних действий в ответ на нарушение данного приложения другой стороной", - говорится в проекте.
Таким образом, военное преимущество будет целиком на стороне албанцев, и во время присутствия войск КФОР они смогут нанести существенный урон федеральным силам.
В проекте документа, конечно, содержится ссылка на уважение суверенитета Югославии, однако изменившимися условиями всегда можно объяснить и изменение позиции. Недавняя история бывшей СФРЮ - наглядный пример: до самопровозглашения Словенией и Хорватией независимости ни одно государство не ставило под сомнение территориальную целостность СФРЮ, но сразу после объявления этими республиками о выходе из Федерации западные страны одна за другой признали их независимость, чем способствовали раздуванию самой кровавой войны в Европе после окончания Второй мировой.
Сейчас дело идет к повторению сценария семилетней давности. Югославов заставляют подписать абсолютно неприемлемый военный документ, представляя дело таким образом, что без военной части под политической ставить подпись нет смысла. "Нельзя купить пиджак без рукава", - говорили Слободану Милошевичу в Дейтоне и убедили согласиться с военной частью мирных договоренностей по Боснии. Сегодня эта самая Босния фактически является зависимым государством и управляется извне при помощи иностранных войск, в том числе и российских. Сейчас Милошевича принуждают к тому же. Вот только рукав на этот раз предлагают к жилетке.
В этой связи так до конца и не понятна российская позиция. Глава МИД РФ только что вернулся из Белграда. В чем он убеждал Милошевича? Согласиться с мирным планом Контактной группы, разработанным в Рамбуйе? Но во Франции этот документ, как нам известно, будет предлагаться только в пакете с планом по выполнению политических соглашений, обязательно включая военное приложение. Этот вариант представляется крайне бесперспективным. Вероятно, переговоры вновь закончатся ничем. Или же Югославии придется смириться с тем, что через два-три года ее территория сократится на одну десятую часть.