Несмотря на результаты комплексной работы правительства РФ в республиках Закавказья, когда вице-премьеру Валерию Серову удалось с учетом геостратегических интересов России решить многие важные вопросы, а также на плодотворную деятельность по налаживанию отношений с Украиной и Белоруссией, нельзя не заметить многие существующие в рамках СНГ проблемы, которые могут способствовать подрыву интересов России на территории бывшего СССР.
На юге постсоветского пространства создается военный союз в составе Казахстана, Узбекистана, Киргизии с объединенным штабом, а также ведется подготовка этих государств к совместным учениям с батальоном США. И это несмотря на то что наши республики связывает так много общего - это родственные и просто дружеские связи людей, построенная по единой технологии промышленность и так нужные России продукты сельского хозяйства Азии. Почему Америка за 15 тысяч километров от нее нашла общие интересы с центральноазиатскими республиками, а рядом находящаяся и так нуждающаяся в союзниках Россия - нет?
И это при том, что Нурсултан Назарбаев не прекращает прикладывать огромные усилия для интеграции с Россией. Каких только он не предлагал вариантов сближения! Назарбаев прекрасно понимает, что не только из-за экономических проблем Казахстану нужно быть рядом с Россией. Основная часть населения его республики - русскоязычная.
Разве не предлагал в 1993 году Ислам Каримов не создавать своих армий, а содержать единую с долевым участием всех республик? Но вся наша "крутая демократия" ополчилась против него, называя президента Узбекистана не иначе, как реакционером. В то же время Сапармурата Ниязова иначе, как "Туркменбаши", в нашей печати не называют. Уже давно перестали приезжать на встречу министров обороны стран СНГ руководители военных ведомств этих республик.
Ведущие государства Запада и Среднего Востока в условиях экономической и военной слабости России резко усилили давление на бывшие советские республики с целью передела сфер влияния, овладения новыми рынками сбыта, доступа к источникам дешевого стратегического сырья. В свое время некоторые политические группировки внутри нашей страны стремились убедить российское руководство побыстрее уйти из центральноазиатских республик, ссылаясь на экономическую нецелесообразность для России продолжать инвестиции в экономику этих стран, а также на возможность отдалиться от враждебно настроенного Афганистана. Добровольный отказ России от зоны ее естественного влияния дал повод Пакистану, Турции, США, а также арабским странам включить этот регион в свои перспективные планы.
Однако во многих странах Центральной Азии прекрасно понимают, что, сколь бы ни были заманчивы предложения со стороны этих государств, все они пока не сопоставимы с теми экономическими и военно-политическими выгодами, которые государства СНГ имели бы от союза со своими бывшими соседями по СССР. Вот почему большинство населения государств этого региона активно выступает за усиление интеграционных процессов в рамках СНГ.
Однако и в России, и за ее пределами есть силы, которые делают все, чтобы навеки разобщить Россию и бывшие братские республики. И не только в Центральной Азии. Казалось бы, появилась возможность установить самые тесные отношения с Белоруссией, чтобы показать пример для других. Но тут же находятся "страстные защитники" интересов России. Наше Министерство финансов в течение нескольких лет не замечало, что десятки триллионов рублей уходят из России в результате монополии на спиртное, которой пользовался Национальный фонд спорта. А когда встал вопрос о воссоединении России с Белоруссией, оно быстро оценило, какие потери от этого понесет Россия - аж целых 7 триллионов рублей. Почему оно в одних вопросах было молчаливо и безучастно, а в других - так активно и расчетливо?
Стратегическое значение союза с Белоруссией еще больше возрастает в условиях намерений НАТО продвигаться на восток. Кроме того, сближение с Белоруссией дает России много чисто экономических выгод. Оппонируя некоторым недоброжелателям, утверждающим, что белорусы живут за счет России, можно привести несколько цифр. По данным Государственного таможенного комитета, если бы России пришлось обустраивать границу с Белоруссией, потребовался бы 21 триллион рублей. И это без учета последующего ее содержания.
Другой пример. После отмены таможенных барьеров между Россией и Белоруссией товарооборот между нашими странами увеличился сразу же на 56%. Опыт взаимовыгодного сотрудничества с нашим соседом показывает, что для благополучия России нет альтернативы интеграции всех бывших советских республик.
Западные политики не скрывают, что самый эффективный способ сдержать экономическое возрождение России и Украины - это сделать их потенциальными противниками, закрепив эту ситуацию принятием соответствующих национальных военных доктрин или их вхождением в противостоящие военно-политические структуры. Если это произойдет, то, по мнению экспертов, 35% существующих российских предприятий будут вынуждены прекратить работу, так как одни останутся без рынка сбыта, другие - без сырья или комплектующих. Нужно будет принять и обустроить несколько миллионов русских, которые под напором вражды и национализма будут вынуждены иммигрировать в Россию, оборудовать несколько тысяч километров российско-украинской границы, изыскав для этого около 40 триллионов рублей. Огромные потери, конечно, понесет и Украина.
Сейчас много говорится о разделе Черноморского флота. Это большой повод поссорить наши страны. Военные городки, переданные Украине с техникой и вооружением, стоят заброшенные, растаскиваются и разворовываются. Назло друг другу все больше режется и уничтожается боевых кораблей. Пройдет немного времени, и уже будет нечего делить. И, как следствие, исчезнет возможность сближения наших республик. Здравый смысл подсказывает, что в данной ситуации российскому руководству необходимо без промедления расчистить все, что стоит на пути сотрудничества двух братских республик, и закрепить стратегическое партнерство России с Украиной, подписав договор о дружбе и взаимопомощи.
Нельзя не сказать и об утрате влияния России в республиках Закавказья. Стоило нашей стране отойти от этого региона, как лидерство в нем тут же захватил американский и турецкий капитал. За три последних года доля Турции во внешнеторговом обороте закавказских республик возросла почти втрое, США вышли на первое место по инвестициям в этом регионе. И наоборот, Россия в три раза сократила торговые связи с Закавказьем.
Для того чтобы поправить положение, мы должны перейти от интриг и провокаций к политике добрососедства и экономической выгоды. Не должно быть двойных стандартов в вопросах целостности государства: один - для себя, другой - для стран СНГ. Это касается как Грузии, так и Азербайджана.
Как можно понять действия бывших руководителей Министерства обороны, которые без официальных распоряжений правительства осуществили поставку в Армению, находящуюся в военном противостоянии с Азербайджаном, 84 танков Т-72, 40 БМП-2, а также запасных частей на 7 миллиардов рублей, причем не получив за это ни одного рубля в казну? Не укладывается ни в какие рамки и подготовка в мае 1996 года в Капустином Яре 20 армянских специалистов для оперативно-тактических комплексов с дальностью стрельбы до 300 километров, проведенная по распоряжению руководителей Минобороны. Специалисты понимают: удар этих ракет по Мингечаурской ГЭС снесет треть Азербайджана или полностью разрушит Баку. Какие боеголовки находятся на вооружении этих комплексов? Кто их поставил? Будет ли хоть раз за эти деяния кто-то наказан?
Удивительное достижение: Россия с помощью своих "доброжелателей" добилась того, что ни с одной республикой бывшего СССР у нее нет полнокровных дружеских отношений. И это не случайно. Это успех напористой наступательной деятельности внешних сил и их слуг внутри страны. Надежду позволяет сохранить то, что в руководстве страны есть такие политики, как Евгений Примаков, Валерий Серов, Игорь Родионов, Аман Тулеев, Вячеслав Михайлов, Виктор Самсонов и некоторые другие.
Но и Государственная Дума не должна оставаться в стороне. Большинство депутатов поддерживают этих руководителей и проводимую ими политику. Нижняя палата должна укреплять межпарламентское сотрудничество со странами СНГ, подталкивать руководство страны к быстрейшему сближению с бывшими советскими республиками, добиться строжайшего наказания инициаторов незаконных поставок вооружений, принести извинения народам этих стран за содеянное.
В связи с этим необходимо в первом полугодии 1997 года провести парламентские слушания и разработать конкретные рекомендации по усилению интеграционных процессов в рамках СНГ. Для этого следует принять самые жесткие меры по скорейшему мирному урегулированию конфликтных ситуаций внутри бывших советских республик на основе сохранения их территориальной целостности и суверенитета, твердо выступив против любого сепаратизма и национализма. Необходимо также сблизить законодательные основы для экономической интеграции стран СНГ, решить вопрос о вкладе каждой республики в совместную охрану границ и оборону на основе укрепления национальных сил государств СНГ и развития военно-технического сотрудничества. Нельзя забывать и об обеспечении равных прав русскоязычного населения во всех постсоветских республиках.
Правительство должно принять меры по максимальному сближению России и Белоруссии на основе создания единых политических, экономических и оборонных межгосударственных органов, а также по ускорению заключения договора с Украиной о всестороннем сотрудничестве. Генеральной прокуратуре необходимо поручить провести расследование по фактам незаконной передачи оружия в республики СНГ и подготовки соответствующих специалистов. Одновременно Счетная палата должна проверить военно-техническую деятельность в 1994-1996 годах. Учитывая смертельную опасность для России утечки капиталов в иностранные государства, комитеты Госдумы по безопасности и по законодательству должны разработать предложения о создании независимой комиссии для определения каналов утечки и реальных размеров вывезенного капитала, для принятия специальных законодательных мер по пресечению в дальнейшем нелегального вывоза капитала и создания необходимых условий для его возврата.
Если не принять чрезвычайных мер, то через два-три года ни о какой обороноспособности страны уже говорить не придется.