(Начало)
На местах региональные лидеры обеспечивали сбор подписей для выдвижение кандидата (500 тыс. голосов) и нужное голосование. "Подписи собрать - это не проблема, - утверждал свердловский губернатор Эдуард Россель. - У нас 64 федеральные структуры, дадим каждой по 10 тысяч. 640 тысяч можно сделать за несколько дней". Губернатор Нижнего Новгорода Иван Скляров заявил, что "региональные лидеры не могут быть вне большой политики. Мы не подчеркивали свое участие, - уточнял он, - но проводили нужную линию через региональные аппараты и организации".
В свое время Борис Ельцин завоевал популярность, предложив суверенитета столько, сколько регионы смогут унести. Владимир Путин - не из тех, кто собирается на этом играть: "Я бы усилил текст Конституции положениями о том, что призывы к выходу из состава РФ преследуются в уголовном порядке. Я бы внес это в Конституцию и затем продублировал в Уголовном кодексе", - заявлял он еще до занятия высокой нынешней должности.
Почему же тогда региональные лидеры в едином порыве взялись за поддержку Путина? Президент Башкортостана Муртаза Рахимов, например, всегда предпочитал ставить на сильного: "Владимир Путин по сравнению с другими имеет самый большой проходной балл, поэтому мы его поддерживаем". Президент Татарстана Минтимер Шаймиев считает, что "вокруг фигуры Владимира Владимировича Путина происходит консолидация общества, а это и есть выбор граждан Татарстана". Хотя только три месяца назад большинство избирателей Татарстана голосовало за "Отечество" Примакова, а не за "Единство" Путина.
В новых политических условиях складываются новые предпочтения региональных лидеров. Для каждого нашелся свой подход. К кому-то - через избирательную кампанию в регионе, а к кому-то - через нефтегазовые трубы.
Поддержка столичных и региональных элит - серьезная опора. Но это еще не все общество. Потребовалась поддержка самых разных слоев. Не на последнем месте оказалась творческая интеллигенция, по достоинству оценившая и походку Путина, и многое другое. Многие ее представители откликнулись. У каждого нашлись свои резоны.
Когда почти все под контролем, возникает задача не обесценить выборы легкой победой. Иначе она оказывается не столь значимой и убедительной. Легитимность становится сомнительной, по крайней мере в людских умах.
Власть, безусловно, провела выборы "без шума и пыли", то есть без компроматов и информационного киллерства. Они теперь не нужны.
На экономическом форуме в швейцарском Давосе российские политические лидеры не смогли ответить на вопрос "кто такой господин Путин?". Но сегодня мы знаем, кто такой господин Путин. "Путин - это наш президент". Массами овладела всепобеждающая идея единого народного избранника. Мессия ожидался уже давно. Теперь он у власти.
Несмотря на предрешенность выборов, нашлись кандидаты, которые осознанно вели борьбу. Цель - укрепление - коалиции меньшинства не столько в Государственной Думе, сколько в обществе в целом. Гражданское общество не может сформироваться без существования меньшинства, мыслящего по-иному. А без гражданского общества, как известно, демократии не бывает. Будет ли продолжено строительство гражданского общества, после того как Владимир Путин стал президентом?
А БЫЛИ ЛИ ВЫБОРЫ?
День 26 марта стал днем плебисцита, подтверждения Владимира Путина в должности президента. Ведь Путин уже был выбран в ходе выборов в Государственную Думу. Вместе с тем существуют и неопределенности, связанные не только с политическим завершением чеченской войны, но и с экономической ситуацией.
Первые шаги Путина еще в качестве и.о. президента представляли собой чистую предвыборную агитацию. Увеличение пенсий и зарплат бюджетникам на 20%. Поездки на Кавказ и Северо-Запад. Присутствие на официальных приемах. Встречи с представителями иностранных государств и международных организаций имели пока одну цель - понравиться гостям. Что новому российскому лидеру, безусловно, удалось. На встрече с английским премьером удалось даже большее. Тони Блэр стал одним из первых, кто в определенной степени признал обоснованность жестких военных действий против террористов в Чечне и призвал английских предпринимателей к участию в российском бизнесе.
Кроме выполнения предвыборных обещаний, правительство выплачивает 3 млрд. долл. по иностранным долгам. В ближайшие месяцы правительство потратит много денег. В этом пока суть экономической политики.
При этом на президентскую кампанию, по сообщению председателя Центризбиркома Александра Вешнякова, из бюджета выделено 2,4 млрд. руб. На восстановление Чечни, согласно официальным данным, идет около 7 млрд. руб. Финансирование освобожденных территорий обходится от 600 млн. до 2,5 млрд. руб. И все это на фоне сокращения объема золотовалютных резервов.
Экономические трудности - постоянный спутник российских избирательных кампаний, в том числе президентских.
Процесс нынешних президентских выборов начался уже после 1996 г. Сначала они связывались с именем Александра Лебедя, потом с другими именами. Два года назад новый импульс кампании дал сам Борис Ельцин, когда снял Виктора Черномырдина и назначил на его место Сергея Кириенко. Первый российский президент постоянно вел поиск потенциального кандидата. Хотя не каждого называл преемником. Лишь последний кандидат удостоился этой чести и получил главный приз - должность президента.
Главная проблема, однако, в другом - что будет дальше? Состоятся ли следующие выборы через четыре года и какими они будут? Неопределенность в обществе существует. Она связана и со стремительностью карьеры Владимира Путина, и с тем, что у него не было возможности в полной мере проявить себя в других сферах. Нет определенности в экономических и политических позициях нового руководителя государства, что вызывает колоссальное напряжение в обществе.
Началась новая эпоха, черты которой наблюдатели в России и за рубежом пытаются различить в новой конфигурации российской власти, в словах и поступках Путина.
Уходя в историю, Борис Ельцин дал Владимиру Путину напутствие: "Берегите Россию". Новый глава государства пока предполагает сберечь Россию, руководствуясь текущими обстоятельствами. Стратегический предвыборный центр, располагающийся в бывшем центральном офисе банка СБС-АГРО, полномасштабную программу продолжает готовить. Однако цель им уже определена - достигнуть современного уровня Бразилии через двадцать лет. Так что можно делать выводы.
Пока даются прямые ответы на непростые вопросы. Общественности - четыре идеологических лозунга: патриотизм, державность, государственничество, социальная солидарность, почти как соборность. Экономике - государственное регулирование. Чиновникам - дисциплина. "Ястребам" - голова Радуева. "Голубям" - переговоры с чеченскими старейшинами. Пенсионерам и бюджетникам - повышение пенсий и зарплат. Инвесторам и олигархам - защита частной собственности. Остальным - борьба с олигархами. "Если под олигархами понимать представителей групп, которые сращиваются или способствуют сращиванию власти и капитала, то таких олигархов не будет как класса", - поясняет Владимир Путин.
Всем сестрам роздано по серьгам. Некоторые аналитики даже сравнивают Владимира Путина с зеркалом российского общества, в котором все - и коммунисты, и демократы, и центристы - могут увидеть то, что хотят.
Скоро станет ясно, что содержится в этом "зеркале" - дела или только слова. Также прояснится, достаточно ли всего вышеназванного для укрепления российской государственности.
КАК СБЕРЕЧЬ РОССИЮ?
Страна, сделав демократический пируэт, возвратилась в привычное состояние - единодушных выборов единого лидера. (Даже проправительственная парламентская фракция именуется однокоренным словом "Единство".)
Социальная напряженность способна усилиться фактической безальтернативностью выборов. Хотя в истории других стран было немало случаев, когда тоже проводились безальтернативные выборы. Например, избрание Шарля де Голля во Франции; перевыборы Маргарет Тэтчер в Великобритании. Аналогичны выборы Ричарда Никсона в США в 1972 г., перевыборы Франклина Рузвельта, перевыборы Рональда Рейгана, Билла Клинтона.
Однако политическая организация общества этих стран и России серьезно отличается. В первом случае уже были сложившиеся демократические системы, системы сдержек и противовесов ветвей власти. Создание законодательной власти руками исполнительной, как это было во время выборов в Государственную Думу, немыслимо на Западе. В западных демократиях давно сложились партийные системы, в которых партии действуют не в период между выборами, а постоянно. Там существует много ограничителей, пределов и лимитов, которые безальтернативный кандидат не может преодолеть.
Де Голль, придя очередной раз к власти на волне сохранения Алжира в составе Франции (уместна аналогия с Чечней), попытался не отпустить Алжир посредством возвращения к выборной монархии. Тем не менее французские традиции, само развитие политического процесса и движущие его силы направили амбиции французского президента в русло парламентской демократии.
Владимир Путин, оказавшийся, на первый взгляд, в подобной ситуации, на самом деле пока вынужден продолжать иную традицию - традицию номенклатурной бюрократии. Происходящая национальная консолидация на основе верноподданнических чувств открывает перед новым президентом неограниченную, необъятную власть. Как он ею распорядится?
В 1996 г. в условиях тоталитарного наследия нация объединилась вокруг Бориса Ельцина из страха возврата к прошлому. Попытки демократизации общества сопровождались ослаблением государственной власти. Когда властная вертикаль ослабла до такой степени, что стала губительной для страны и нации, маятник социальных настроений качнулся вправо. Стремление к восстановлению порядка, а отнюдь не к "сильной руке", консолидировало людей. Эффективность и результативность власти стали связывать с Владимиром Путиным.
Консолидация вокруг сильной фигуры Владимира Путина - это ответ на страх полного обвала. Но есть еще один момент. Власть поставила на "новенького". Преемник Ельцина действует на контрасте с одряхлевшей властью. В этом смысле новый российский президент является его антагонистом. Владимир Путин был востребован, потому что воспринимался как сильная личность и вместе с тем - как tabula rasa - чистая доска, на которой каждый стремился написать что считал правильным, руководствуясь собственными ожиданиями. Отсюда взлет популярности Путина.
Однако, во-первых, позволит ли сам вновь избранный президент реализоваться складывающимся ожиданиям?
И, во-вторых, после того как потребуется сбросить "все и всяческие маски", сможет ли и захочет ли сам Владимир Путин четко заявить о своих намерениях? Или опять будет знаменитое: "Не скажу"?
В 1996 г. знали, кого выбирали. Выборы были на основе стагнации власти и согласия с ней в надежде на скорое улучшение. Теперь выбрали бывшего "силовика", который выступает за порядок. Определение нового порядка не дается. Понимать под ним можно все что угодно. Результатом призыва к "диктатуре закона" стала пока лишь коллизия в Думе.
Если в отношении социально-экономической политики нового президента сохраняются неясности, то в отношении самого главы государства прояснилось многое. Владимир Путин начал действовать по новой "легенде" уже с 18 февраля с.г. Руководитель Российского государства уже тогда попытался "рассекретиться". После Иркутска закрытость Владимира Путина уменьшилась. В Иркутске было сказано многое. Самое существенное - заявление Владимира Путина в поддержку выдвинутой "Союзом правых сил" идеи референдума по ряду ключевых проблем жизни страны.
СПС предложил вынести на всенародное обсуждение следующие четыре вопроса:
- О внесении в Конституцию РФ изменений, ограничивающих право президента немотивированно отправлять в отставку правительство. (По данному пункту, правда, Владимир Путин воздержался от окончательных суждений, ссылаясь на то, что занимает в настоящий момент одновременно обе указанные должности.)
- О направлении в зоны вооруженных конфликтов только военнослужащих-контрактников.
- Об ограничении депутатской неприкосновенности.
- О необходимости расширить демократические и правовые гарантии защиты частной собственности.
Последний, 4-й пункт непосредственно связан с важнейшим для России вопросом о свободной купле-продаже земли.
Какую Россию собирается строить Владимир Путин? Как он будет ее "сберегать"? Думские "большие" и "малые" коалиции, срежиссированные в Кремле, уже дают представление о фрагментах полномасштабной картины. Возможны самые разные варианты. Нас может ожидать и просвещенный авторитаризм, и "распутица". Мировая историческая практика в этом отношении свидетельствует со всей определенностью лишь об одном - авторитарные режимы никогда не существуют долго. Они превращаются либо в демократическую форму правления, либо в диктатуру.
В любом случае нужна консолидация нации. Нация консолидируется в борьбе с общим врагом. Он в наличии - чеченские террористы.
В начале вся кампания по продвижению Владимира Путина в президенты строилась исключительно вокруг популярной в обществе войны в Чечне. Теперь успехи нового президента во многом связаны с быстрым ее окончанием.
История России свидетельствует, что декларация победы и истинная победа - не одно и то же. Триумфальное шествие советской власти было объявлено после Гражданской войны. Однако с басмачами покончили только в 30-е годы. "Лесные братья" в Прибалтике были побеждены только к 1949 году. Бандеровцев на Украине разгромили лишь в 1950-х годах. Тогда не было разрушений городов и сел. И тем не менее днем местные националисты кланялись представителям советской власти. Ночью же стреляли им в спину.
Идеи державничества, патриотизма, коллективизма опять помещаются в центр российской политики.
Насколько свободен Владимир Путин в выборе идей и людей на ключевые руководящие должности? В какой мере он связан обязательствами перед теми, кто вознес его на самую вершину власти?
Сейчас Владимир Путин удаляет знаковые фигуры прошлого. Но пока не обрубает связи с прошлым, с той командой, которая привела его к победе. Какова будет формула исполнительной власти после победы Владимира Путина? Захочет ли новый президент иметь правительство "приводного ремня" или правительство с самостоятельным политическим премьером?
Похоже, Владимир Путин идет по пути создания правительства "приводного ремня". Это ошибка. Потому что, если создастся правительство, подчиненное исключительно ему самому, он станет ответственным за все: за экономические проблемы, за посев зерновых, за "северный завоз". Нужен сильный премьер, опирающийся на парламент. Это даст возможность Владимиру Путину после придания законности своей президентской власти сосредоточиться на достижении ее легитимности, сделав ее эффективной.
То, что сегодня Путину нет мощной альтернативы - это результат общественного развития, той фазы демократии, которую мы переживаем.
Вместе с тем важно, чтобы итоги выборов не оказались сродни итогам залогового аукциона. Перед новым президентом стоит выбор. Показать себя прямым, мужественным человеком, делающим политику не во имя власти, а во имя возрождения России. Для этого у Владимира Путина есть только одна возможность - на деле осуществить благие намерения, вымостив ими дорогу не в ад, а к социально-экономическому благополучию.