- Алексей Михайлович, расскажите, пожалуйста, о вашей программе.
- Программа "Христианские реликвии" осуществляется нашим Центром совместно с Музеем-заповедником "Московский Кремль", Третьяковской галереей, Музеем древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Цель программы - актуализировать тему реликвий в российской культуре, в научном и общественном сознании. Особое значение это приобретает в год великого юбилея христианства. К перечисленным вами событиям я бы добавил издание научных каталогов и сборников. Так, сборник материалов симпозиума о реликвиях вышел почти одновременно с книгой "Иконостас: происхождение - развитие - символика", в котором представлены материалы предыдущего симпозиума ЦВК.
- В Новое время, которому мы все еще принадлежим, реликвии подверглись уценке вместе со всей традиционной культурой. Тогда как в Средние века...
- В Средние века реликвии играли важнейшую роль в консолидации общества, вокруг них часто выстраивались государственно-политические концепции. Византийские императоры собирали в Константинополе реликвии Святой Земли, уподобляя свою столицу Новому Иерусалиму - избранному граду Второго Пришествия. Законными и верными наследниками Византии были русские князья и цари, насыщавшие реликвиями Москву - Третий Рим и Второй Иерусалим и тем самым обещавшие своему народу абсолютное первенство в обретении Царства небесного. Таким образом, через реликвии обеспечивалось сакральное единство власти и народа и открывалась та самая, глобальная национальная идея, о которой так много и неплодотворно говорят сейчас.
Сейчас - когда реликвии полузабыты, практически выведены из сферы общественного внимания и исторического изучения. Достаточно сказать, что значительная часть уникального "царского" собрания реликвий Московского Кремля никогда не публиковалась и не выставлялась. То есть оставалась неизвестной не только широкой публике, но и большинству специалистов. На русском языке до этого момента не существовало ни одного научного издания о восточно-христианских реликвиях, что составляло разительный контраст с огромной литературой о католических реликвиях Западной Европы. Которые, кстати, регулярно экспонируются на многочисленных выставках в разных странах.
- В чем вы видите научное значение этой темы?
- Реликвии должны стать естественным и легитимным сюжетом научного знания, их необходимо оценить как новый, еще не востребованный тип исторического источника. Практически каждая реликвия имеет свою остросюжетную биографию, насыщенную, как правило, уникальной информацией.
Для меня как для историка искусства существенно и историко-художественное измерение темы - и не только потому, что реликвии помещались в драгоценные оклады и ковчеги, но и потому, что играли огромную роль во внутреннем пространстве восточно-христианского храма. Сам храм может быть осмыслен как монументальный реликварий. Ведь алтарный престол каждой церкви является образом Гроба Господня, а в его основании или в лежащем на нем антиминсе находятся реальные святые мощи. И это помимо святынь, представленных для поклонения в других частях храма. Кроме того, реликвии составляют важную тему византийской и древнерусской иконографии. Она отражает многочисленные церковные празднования в честь обретений, перенесений и чудотворений реликвий.
- Значительную часть выставки составляют чудотворные иконы. Но ведь они не являются реликвиями в узком смысле слова (reliquiae - остатки)...
- Чудотворные иконы как несущие и источающие божественную благодать тоже считались священными реликвиями. В литургических чинопоследованиях или в описаниях средневековых паломников, которые поклонялись в храме представленным там чудотворящим предметам, мы находим все необходимые рациональные и мистические основания так думать. Чудотворные иконы входят в тот ряд священных предметов, который в древнерусской традиции описывался более широким понятием "святыня" - то есть все относящееся к таинствам. Подобно мощам святых и иным предметам, соприкасавшимся со святыми и божественными лицами, чудотворные иконы обладали благодатью Св. Духа и способностью к совершению чудес.
Добавлю, что тема реликвий возникла в нашей работе именно из интереса к теме чудотворных икон. Еще в 1994 году Центр восточнохристианской культуры провел международный симпозиум "Чудотворная икона в Византии и Древней Руси", а сборник его материалов был издан два года спустя.
- В сущности, сквозной темой ваших исследований оказывается категория чудесного. Но может ли академическая наука работать таким сюжетом, как чудо?
- Ничто так не мешало историческому познанию чуда, как сакраментальный вопрос "было или не было?" Вся литература о чудесах распадалась на чисто церковную апологетику и вульгарно-атеистическую пропаганду. На мой взгляд, "было или не было?" - не вопрос для историка. Каждое чудо, зафиксированное в письменном источнике или даже в устном предании, должно стать для нас историко-культурным фактом и уникальным источником новой информации. Поскольку иконы и реликвии, творившие чудеса, являлись центрами духовной жизни, к которым было приковано внимание средневекового человека и которые давали постоянный мощный импульс к творческой деятельности. Создавались новые иконы-списки (сейчас нам известно, что большинство древних икон восходят к тому или другому чудотворному образу). Чудеса фиксировались в летописях как события политического значения, в прямой зависимости от них принимались государственные решения. Сказания о чудесах являлись одним из видов художественной литературы, доступным - в письменной и устной форме - всему народу. То есть в некотором смысле чудо и было в то время первоэлементом художественного.
Уяснив этот первоначальный смысл художественных памятников, то есть отказавшись от вневременного эстетизма и внешнего описания артефактов, мы можем понять и оценить творения средневековых мастеров несравненно глубже и исторически адекватно.
- Как тема реликвий соотносится с другими исследовательскими программами вашего Центра?
- Все они являются частью нашей главной задачи - изучения символического языка восточно-христианской культуры. Эту работу мы ведем со дня основания Центра в 1991 году. Помимо уже упомянутых программ, конференций и книг, можно упомянуть проекты "Иерусалим в русской культуре" (1991 год) и "Восточно-христианский храм: литургия и искусство" (1993 год).
Принцип этой работы - преодоление искусственно разобщенных отраслей гуманитарного знания на общем поле изучения семантики восточно-христианской культуры. Тема реликвий, как никакая другая, требует сочетания искусствоведческих, исторических, филологических, литургических, богословских и иных подходов.