Бывший руководитель службы безопасности президента России Александр Коржаков, по предварительным данным, победил на выборах депутата Государственной Думы от 176-го Тульского одномандатного округа.
Победа Александра Коржакова на выборах в Туле - это не просто победа отставного генерала. Это - знаковое событие, по которому можно судить обо всех тех переменах в расстановке политических сил и в общественном сознании, которые произошли после июльской победы Бориса Ельцина.
Первое и самое очевидное. Выдворение Коржакова из Кремля прежде всего расширило финансовую, политическую и социальную базу оппозиции. Многоходовая комбинация Анатолия Чубайса, связанная с устранением и ликвидацией группы Коржакова - Сосковца, по сути, подрубила тот сук, на котором с 1992 г. сидела и правила страной группа либеральных демократов. Руководители средств массовой информации, контролируемых крупным финансовым капиталом, делали все возможное и невозможное, чтобы не допустить победы Коржакова.
Второй вывод. Самое парадоксальное в победе Коржакова состоит в том, что он, скорее всего, победил с благословения Бориса Ельцина или одной из групп, которая по-прежнему близка к президенту. Очевидно, что Ельцин при желании мог снять Коржакова с предвыборной гонки, если бы он этого пожелал. Кстати, Коржаков и его сторонники победили еще до выборов: неделю назад, когда неудачей закончилась попытка Чубайса убрать из Кремля управляющего делами президента Павла Бородина. Этот факт, а теперь еще и победа Коржакова на выборах означают, что Ельцин уже очертил границы властных полномочий Анатолия Чубайса.
Третий вывод. Победа Коржакова - это свидетельство полного поражения тех методов обработки общественного сознания, так называемых выборных технологий, которые использовались всеми программами телевидения на президентских выборах. Избиратели в регионах не только не доверяют массированной пропаганде и контрпропаганде комментаторов основных аналитических телепрограмм, но и действуют прямо противоположно их советам. Возможно, это обстоятельство имеет глобальное значение: если электронные СМИ вдруг решат раскручивать нового преемника президента, то эта операция может изначально вызвать недоверие у населения именно к этому претенденту.
А если век декоративной демократии кончается, то нас ожидают два варианта развития события. Или прямая диктатура тех, кто сейчас у власти и дальше не в состоянии удерживать ее при помощи выборных технологий. Или победа новой, созданной Чубайсом оппозиции, героями которой будут и Зюганов, и Рыжков, и Сосковец, и Коржаков. И, возможно, Лебедь.
Если г-да Сосковец и Коржаков сумели в мае 1996-го договориться с Геннадием Зюгановым сохранить полномочия президента без перевыборов, то почему они не могут договориться сейчас, когда с их точки зрения отступать им некуда и когда они живут только одной идеей - отстранить Чубайса от власти? Существует только одно качественное отличие между тем союзом Коржаков - Зюганов, который наметился в мае, и нынешним, который становится почти неизбежным сейчас. Раньше, когда Коржаков контролировал силовые ведомства, он мог навязать свои правила игры оппозиции (прежде всего Зюганову). Однако сейчас, скорее всего, Коржаков как оппозиционер во имя общей победы будет играть по правилам игры оппозиции. Таковы только самые очевидные последствия победы Александра Коржакова на выборах в Туле.