Положение в финансах и в целом в экономике России сегодня слишком, даже более чем слишком, серьезно, чтобы подменять его честный анализ и ответственные действия по выходу из этого положения личными, в том числе и профессиональными, амбициями, закулисными интригами, межгрупповой борьбой.
Я бы сравнил сегодняшнюю ситуацию в экономике с чеченской войной. Есть Россия, и есть некая противоборствующая ей сила (финансовая анархия), поражение от которой ставит под вопрос судьбы и жизни слишком многих людей, да и страны как таковой. В свое время как раз по поводу чеченской войны я опубликовал статью "О "демократическом" лозунге "поражения собственного правительства", где утверждал, что данный лозунг, во-первых, не демократический в истинном смысле этого слова; во-вторых, по сути он означает призыв к поражению не правительства, а собственной армии; в-третьих, общественность не вправе бороться против собственной армии, но вправе требовать отставки бездарных военачальников и бездарных членов правительства.
Теперь вернемся к нынешнему финансовому положению России. Мне прекрасно известно, что если события, подобные нашим нынешним, происходили бы в какой-либо западной стране, то совсем не исключен вариант согласованных действий правительства, Центрального банка, крупнейших коммерческих банков и средств массовых информаций, причем эти действия могут включать и блокирование реальной, но негативной информации о финансовом положении страны, если оглашение этой информации может привести к немотивированной панике на рынках ценных бумаг, к переходу - без объективных на то оснований - от финансового кризиса к финансовой катастрофе. Это можно считать ответственной с точки зрения интересов общества политикой, хотя и реализуемой не вполне внешне демократическими методами.
Боюсь, однако, что данный рецепт (эффективность которого тоже не абсолютна) не подходит к тем случаям, когда о негативных тенденциях в экономике и финансах правительство долгое время предупреждалось прессой и экспертами, однако эти предупреждения не только игнорировались, но руководители финансовых органов страны упорствовали в своих, мягко выражаясь, заблуждениях, попутно обвиняя журналистов либо в неграмотности, либо в тенденциозности. И когда, наконец, случилось то, что, как предсказывала пресса, в результате безответственных действий чиновников должно было случиться, те же самые чиновники начинают перекладывать ответственность за негативные плоды своей деятельности или бездеятельности как раз на тех, кто предупреждал об опасности. При этом прося, а то и требуя политической и информационной поддержки от СМИ.
Самые мрачные финансовые и экономические прогнозы журналистов "НГ" подтверждаются событиями последних недель. С моей стороны смешно было бы требовать, чтобы следствием этого стала замена руководства ЦБ на экономических обозревателей "НГ", ибо писать об экономике и руководить ею - разные профессии. Но не менее смешно, если не сказать фарсово, выглядит ситуация, когда из кругов, близких к руководству ЦБ, начинают распространяться слухи, что из-за статей в "НГ" фондовый рынок России рухнул (потеряв, между прочим, 15 млрд. долл.), что Борис Березовский через "НГ" пытается рушить этот рынок и дальше для того, чтобы свалить то ли новое правительство, то ли нынешнее руководство Центробанка, то ли вообще президента.
Если бы Центробанк не упорствовал в своих заблуждениях или осознанной политике, не укреплявшей, как теперь ясно, российские финансы, а хотя бы однажды объяснил суть и цели своих незамысловатых ходов на страницах ненавистной ему "НГ", то, возможно, подтвердились бы не наши прогнозы (теперь уже повторяемые всеми), а центробанковские.
Деньги, между прочим, такая субстанция, с которой население общается не через прессу, а непосредственно - через свои кошельки. И мало что существенное можно в наше время в этой сфере скрыть надолго.
Уверяю всех, что, если стабильность финансовой системы России зависит только и исключительно от неприкосновенности Сергея Дубинина и Сергея Кириенко, а также от публично произносимых ими слов, обещаний и прогнозов, я готов сам встать перед их портретами на колени, заткнув рты и связав руки господам Кошкаревой и Нарзикулову. Кто бы только мне доказал, что это спасет финансы России.
Страна мне дороже любого банка, дороже и Кошкаревой с Нарзикуловым. Если эта страна так же дорога и Кириенко (ему-то хоть досталось дурное наследство) и Дубинину, то, может быть, стоит подумать, почему в последние недели их предсказания не сбываются. Может быть, и их действия неэффективны.
Если выбор такой - дестабилизация финансов страны через дестабилизацию правительства и руководства Центробанка или реальная стабилизация финансов и экономики, хотя бы в правительстве и Центробанке при этом сидели черти с рогами и копытами, "НГ" - за стабилизацию. При рогах и при копытах.
Лично я категорически отвергаю (теперь, после уже пройденного нами с 1985 года пути) поражение собственного правительства и собственного Центробанка в борьбе против финансовой катастрофы. Даже во имя "демократии". Но я должен верить в то, что, во-первых, правительство и Центробанк действуют правильно, то есть идут к победе; а во-вторых, что оба эти органа возглавляются ответственными перед обществом людьми, которые сами попросятся в отставку, если дело идет к краху. За стабилизацию лично Дубинина и Кириенко "НГ" биться не собирается. Тем более что оплачиваемый налогоплательщиками пыл кое-кого из сотрудников наших государственных финансовых органов уходит не на дело, а на "активные операции" в, например, некоторых известнейших английских экономических изданиях для доказательства того, что "НГ" специально обрушивает рубль.
"НГ" готова заключить с некоторыми финансовыми органами страны "пакт о ненападении" ради спасения финансов России. Но вот что меня смущает. В среду на конгрессе Международного института прессы в Москве один за другим выступили г-н Зюганов и г-н Ходорковский. Они говорили разными словами: у одного было больше пафоса, у другого - больше ироничных недоговоренностей. И несколько разный взгляд на будущее. Но диагноз-то нашей экономике и финансам они поставили один и тот же. В том числе они одинаково негативно оценили роль МВФ в развитии экономического кризиса в России. Имеющий уши да слышал. У меня уши есть. А такой дуэт, наверное, будет посильнее и Фауста с Гете, и Кошкаревой с Нарзикуловым.
Время кулуарного руководства российской экономикой и финансами закончилось. Гениев из кулуарных финансистов не вышло. Надо переквалифицироваться если не в управдомов, то хотя бы в тех, кто свой пост любит чуть-чуть меньше финансовой системы страны.
А то ведь финансовая Чечня не за горами. Это когда война останавливается как-то сама собой. И те, кто считал себя почти победителями, в одночасье проигрывают все: территорию, политических союзников, симпатии собственного народа и даже поддержку благословлявшего тебя на подвиги президента, которому ты так ловко умел докладывать, что до Большого Кавказского хребта осталось только рукой подать.
А в результате приходит Лебедь и подписывает финансовый Хасавюрт.