На наших глазах рушится очередной политический миф - миф о незаменимости Евгения Примакова на посту премьер-министра.
Еще совсем недавно казалось, что Примакову нет альтернативы, что ни либералы, ни какие-то другие политики не могут претендовать на должность главы правительства, поскольку их не пропустит Дума. Этот тезис был основан на вполне реальном и доказанном факте - именно Евгений Примаков прошлой осенью обеспечил политический компромисс между законодательной и исполнительной властями. Полгода назад такой компромисс был главным условием преодоления того экономического хаоса, в котором Россия оказалась после 17 августа.
Иное дело сейчас. Одного политического компромисса, одной политической стабильности явно недостаточно, чтобы бороться с экономическим кризисом. "Политический" кабинет Примакова оказался сегодня на грани банкротства. А вместе с ним на грани банкротства оказалась и вся страна. Счет идет на недели, как это вынужден был признать позавчера министр финансов РФ Михаил Задорнов.
Безусловно, у правительства Примакова был и остается шанс вырваться из экономического тупика. В Белом доме хорошо понимают, что этот шанс связан с быстрейшим получением от МВФ нескольких миллиардов долларов. Именно поэтому все силы правительства брошены сейчас на то, чтобы вырвать из Камдессю несчастные четыре миллиарда долларов. Эти миллиарды и есть цена политического выживания кабинета Примакова.
Но те люди, которые способны строить долгосрочные прогнозы, не могут не понимать, что в случае неудачи на переговорах с МВФ кабинет Примакова и, возможно, сам премьер-министр вынуждены будут уйти в отставку. Таким образом, возможность ухода в отставку нынешнего правительства - это не вопрос политических пристрастий или политической конъюнктуры. Это вопрос нынешних российских экономических реалий, и поэтому возник он совершенно объективно, независимо от воли и желания отдельных личностей.
С учетом такой перспективы серьезные политики уже просчитывают и обдумывают кандидатуры вероятных преемников премьер-министра Евгения Примакова. Нетрудно определить те политические качества, которым должны соответствовать кандидаты на должность главы правительства. Во-первых, они ни в коем случае не должны придерживаться праволиберальных взглядов, иначе их автоматически заблокирует Дума. Во-вторых, потенциальный кандидат не должен представлять из себя политически яркую фигуру и уж тем более даже в мыслях не должен претендовать на пост президента в 2000 году. В противном случае ведущие политики страны усмотрят в таком кандидате серьезную для себя опасность и не позволят ему возглавить правительство. Напомним, что публичный отказ от президентских амбиций был одним из условий назначения самого Евгения Примакова премьер-министром.
В-третьих, вероятные преемники Примакова должны быть все-таки достаточно авторитетными людьми, имеющими опыт работы на высоких должностях в исполнительной власти. В-четвертых, у потенциального кандидата не должно быть четко зафиксированной репутации экономиста, жестко придерживающегося какого-то направления в экономической политике. То есть он не должен быть ни монетаристом, ни кейнсианцем, ни экономическим реваншистом. Другими словами, новый премьер-министр должен быть политически бесцветным, но хорошим профессионалом в своей области.
Стоит ли говорить, что те люди, которые рассматриваются в качестве возможной замены Примакову, соответствуют, точнее, почти соответствуют, всем вышеперечисленным условиям. Как стало известно "НГ", первую строчку в списке претендентов на пост премьера занимает нынешний министр внутренних дел Сергей Степашин. Уж ему точно левое большинство Думы не может выдвинуть никаких претензий в том, что он разваливал экономику, дружил с МВФ и американскими финансистами, открыто поддерживал то или иное политическое направление в России. Степашин всегда подчеркнуто чурался политики, всем своим видом демонстрируя, что его служебные интересы не выходят за пределы круга его профессиональных обязанностей. Вместе с тем и демократы от политики не могут упрекнуть министра внутренних дел в том, что он не уважает закон, ущемляет дарованные Конституцией права и свободы и т.п.
Вслед за Степашиным, через запятую, обсуждается кандидатура другого члена правительства - министра путей сообщения Николая Аксененко. Господин Аксененко в точности соответствует образу крепкого хозяйственника, прошедшего долгую школу директорства по-советски и зарекомендовавшего себя умелым начальником. К тому же он возглавляет гигантскую корпорацию, образующую одну из естественных монополий России. К слову сказать, "НГ" не впервые слышит фамилию Аксененко в контексте дискуссий об оптимальном для страны премьер-министре.
Кроме того, в числе претендентов на пост главы правительства рассматриваются также министр иностранных дел Игорь Иванов, экономический советник президента Александр Волошин и даже спикер Думы Геннадий Селезнев. Этих трех кандидатов коротко можно охарактеризовать соответственно как - "а-ля Примаков", "а-ля Лившиц" и "более благообразный Зюганов". Шансы этих кандидатов по сравнению с первыми двумя значительно ниже, однако российская история слишком часто демонстрирует примеры того, что в кризисные моменты на политическую сцену торжественно извлекается "рояль в кустах".
Что касается перспектив для любого из этих кандидатов преодолеть экономический спад, то на самом деле все в этом вопросе решает не сам потенциальный премьер-министр, а команда его экономистов. А задача будущего премьер-министра заключается в том, чтобы эту команду собрать, аккумулировать ее предложения, "пропустить" их через Думу и довести их до логического конца.