- МАРИНА, каковы, по вашему мнению, плюсы и минусы экономической политики премьер-министра Владимира Путина? Как будет развиваться национальная экономика при новом президенте?
- Владимир Путин как премьер не испортил позитивных тенденций, сложившихся в национальной экономике к моменту его назначения председателем правительства. Правда, с точки зрения наличествовавших на тот момент тенденций в экономике ему очень повезло, но он использовал свое везение достаточно сильно для того, чтобы улучшить позицию государства в экономике, использовал экономическую ситуацию для укрепления государственной власти. Я имею в виду проводившуюся в последние месяцы правительством жесткую фискальную политику, исполнение бюджета как закона номер один, серьезное отношение к сбору налогов, отмену льгот, поддержку экспортеров.
Что же касается социальных обещаний правительства, то могу сказать следующее. Владимир Путин обладает одной очень интересной особенностью. Его заявления могут быть истолкованы так или иначе, так или иначе поданы в нужный момент, но об этом человеке нужно судить по его делам. То, что он реально делает, - это и есть его точка зрения, его позиция. Я хотела бы обратить внимание не только моих коллег, но и широкой общественности на то, что делается сейчас в экономике по существу. Не думаю, что экономическая политика при Путине-президенте будет очень сильно отличаться от экономической политики при Путине-премьере. Все будет зависеть от того, какая модель государственной власти будет предложена им и его командой.
Что касается степени самостоятельности Путина от местного капитала, о его взаимоотношениях с ним, могу сказать следующее. Мне кажется, эти две вещи могут измениться, потому что лоббистские способности местного капитала, а также экономическая политика, которая так или иначе направлена на поддержку одних финансовых интересов и угнетение других, очень сильно зависит от того, на каком месте сидит принимающий решение человек. Будь это премьер или президент.
У нас президентская республика, и, став президентом, Путин получил совершенно другое качество власти. Было бы наивно предполагать, что власть дистанцируется от всех финансовых групп и будет, как говорил сам Путин, устраивать взаимоотношения с ними, как с рядовыми булочниками. Это чепуха, что прекрасно все понимают. Так или иначе, должны строиться серьезные взаимоотношения с местным капиталом. Это нужно всей экономике в целом. Для одних финансовых групп это будет хорошо, для других - плохо.
Что еще, я думаю, сохранится из политики Путина-премьера, так это поддержка правительством и президентом национального капитала. Это так или иначе в интересах действующих внутри страны сил. Это, конечно, хуже для иностранных инвесторов, поскольку они привыкли получать большие барыши там, где есть высокие риски. Но им придется приспособиться к новым реалиям.
Еще один плюс - нежелание менять правила каждые две минуты, отказ от манипулирования законодательством.
Кроме того, что также хорошо для нашей экономики - прагматическая направленность работы правительства. Люди видят проблему, берут подходящий для ее решения инструмент и решают эту проблему. И эта команда действует в интересах экономики в целом, а не с точки зрения того, устраивают ли эти шаги широкие или узкие слои.
- Какие шаги, по вашему мнению, необходимо предпринять Путину и тому правительству, которое он сформирует, чтобы улучшить ситуацию в экономике?
- Во-первых, продолжить исполнять бюджет как закон номер один. Это будет очень трудно, поскольку рано или поздно это встретит непонимание в регионах. Но тем не менее делать это необходимо.
Во-вторых - налоговая реформа. Она и определит все остальное.
- Что необходимо реформировать в налоговой системе?
- Необходимо включить в налоговую реформу амнистию ранее полученных доходов, амнистию экспортированного капитала и предложить правила налогообложения этого капитала для его возврата.
Иначе должны облагаться налогом и индивидуальные доходы. Реформа должна включить в себя изменение налогообложения малого и среднего бизнеса. Правительству следует понять, что масса собираемых налогов обратно пропорциональна налоговой ставке и растет по мере упрощения фискальных систем и правил. Система налогообложения должна стимулировать создание и развитие бизнеса.
В-третьих, надо создать программу постепенного открытия внутреннего рынка и обозначить те границы, до которых можно это делать. Точно так же необходимо создать программу открытия для наших компаний внешнего рынка и понять, до каких границ внешняя экспансия возможна.
И то и другое означает создание условий конкуренции. Все прекрасно понимают, что национального производителя надо защищать, что он пока не готов к внешней атаке и не конкурентоспособен. Но если будет существовать некая программа, когда мы поймем, что нам даст конкурентный товар, тогда станет ясной необходимость такой скрупулезной работы. Ведь государство много теряет в налогах, поскольку наш производитель сейчас неконкурентоспособен.
В-четвертых, государство должно создать программу инвестиций в новые технологии. Сейчас мы отстаем в технологии на 30-50 лет. Но хотела бы напомнить, что четверть программистов компании "Майкрософт" - это русские, окончившие российские университеты. Сейчас огромное количество российских Web-дизайнеров, Интернет-специалистов развивают западные Интернет-компании и западную Интернет-экономику. Поскольку экономика глобализируется, сейчас можно перетянуть одеяло на себя, причем очень быстро. Но для этого необходима стимулирующая политика, инвестиции. Без государственных инвестиций ВВП просто не поднять.
И, наконец, в-пятых. Правительству необходимо изучить потерянные нами рынки ближайших государств. Важно сформулировать новую экономическую политику в отношении республик бывшего Советского Союза. От нас уходят колоссальные деньги. Пока рано говорить, в какой форме должно быть восстановлено экономическое сотрудничество, но это в наших интересах, в интересах компаний.