Критика, прозвучавшая со стороны генсека НАТО Джорджа Робертсона в отношении медлительности Киева в проведении военной реформы, верна, видимо, лишь отчасти. Если объективно оценивать шаги Украины по пути военного строительства, то в сравнении с Россией они выглядят гораздо эффективнее. В стране уже давно действует закон об альтернативной гражданской службе, и молодые люди имеют законное право не служить в армии. Как известно, в России данный закон не могут принять уже более восьми лет. Киев раньше Москвы провел военно-административное деление страны и вместо военных округов ввел военно-стратегические направления, более четко разделив функции Минобороны и Генштаба. Несмотря на низкий уровень военных расходов (1% от ВВП), намечено поэтапно сокращать ВС и переходить к контрактной службе. В отличие от России в выработке этих положений участвовало практически все общество, и по этому поводу приняты соответствующие законы ("О вооруженных силах Украины" и "О численности вооруженных сил Украины на 2000-2005 годы").
На прошлой неделе Киев сделал очередной шаг в деле построения гражданского общества и контроля за вооруженными силами. Украинский президент подписал Закон "О воинской службе правопорядка". Этот документ военные руководители ждут давно, поскольку, по их мнению, он должен регламентировать новый порядок организации караульной и гарнизонной службы, которая до этого времени действовала по советским образцам. Закон предписывает создать в структурах Минобороны Главное управление военной службы правопорядка, которое должно руководить подчиненными ему структурами на местах (территориальными и зональными управлениями). Таким образом, создается военная полиция, которая будет отвечать за обеспечение дисциплины и порядка в местах дислокации воинских частей и подразделений, организацию противодействия возможным диверсиям и терактам на военных объектах, обеспечение движения военного транспорта. Общее число блюстителей порядка должно составить 5 тыс. военнослужащих. При этом предусматривается сокращение на 40% центрального аппарата МО Украины, так что общая численность армии не увеличится. Более того, в 2002 г. она уменьшится на 10 тыс. военнослужащих и составит около 390 тыс.
Основу украинской военной полиции составят комендатуры, подразделения охраны и военная автоинспекция. Все они будут напрямую подчиняться Центру и ни в чем не зависеть от командования воинских гарнизонов. Представители службы правопорядка будут иметь право задерживать и обыскивать не только военнослужащих Минобороны, но и представителей Службы безопасности Украины, внутренних войск, МЧС, пограничников и т.п. На их вооружении будут состоять бронемашины, вертолеты, спецтехника и даже водометы.
Таким образом, президент и правительство Украины предприняли попытку создания надежного механизма контроля за вооруженными силами. Эксперты отмечают, что с введением военной полиции значительно снизится количество беглецов и дезертиров, уменьшится количество конфликтов между военнослужащими и населением. Кстати, в 1996-1997 гг. в России также активно дискутировался вопрос о создании военной полиции. Но идея заглохла.
Поучиться у украинских вооруженных сил есть чему и в вопросах разработки и производства военной техники, обучения иностранных граждан в военных вузах, активных контактах в вопросах миротворчества по линии ООН и НАТО. Украинские вертолетчики, саперы, минеры и специалисты других военных профессий являются главными конкурентами российских военных при проведении тендеров на участие в миротворческих группах и контингентах.
Многие российские политики и военные эксперты с ревностью относятся к участию Украины в различных натовских программах. Но они позволяют украинским подразделениям повысить боевую выучку. Только в этом году ВС Украины примут участие в 17 международных учениях, 11 из которых пройдут на территории других государств.