ИОСИФ СТАЛИН, руководивший государством СССР в 20-50-е годы, умер в 1953 году. Хотя и не сразу, но уже в 50-е годы были осуждены сталинские репрессии по отношению к гражданам страны, народам и когортам населения, принадлежавшим к разным национальностям.
Репрессированным народам были возвращены их исконные земли, восстанавливалась справедливость, залечивались раны.
К 70-80-м годам удалось добиться определенной стабильности в сфере национальных отношений, в том числе и в таком многонациональном регионе страны, как Северный Кавказ.
Наряду с другими народами были восстановлены и попранные права чеченского народа. Ничто, казалось бы, не предвещало беду 90-х годов.
На глазах Чечено-Ингушская Республика превращалась в одну из благополучных. Для этого имелись все основания: и трудолюбие народов, ее населяющих, и талант горцев, и стабильность в отношениях. Содействовали этому и природные условия, территория республика располагала и нефтяными запасами, и красотой гор, и налаживавшейся сельскохозяйственной сферой. Одним словом, были созданы необходимые условия для созидательной работы, экономического развития республики и национально-культурного возрождения ее народов.
Чеченцы занимали достойное место в многонациональной семье народов страны и вносили свой весомый вклад в приумножение ее экономического потенциала, в культурное развитие, оставаясь одновременно нефтяниками, инженерами, учителями, работниками сельского хозяйства и учеными. Они трудились на стройках, разбросанных по всей территории бывшего СССР. Чеченская молодежь училась во всех вузах страны. Чеченцы удивляли своим мастерством в искусстве, танцах, театральном творчестве. Имена многих из них были известны в советской литературе, в театральном искусстве.
Писатели, поэты, ученые прославляли свою страну и отчий край - Чечено-Ингушетию, отражая быт ее народов, историю складывавшихся взаимоотношений между людьми, обычаи и традиции горцев.
Достигнутые результаты, несомненно, способствовали и постепенному исправлению ошибок прошлого. И нам, послевоенному поколению, соприкасавшемуся в какой-то мере с Северным Кавказом, с историей республики, общаясь с чеченцами, было приятно разделять радость своих друзей, коллег по перу, науке. Хотя, безусловно, не все было гладко, чувствовалась обида за пережитое, постоянная ущербность сознания. Правда, обидчиков уже давно не было в живых. В жизнь вступили новые поколения с другим менталитетом, взглядами на окружающий мир, стремлением строить вместе и надолго.
Историческая память всегда жива и стабильна, это неоспоримый факт. Но надо ли реанимировать ту историческую память, которая идет во вред народам, возрождению республики, развитию культуры, заставляет усиленно цепляться за негативное прошлое?..
Жизнь общества в конце 80-х - начала 90-х годов внесла жесткие коррективы, что создало в отношениях между народами такую ситуацию, при которой все достигнутое рухнуло, обвалилось...
Сегодня с горечью хочется воскликнуть: где вы, мои друзья-чеченцы, те, с которыми приходилось учиться в вузе, аспирантуре, коллеги по университету, историки, философы, преподаватели, с которыми приходилось сотрудничать. Ведь мы никогда не ставили знак национальности в вершину угла своих отношений.
Жизнь подтверждает, что история повторяется. Так случилось и в Чечено-Ингушской Республике. Она теперь Чеченская Республика. Именно чеченцам приходится преодолевать однажды пережитое. Возникает невольно вопрос: а нужно ли повторение пройденного, укрепляет ли оно наши знания о развитии государства, формах человеческого дружественного общения, приращивается ли в этих условиях наш жизненный опыт, происходит ли формирование нашего совершенно нового национального сознания?
Судя по всему, для многих горячих голов в республике уроки прошлого, 40-50-х годов, не содействовали тому, чтобы сделать полезные, жизнеутверждающие выводы.
В этой связи нельзя не согласиться с авторами предисловия к книге "Кавказские орлы" (М., 1993), которые заметили, что "читатель должен знать правду, как было все на самом деле. Ложное восприятие истории народа, стремление рассматривать даже негативные ее стороны в жизни его как якобы факт оскорбления народа, кроме вреда, ничего большего не привнесли".
На мой взгляд, и в рассматриваемом случае только обращение к историческим документам, различным срезам истории чеченского общества позволит уловить связь между эпохами, показать истинность событий и, может быть, заставит по-новому взглянуть на них, сделать выводы.
Сравнивая события в Чечено-Ингушетии кануна Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. и непосредственного хода войны с процессами в Чеченской Республике 90-х годов, замечаешь, что изменились в этих "грязных делах", стали другими имена исполнителей, a caма суть происходящего одна и та же. Подтверждение этому и публикуемые в подборке документы, принадлежавшие к тому, уже далекому времени, выявленные в "Особой папке" И.В. Сталина.
Очевидно, события складывались таким образом, что история этого "собрания документов" о "черных пятнах" развития событий в Чечено-Ингушской Республике получит свое продолжение. Можно предположить и то, что через пять десятилетий историки будут удивлять общество тем, что отыщут в архивах, скажут правду о событиях 90-х годов и, возможно, дадут ответ на извечный вопрос: "Кто виноват?"
Сложный ход социалистического строительства в республике в 20-30-е годы сопровождался острой политической борьбой, формированием альтернативных сил утверждавшемуся общественному строю. Война отчетливо высветила эту сторону, погружая чеченское общество в бифуркационное состояние.
Интеграция чеченцев в социализм закончилась выступлением обиженной по разным причинам части народа, разного рода деклассированных элементов против Центра, против преобразований, проводимых в то время в СССР под руководством Сталина. Несомненно, это вносило раскол в общество. Появлялись "национальные герои" типа Хасана Исраилова, Меирбека Шерипова, Саадулы Магомадова, Хучбарова и многих других (на смену им пришли в 90-е годы Шамиль Басаев, командиры армии Аслана Масхадова), которые стремились как можно больше чеченцев привлечь под свои знамена, выстраивая свою политику под лозунгами суверенитета, самостоятельности, мнимой свободы, невозможности совместного проживания разных народов. В целом же эти лозунги были чисто спекулятивного свойства и кроме вреда ничего не привносили.
В 40-е годы все это закончилось принудительным выселением чеченцев и ингушей, в числе которых значительный контингент составляли старики, женщины и дети. А лидерам затеянных грязных дел, в частности X. Исраилову, ничего не оставалось как написать в Центр: "...Прошу Вас сделать все возможное и для того, чтобы добиться из Москвы прощения за мои грехи..."
Разумеется, чеченский народ в основной своей массе выступил на защиту страны, не обязательно на фронте, но и в тылу. А Центр предпринимал все меры, о чем свидетельствуют и приведенные документы, к тому, чтобы стабилизировать ситуацию в глубоком тылу.
В свою очередь и фашистская Германия делала ставку на мусульманский фактор в случае захвата Северного Кавказа, заигрывая перед "силами, боровшимися за свободу". Не случайно в конце 30-х годов стали появляться публикации по этой теме и на Западе, в том числе о чеченцах, свидетельствующие о повышении интереса к этой проблеме в целом.
Судя по всему, политика умолчания о событиях в республике в 40-е годы, проводимая КПСС в 60-80-е годы, не сыграла на пользу государству. Еще в 60-е годы необходимо было довести правду о случившемся в республике. Надо было назвать в чеченском обществе и врагов, и истинных защитников.
Чеченцы, понявшие суть создавшегося положения в республике в начале 90-х годов, сделали верный вывод из уроков прошлого, покинув республику, оставаясь одновременно верными тем понятиям, идейным основам, на которых воспитывалось их поколение, несмотря на имевшиеся издержки политики 40-х годов.
Сегодня чеченцы проживают в Якутске, многих других городах Сибири и Дальнего Востока, Урала и в Казахстане, возвратившись туда уже по собственной воле, и в городах Поволжья. Летом 1999 года мне пришлось работать в г. Вольске Саратовской области. Отрадно, что в городе, где расселена значительная по численности диаспора, не смотрят на чеченцев как на врагов. Глава администрации района давал исчерпывающую характеристику чеченцам как высокоорганизованным, мобильным, уважающим закон, дружелюбным гражданам общества, преодолевающим те же трудности, которые испытывает в этой неблагополучной обстановке вся Россия.
Из разговора с корреспондентом местного радио я вынес то, что мало мы знаем о чеченском народе, его культуре, трудностях формирования его менталитета, взаимоотношений с другими народами. Наверное, это неудивительно: в государстве, в котором во все времена по разным причинам мало обращалось внимания на культуру, формирование национального самосознания по-другому, судя по всему, и быть не могло. Однозначно, решение этой кардинальной задачи требует постоянной поддержки со стороны государства.
Культура чеченского и ингушского народов складывалась в трудных условиях выживания и находила свое выражение в героико-эпическом эпосе "Илли", созданном на родниках истории и культуры - народных песнях, поэзии. Такое возможно только у народа с богатой культурой предков, занявшей достойное место в общечеловеческой культуре.
Несомненно и то, что именно через русскую культуру (через А.Пушкина, М.Лермонтова, А.Некрасова, Ф.Достоевского и др.) чеченцы выходили и на признание в мире, не забывая о своем народном Кодексе чести, доставшемся в наследство от благородных потомков.
В этой связи нельзя не согласиться с мнением лауреата Международной премии в области общественных наук профессора Юнуса Дешериева, заметившего, что "приобщение чеченского народа к русской, европейской и мировой цивилизации происходило в основном через посредничество России, русского народа и русского языка. Их роль в жизни чеченцев была очень велика".
Удивляет несколько другое. Весь процесс становления мировоззрения чеченского народа базировался на оптимизме, вере в силу дружбы, доброты, справедливости, и в противовес всему этому столь обрушительная агрессия, отсутствие силы противостояния идеям, несущим насилие, раскол, страдания и лишения как чеченцам, так и другим народам, нестабильность в стране в целом.
Разумеется, выступления отдельных чеченцев, их призывы не находили отклика в сердцах тех, кто превращал республику в развалины, раздваивал сознание масс, влиял на неокрепшую молодежь. Влияние этих факторов чеченцы уже на себе испытали. Выступая 16 марта 1995 года на заседании Общественного совета при председателе правительства Российской Федерации по вопросам урегулирования ситуации в Чеченской Республике и возвращаясь к прошлому, признанный во всем мире исполнитель танцев чеченец Махмуд Эсамбаев замечал: "...Мне было 16 лет, я был мальчик и не понимал той трагедии. Я не могу сказать о том, что, если нас выслал И.Сталин, то это означает, что грузинский народ плохой. Я не могу сказать сегодня и о том, что, если бы мне дали в руки пулемет и оказался бы я в разрушенном Грозном, то куда бы я стрелял: вправо или влево. Не могу ответить: это мои, и то мои... "1.
В этой связи, несомненно, важна позиция Центра. Работая более семи лет руководителем департамента Министерства по делам федерации и национальностей Российской Федерации и выполняя различного уровня поручения правительства Российской Федерации, задания министров (В.А. Михайлова, Р.Г. Абдулатипова, А.В. Блохина) главным образом по Северному Кавказу, я не припомню такого случая, чтобы прозвучал из их уст недостойный отзыв в адрес чеченского народа. Я не могу назвать и ни одного документа, подготовленного в министерстве, который был бы направлен на раздрай между народами, на нарушение устоявшихся между ними связей. Разумеется, не все руководители всевластны, трудности решения возникающих проблем огромны, и в этом существует полное взаимопонимание. Озабочен решением проблем Чеченской Республики и приступивший к работе новый министр Российской Федерации А.В. Блохин.
Надо полагать, республике, ее народам предстоит пережить новое возрождение, оно будет сопряжено с трудностями, но жизнь не стоит на месте. У русских, чеченцев хватит сил, чтобы преодолеть эти трудности, обращаясь к историческому опыту прошлого, отбирая в нем все то ценное и лучшее, что служит укреплению дружбы, взаимопониманию, гражданскому согласию. Пренебрежение этим опытом, проверенным временем, как показывает развитие государства, в том числе и Чечено-Ингушской Республики, приводит к трагическим последствиям.
В 50-е годы чеченцам, как и другим народам и когортам населения, принадлежавшим к разным национальностям и подвергшимся репрессиям, была возвращена государственность. Они возвратились в исконные места проживания. По этому поводу, в частности, Юнус Дешериев замечает: "Следует особо подчеркнуть, что главную роль в реабилитации репрессированных народов, возвращении их на исконную родину сыграл русский народ".
При публикации настоящего блока документов не ставилась цель каким-то образом оскорбить народ, испытывающий неимоверные страдания, превращенный в основной своей массе в беженцев, изгоев в своем государстве. Необходимо понять, какие же ошибки прошлого не удалось преодолеть, помочь стать выше тех лидеров, которыми были допущены эти ошибки в государственной национальной политике, в осуществлении мер по стабилизации национальных отношений в СССР и в новом Российском государстве.
Надо признать тот главный постулат, согласно которому задача государства, тем более в военной обстановке, - обеспечивать стабильность положения в обществе, создавать нормальные условия для проживания основной массы населения, обеспечивать целостность границ России.
Это неотъемлемое право государства.
1 Текущий архив Миннаца России. Стенограмма заседания Общественного совета при председателе правительства Российской Федерации по вопросам урегулирования ситуации в Чеченской Республике от 16 марта 1995 года. Компьютерный набор. С. 14.