БЛИЗИТСЯ к завершению войсковая операция федеральных сил в Чечне. Очевидно, что контртеррористическая операция будет доведена до конца. И неважно, к какому сроку. Военные многому научились во время первой кампании. Чему научились политики? Вот в чем вопрос. Какими будут стратегия и тактика мирного строительства Чечни?
ЧТО ЕСТЬ ЧЕЧЕНСКАЯ РЕСПУБЛИКА?
Если обратиться к археполитическим раскопкам, то обнаружится, что Чеченской Республики как таковой, как государственного (или административного) образования не существовало. Вспомним конспективно:
1918-1920 гг. - современная территория Чечни входит в Терскую, а затем Горскую АССР в составе РСФСР.
С 1922 г. - из состава Горской АССР выделена Чеченская автономная область (АО) РСФСР.
1934 г. - Чеченская и Ингушская автономные области были объединены в Чечено-Ингушскую АО.
1936 г. - Чечено-Ингушская АО преобразована в одноименную автономную республику (ЧИАССР).
1944 г. - ликвидация ЧИАССР.
1957 г. - ЧИАССР восстановлена.
1990 г. - ЧИАССР преобразуется в Чечено-Ингушскую Республику (ЧИР).
15 сентября 1991 г. - последняя сессия Верховного Совета ЧИР, на которой принимается решение о самороспуске парламента.
1 октября 1991 г. - часть депутатов самораспустившегося ВС ЧИР принимает решение о разделении ЧИР на Чеченскую Республику "Нохчи-Чоъ" и Ингушскую Республику.
27 октября 1991 г. - победа Джохара Дудаева на так называемых президентских выборах в так называемой Чеченской Республике (фактически в выборах приняли участие менее 20% избирателей).
1 ноября 1991 г. - указ Дудаева "Об объявлении суверенитета Чеченской Республики с 1 ноября 1991 г.".
2 ноября 1991 г. - 5-й съезд народных депутатов РСФСР принимает постановление о признании выборов в высший орган государственной власти (Верховный Совет) и президента республики незаконными, а принятые ими акты - не подлежащими исполнению.
Здесь можно поставить смысловую точку, а на решениях Дудаева, Масхадова, парламента ЧР - жирный крест. Например, на постановлении парламента ЧР #108 (12 марта 1992 г.) о принятии Конституции Чеченской Республики, на президентских выборах 1997 г., проведенных в соответствии с этой лжеконституцией, и на лжепрезиденте Масхадове. Жирный крест - на указах Масхадова годичной давности (3 февраля 1999 г.) о конституционной реформе, согласно которой в республике провозглашалась шариатская форма правления, и на высшем законодательном органе республики - "шуре".
Фактически днем рождения ЧР можно считать 12 декабря 1993 г., когда на общероссийском референдуме была принята Конституция Российской Федерации, закрепившая разделение Республики Ингушетия и Чеченской Республики на два самостоятельных субъекта РФ. Но возникавшие затем промосковские государственные институты ЧР - Временный совет (Умар Автурханов), правительство национального возрождения (Саламбек Хаджиев), правительство (Доку Завгаев), глава республики (Доку Завгаев), Народное собрание (Амин Осмаев, Али Алавдинов) - достаточно быстро отмирали.
Получается, что по Конституции России Чеченская Республика есть, а в жизни - нет. Нет ни конституции, ни президента, ни парламента, ни законов. Даже территория не определена четко. Соответствующая госкомиссия, которой было поручено определить западную границу Чечни и восточную Ингушетии, приказала долго жить.
Недавно Бислан Гантамиров заявил, что конституция Чечни по своей сути и юридическим нормам соответствует Основному закону Российской Федерации. Трудно согласиться с подобным выводом, если в тексте, который начинается со слов "по воле Всевышнего", нет ни одного упоминания о Российской Федерации, а в постановлении парламента (12 марта 1992 г.), которое эту конституцию вводит в действие, закрепляется ее приоритет в отношении российских законов. Впрочем, для убедительности можно направить дудаевскую конституцию в Конституционный суд РФ, если, конечно, он примет ее к рассмотрению. Ведь Основной закон Чечни принят неконституционным органом, а это уже юрисдикция другого суда.
ЧТО ЕСТЬ МАСХАДОВ?
Масхадов есть объективная реальность, которую мы не ощущаем. За три года нахождения у власти он так и не ответил на вопросы: "Быть или не быть президентом Чечни? Быть или не быть лидером нации?". Народ, его избравший, рассеялся по России, ближнему и дальнему зарубежью. При нем остались разве что бандитские авторитеты, да и тем он нужен лишь для маскировки (и оправдания поездок за рубеж). Прошло достаточно времени после вторжения террористов в начале августа 1999 года на территорию Дагестана, когда перед Масхадовым ребром встал вопрос об осуждении терроризма и выдаче преступников российскому правосудию.
Но Масхадов бежал из Грозного. В неизвестном направлении. Тем самым он подписал акт личной капитуляции как перед федеральным Центром, так и перед лидерами бандформирований. Его политически промежуточное положение приобрело географическое измерение. Он нигде. Масхадов остался за скобками политического процесса. Свой последний шанс - выйти навстречу федеральным войскам, чтобы привести их в освобожденную столицу, как это сделали братья Ямадаевы в Гудермесе, он не использовал. Другого шанса уже не будет. Зачем ждать от бездействующего президента выполнения условий, которые он не может и, как оказалось, не хочет выполнять? Даже если захочет, уже поздно. Въехать в Грозный на белом коне перед проливавшими кровь ополченцами - этого ему не позволят сами чеченцы.
Короля делает свита, Масхадова сделала Москва Хасавюртовскими соглашениями, московским договором от 12 мая 1997 г. "О мире и принципах взаимоотношений между Российской Федерацией и Чеченской Республикой Ичкерия", многочисленными совместными псевдопроектами.
Отстранение Масхадова от власти на основании российского законодательства необходимо и возможно. Либо через рассмотрение этого вопроса в Конституционном суде России, либо в рамках Уголовно-процессуального кодекса. Возможны варианты.
Открытый процесс по "делу Масхадова" и признание его нелегитимности позволят в значительной степени нейтрализовать атаки со стороны международных и внутрироссийских проичкерийских сил, выступающих за возвращение Масхадова за стол переговоров. Отчаянные надежды чеченских сепаратистов на открытие второго "дипломатического" фронта на Западе, даже в случае политической эмиграции Масхадова за рубеж, заведомо обречены.
Кто вместо Масхадова?
За последние несколько месяцев федеральный Центр сумел активизировать с полдюжины авторитетных общественных лидеров "пророссийского профиля", за которыми стоят реальные социальные, политические и финансовые силы. Бислан Гантамиров, Ахмад Хаджи Кадыров, Амин Осмаев, Малик Сайдуллаев, Асланбек Аслаханов, Якуп Дениев и ряд других. В то же время они не могут или не хотят стать общенациональными лидерами. По крайней мере сами от этого аргументированно отказываются.
Один из перечисленных выше общественных деятелей как-то заметил, что будущий лидер Чечни не из тех, кто мелькает сегодня на экранах телевизоров. Другой выступил принципиально за упразднение президентского поста с последующим введением коллегиальной формы правления. Третий намекнул, что оптимальным руководителем республики может быть только русский. Расчеты Москвы на появление единого лидера нации, лояльного к Москве и непримиримого к бандитам, оказались ошибочными. К сожалению, у чеченцев сейчас нет (и не может быть) единых политических авторитетов. Эмиграция не стала почвой для политической консолидации и распределения ролей в оппозиции. Эмиграция - понятие скорее торгово-экономическое, чем этнополитическое.
И тем не менее можно говорить о своеобразных зачатках будущей многопартийной системы, конечно, с национальной спецификой: партия-клан, партия-род. Традиционная структура "левый-правый-Центр" маловероятна.
Пока же "начальник Чечни" - человек с ружьем. Вся полнота власти здесь принадлежит в первую очередь военной администрации, во вторую - представительству правительства Российской Федерации. В таких условиях ставить вопрос о постепенной передаче власти республиканским органам преждевременно. Николай Кошман может создать исполнительную вертикаль власти, подобрать хороших хозяйственников и честных бухгалтеров. Но, представляя исполнительную власть, он по определению не уполномочен решать вопросы государственного строительства.
Необходимо еще одно условие - назначение полномочного представителя президента Российской Федерации в Чеченской Республике. Полномочного в самом непосредственном и авторитарном смысле этого слова: уполномоченного решать все без исключения вопросы управления республикой, включая координацию силовых структур и организацию конституционного процесса. Если органы исполнительной власти по преимуществу отвечают на вопросы "Как делать?", то только глава государства - "Что делать?". В конце концов, по Конституции, именно он определяет основные направления внутренней и внешней политики. А Чечня сегодня это и внутренняя, и внешняя политика - по крайней мере для исполняющего обязанности главы государства.
Полномочный представитель президента - это и есть альтернатива Масхадову на переходный период, до тех пор пока не будут созданы и не заработают основные государственные институты, и прежде всего Конституция Чеченской Республики - Конституция субъекта Российской Федерации.
ВЛАСТЬ ИЛИ УПРАВЛЕНИЕ?
Год назад, выступая перед Федерал ьным собранием, Борис Ельцин поставил конкретную задачу: "Назрела необходимость срочной разработки правовых оснований введения прямого федерального правления на территории субъектов Российской Федерации, где нарушаются конституционные принципы, попираются права и свободы человека". Впрочем, поставленная задача была благополучно забыта.
Введение прямого федерального правления в ЧР облегчается тем, что оно не нарушает суверенитета республики как государственно-политического института (этот суверенитет просто не оформлен политически). Не нарушает и духовного суверенитета чеченцев как простых людей, желающих выжить. Более того, муфтий Чечни Кадыров уверен, что не будет порядка в Чечне без федеральной силы.
Необходим переходный период, который продлится около двух лет. За это время можно будет сформировать основные государственные институты республики. В некоторой степени этот процесс регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ". Статья 30 этого закона предполагает двухлетний срок со дня его принятия (6 октября 1999 г.), в течение которого органы власти субъекта Федерации должны привести свое законодательство в соответствие с федеральным. Таким образом, о полноценных органах власти в ЧР можно будет с уверенностью говорить только спустя два года. Пока же речь идет об органах управления в субъекте Федерации, которые по определению могут быть только федеральными.
В целях координации деятельности федеральных органов исполнительной власти по восстановлению экономики, организации жизнеобеспечения населения ЧР, оказания содействия народу Чечни в восстановлении органов местного самоуправления Указом президента РФ # 1380 от 15 октября 1999 г. введена должность заместителя председателя правительства РФ - полномочного представителя правительства РФ в ЧР, на которую назначен Николай Кошман. В развитие задач, поставленных в этом указе, правительство приняло постановление "О мерах по нормализации общественно-политической ситуации на территории Чеченской Республики" (# 1320 от 1 декабря 1999 г.). Согласно постановлению заинтересованным федеральным органам во главе с Минэкономики поручено разработать программу первоочередных мер по обеспечению функционирования экономики и социальной сферы ЧР. Согласно постановлению правительства # 33 от 14 января 2000 г. образована Правительственная комиссия по нормализации общественно-политической ситуации на территории республики (председатель комиссии - Николай Кошман).
В настоящее время на территории Чеченской Республики, освобожденной от бандитов и террористов, разворачивают деятельность территориальные органы федеральных исполнительных органов власти. Руководители районных администраций назначаются Кошманом по согласованию с военными. Правительство предпринимает необходимые меры по налаживанию нормальной жизни, восстановлению конституционных прав и свобод граждан, развитию социально-экономической сферы и занятости населения республики. Процесс возврата вынужденных переселенцев в Чеченскую Республику имеет положительную динамику. Восстанавливаются школы - тысячи детей сели за парты. В больницах появились лекарства и медикаменты. Люди впервые за четыре года стали получать пенсии и зарплату.
МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
Контуры федерального правления (управления) просматриваются достаточно четко. Субъект управления известен. В конце концов в резерве главнокомандующего всегда есть право введения ЧП. Сложнее - с объектом управления.
В Чечне не сложилось даже зачатков гражданского общества. Политическая система строилась по бандитским законам. Оппозиция сдавала свои позиции, уезжая в другие регионы России, преимущественно в Москву. Ее возвращение в качестве реальной самостоятельной политической элиты республиканского уровня на ближайшие два года не запланировано.
Решение государственно-политических вопросов ЧР не должно заслонять перспективы внутричеченского социального устройства, организации системы местного самоуправления. Не исключено, что судьба нации будет решаться именно на этом "базисном" в социологическом смысле уровне.
Задача состоит в том, чтобы сформировать прежде всего в равнинных и предгорных районах Чечни такую власть, которая стала бы реально авторитетной. В прошлую чеченскую кампанию назначаемые пророссийские главы местных администраций, как правило чеченцы, не пользовались авторитетом у населения (часто заслуженно). Это подрывало практически все благие начинания федерального Центра - от выплат пенсий и социальных пособий до восстановления экономики Чечни. Говорить о том, что вновь назначаемые в настоящее время главы местных администраций будут пользоваться безоговорочным авторитетом - было бы также неверным. Они, по сути, остаются механизмом федерального правления. Мы не сможем решить сколь бы то ни было серьезных проблем Чечни, если будем основываться на создании властной вертикали в республике исключительно сверху вниз.
Специфика социального устройства чеченского общества заключается в его традиционном, патриархальном характере. Традиции и нормы народного права - "адата" переплетены с адаптированными к ним нормами ислама - "шариата" и продолжают играть главную организующую социальную роль. Политизированные группировки в Чечне (и за ее пределами) до сих пор успешно этим пользовались, представляя свои интересы в качестве общенациональных.
Более того, эпоха бандитского беспредела стимулировала укрепление некоторых традиционных институтов местного самоуправления. Вспомним, как федеральные войска входили в Гудермес, Шали, Ачхой-Мартан, Аргун и некоторые другие населенные пункты. Фактически они были освобождены местными гражданскими авторитетами.
Кризис верховной республиканской власти обусловил проявление внутреннего сепаратизма как реакции на неспособность политической элиты решать насущные проблемы простых чеченцев. Летом прошлого года представители одного из самых влиятельных и богатых тейпов - чинхой - провели родовой сход, на котором была выдвинута инициатива установления собственной независимой власти в пределах родовых земель. Примеру этого тейпа последовали и многие другие (гендерченой, пешхой, нашхой).
В Чечне на местном уровне всегда действовала реальная и в то же время неформальная власть. Это совет села, состоящий из наиболее авторитетных и уважаемых жителей, не только старейшин, но и молодых, образованных людей. Чеченцы их хорошо знают. Это не политики, это люди, живущие, как правило, в селах, но от их решения, от их слова многое зависит. Все главные решения в селе принимаются именно такими неформальными структурами. Задача состоит в институциализации неформальной власти на местах, в передаче ей совещательных и некоторых контрольных функций. Важно, что именно на этом уровне уже идет эффективное взаимодействие с федеральной властью.
Включение фактора местного самоуправления в качестве одного из составляющих в наборе социально-политических мер, связанных с урегулированием ситуации в Чечне, позволит принципиально позитивно изменить внутриполитическую ситуацию в ЧР. Местное самоуправление не требует принятия соответствующего республиканского закона и регулируется Федеральным законом "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ". Если президента или парламент ЧР сейчас избрать невозможно (нет республиканского закона), то органы местного самоуправления можно сформировать уже в самое ближайшее время. Конечно, в тех районах, где обстановка стабильно контролируется.
Этнотерриториальная структура чеченского общества исследована меньше всего, однако имеет, как нам кажется, наибольший потенциал в процессе урегулирования нынешней ситуации в ЧР. Она выглядит следующим образом (от частного к общему): куп (община) - сектор (союз нескольких купов) - сельская община (в границах села) - районная община (в границах административных районов) - республиканская община (все граждане, населяющие ЧР). Если последнее звено в этой цепи - собственно State Nation - отдаленная перспектива, то сельские общины конкретная реальность.
"Куп" - это неформальная "десятка" семей, проживающих в одном селе (это чаще всего соседи и родственники), которые решают все проблемы своей улицы, квартала и т.д. Такие "купы" уже существуют практически во всех населенных пунктах ЧР как неформальные структуры. "Куп" возглавляет самый авторитетный житель "десятки" - "куп-да". Из нескольких десятков "купов" образуются так называемые "сектора" (приблизительно 30 "купов" - один сектор, объединяющий около 300 человек). Лидеры "купов" избирают "юрт-да" - главу села. Смысл этой пирамиды суть институциализация "неформальной" власти - с целью возврата к традиционной организации (общинной) власти и управления, в которой уже не будет места ни лидерам бандформирований, ни "ваххабитским" агитаторам. Это прообраз местного самоуправления в его чеченском варианте, имеющий четкий вектор развития: на основе "юрт-да" (глав сел) избирается глава района и так далее вплоть до главы республики.
Подобная стратегия базируется на восстановлении исходных принципов устройства чеченского общества, а именно на возрождении социального института "куп", когда ячейкой социального устройства становится территориально-семейная община (из хорошо известных в отечественной социологии прецедентов можно вспомнить институт "махалля", который в настоящее время становится важным элементом государственного устройства в Узбекистане). По сути, речь идет о чеченском варианте местного самоуправления. Преимущества этого пути заключаются, во-первых, в возможности обустройства чеченского общества "снизу" (а не "сверху"), посредством объединений "купов" в сельские, затем районные и республиканские структуры власти. Во-вторых, уровень местного самоуправления не несет той политической и идеологической нагрузки, которая довлеет над властными структурами высшего звена. В-третьих, подобная структура чеченского государства будет в наибольшей степени соответствовать демократическим ценностям, которые не чужды чеченскому народу.
Возрождение института "купов" может осуществляться независимо от политических условий. При этом включение этого института в политическую структуру чеченского общества могло бы ускорить нормализацию ситуации в республике. Села, управление в которых строится на этих принципах, практически невозможно будет вновь "переключить" под влияние бандгрупп. В современной ЧР подобная система управления уже сложилась в селах Кен-Юрт, Шалажи и некоторых других.
Такова в общих чертах схема построения системы местного самоуправления в ЧР. Если местное самоуправление - не государственная власть, то школа народовластия как минимум. Наконец, это "кузница кадров". Именно местное самоуправление оформит собственно политическую элиту чеченского общества, ответит на вопросы "Who is who?"
Несмотря на попытки ичкерийских лидеров через ваххабизм, через навязывание тейповой и вирдовой разобщенности ослабить традиции и обычаи местного самоуправления чеченцев, они по-прежнему живы. За ними перспектива.
Родимые пятна истории
Чеченский народ богат традициями. Некоторые из них, например чеченская система местного самоуправления, требуют поддержки и развития. Другие традиции целесообразно просто сохранить как родимые пятна. Их удаление опасно.
Многие чеченцы говорят, что раньше, при Советской власти, было неважно, к какому тейпу ты принадлежишь. Только с приходом Дудаева этот признак стал в значительной степени определять как политические, так и межличностные отношения. Главное, не кто ты, а чей ты. Так утверждалась независимость республики. Социализм уступил место родоплеменному строю. Движение пошло вспять. Этническое поглотило социальное, не позволив родиться личному. Капитализм отодвинулся еще дальше.
Этносоциальная структура чеченского общества большинством исследователей представляется следующим образом (от частного к общему): дойзал (моногамная семья) - нек"и (родовая община) - ц"а (союз родовых общин) - тейп (род) - тукхум (племя) - к"ам (нация). Наиболее употребительные термины здесь - тейп и тукхум.
Тейп - это родоплеменная организация, состоящая из нескольких родовых общин (союзов общин) и самоидентифицирующаяся общим происхождением этих общин от конкретного лица (рода). Любой чеченец обязан знать историю своего рода (7 и более поколений) и к какому тейпу он принадлежит. Чеченский народ состоит примерно из 130 тейпов.
Говорить о Масхадове (тейп алерой) как о всенародно избранном президенте можно лишь условно. Есть и другие лидеры, чей авторитет более весом, например, главы тейпов (по-русски - "старейшины", по-чеченски - "тхамд"), или религиозные авторитеты - устазы. В свою очередь, тейпы объединены в 9 - 11 тукхумов (их количество остается спорной темой в научной литературе): а"ккхи, нохчмахкхой, чебирлой, м"астой, терлой, шарой, шотой, нашхой, мялхистой, галай, лама"ккхи. Двенадцатым тукхумом иногда называют ингушей, чье происхождение, язык и обычаи имеют много общего с чеченцами.
Исторически тукхум - это военно-экономическое объединение определенной группы тейпов, часто не связанных между собой кровным родством, но решающих общие задачи защиты от нападений врагов и торгового обмена. Каждый тукхум говорил на определенном диалекте чеченского языка.
В этой схеме нет места российским законам. Ее возрождение способно только затормозить строительство чеченского государства.
Проблема "юга" Чечни
Стало общим местом в СМИ обсуждать перспективы перехода боевиков к партизанским действиям, к партизанской войне. Но не всякий диверсионный или террористический акт можно назвать партизанской войной, которая по определению должна иметь поддержку среди мирного населения.
Если в северных районах республики, а также во многих предгорных (Урус-Мартановском, Гудермесском) основная часть населения видит причину своих бед и страданий в деятельности банд-ваххабитов, то в южных районах, где проживает большая часть сторонников кадирийского исламского тариката (направления), традиционно поддерживающая идею независимости Чечни, социальная база для партизанской войны против Москвы наибольшая. Хотя в этих районах проживают не более 10% населения республики, проблему "юга" надо решать, и не только "антипартизанскими" операциями. На юге преобладают небольшие села, независимые от остальной части страны и друг от друга. Именно в этих местах сохранился тип горца, описанный целой плеядой русских писателей XIX века.
В настоящее время территория Чечни делится на 23 района. Такое деление было установлено указами Дудаева и фактически повторяло административно-территориальное деление, существовавшее до депортации 1944 г. Тем самым режим Дудаева усилил радикальное (антимосковское) крыло в представительных органах власти. Так появились дополнительно несколько районов на юге республики (Галанчожский, Шаройский и некоторые другие).
Нужна административно-территориальная реформа ЧР, чтобы исключить возможность проникновения в законодательный и представительные органы власти республики нелояльных по отношению к Российской Федерации лиц. Речь идет об изменении административных границ районов с таким расчетом, чтобы их население состояло как из жителей горной части, так и предгорной и равнинной, и районный центр располагался бы в равнинной или предгорной части. Для сравнения - в соседней Северной Осетии административные границы Владикавказа простираются вплоть до российско-грузинской границы. С точки зрения картографии может быть неэстетично, но практично и дешево. Реализация этого проекта не требует изменений в законодательстве федеральном и республиканском плюс без существенных финансовых затрат.
Статус ЧР
Вопрос об особом статусе Чеченской Республики снят с повестки дня окончательно. Примерно две трети населения Чечни бежали от "независимости". Оставшиеся умоляют российских солдат не уходить из республики. Лидеры чеченского сепаратизма избрали ультрарадикальный вариант политической борьбы - терроризм, и потерпели сокрушительное поражение - военное, политическое, идеологическое. Победитель диктует свои условия. Победитель выбирает диктатуру закона.
Наведение строгого конституционного порядка в Чечне передвинет ее в число самых "дисциплинированных" субъектов РФ. По крайней мере проект Конституции республики будет написан в Москве. В итоге крайними останутся те региональные лидеры, так называемые новые феодалы, которые постоянно шантажируют федеральный Центр чечено-ичкерийским прецедентом: нас не тронь, иначе будет вторая Чечня. Второй Чечни не будет!
Заключение
После победы предстоит восстановить не только экономику и политические институты ЧР, но и доверие населения.
На протяжении трех последних лет политиками и СМИ очень много говорилось о причинах неудач первой чеченской кампании. Объяснения были разными - от полной экономической и военно-политической неспособности России поддерживать свою территориальную целостность до откровенного предательства со стороны коррумпированных российских чиновников как наших воюющих ребят, так и пророссийски настроенных чеченцев. Поводов для таких оценок было предостаточно.
Любой чеченец, находившийся в те годы на территории республики, которого не заподозришь в антироссийских настроениях, может рассказать о том, как боевики с оружием в руках на джипах практически без досмотра спокойно перемещались по территории Чечни, в том числе через российские блокпосты. Простые мирные жители, наоборот, тщательно досматривались и задерживались.
Большинство чеченцев, которые поверили тогда Москве, все события, начиная со сдачи Грозного в августе 1996 г. и кончая подписанием Хасавюртовских и Московских соглашений, называют предательством. Предательством и чеченской нации, и интересов России.
Вернуть доверие - это задача не только на переходный период. И решать ее уже не военным, а политикам.