Одним из вызовов нового тысячелетия специалисты считают демографическую проблему, особенно актуальную для стран со слабой социальной сферой и переходной экономикой. Однако демографические трудности проявляются по-разному. Так, например, в России в последнее десятилетие прирост населения практически приостановился, а во многих регионах приобрел отрицательные значения. Это заставляет говорить о неизбежных проблемах, которые уже вскоре возникнут в сфере трудовых ресурсов, в вопросе пенсионного обеспечения, так как число пенсионеров к 2010 г. может сравняться с количеством трудоспособных граждан, а через некоторое время и превысить его.
Совершенно противоположная ситуация складывается в ряде бывших советских республик. Весьма показателен в этом отношении пример Таджикистана. Недавно президент республики Эмомали Рахмонов провел совещание, посвященное демографическим проблемам, планированию семьи и устойчивому развитию. В выступлении главы государства прозвучали тревожные цифры и факты. Рахмонов констатировал, что в Таджикистане за последние 10 лет численность населения выросла с 5 млн. 500 тыс. до 6 млн. 250 тыс. человек, то есть рост населения составил почти 14%. Особенно ярко эта тенденция проявилась в сельских районах. В то же время за эти годы внутренний валовой доход уменьшился на две трети, а производство ВВП сократилось в три раза. Доходы 96% населения ниже уровня минимальной потребительской корзины, 80% населения попадают в категорию бедных, одна треть - в категорию очень бедных, почти 20% - в категорию беднейших, то есть их доход составляет около 1 долл. в месяц.
Разумеется, печальные экономические показатели в значительной степени связаны со сложной внутри- и внешнеполитической ситуацией, в которой проходило становление независимого Таджикистана. После гражданской войны многие семьи остались без кормильцев, и дети в возрасте 10 лет, вместо того чтобы ходить в школу, вынуждены зарабатывать деньги, помогая матерям прокормить свою большую семью. Негативно на социальной сфере отразилась и четырехлетняя засуха в регионе.
Однако и демографический фактор сыграл очень ощутимую роль в том, что, как отметил президент, "сложилось ненормальное социальное положение, при котором существующие экономические ресурсы тратятся лишь в потребительских целях, а не поставлены на службу общему прогрессу страны". Назвав нынешнюю ситуацию "демографической аномалией", Рахмонов подчеркнул, что она не только негативно влияет на экономику и уровень жизни, но и ведет к "росту преступности, наркомании, снижению уровня образованности и нравственности в обществе". Президент убежден поэтому, что вопросы регулирования рождаемости в Таджикистане не являются частным семейным делом граждан, а входят в круг государственных проблем.
Президент предложил разработать долгосрочную программу демографической политики, однако подчеркнул, что меры по регулированию рождаемости не должны носить принудительно-репрессивный характер. Особое внимание власть должна уделить просветительской работе (в этой связи в школах и вузах будет введена дисциплина "Планирование семьи"), заботе о здоровье женщин (не секрет, что сегодня многие коренные жительницы, особенно в сельской местности, лишены возможности своевременно проходить медицинское обследование), воспитанию современных представлений о месте женщины в обществе. Этим должны активно заниматься средства массовой информации. Ключевое значение придается повышению культурно-образовательного уровня населения, что предусматривает ощутимую модернизацию соответствующей социальной инфраструктуры. Программа потребует значительных средств, и Душанбе планирует получить помощь со стороны ООН и международных финансовых институтов. Любопытно, что в реализации программы заметное место уделено религии. В частности, говорится о том, что хотя Коран и не запрещает правоверному мусульманину иметь много детей, но призывает к умеренности и в этом вопросе. Кстати, схожая программа была принята еще десять лет назад в Иране, где удалось, не прибегая к репрессивным мерам, достичь значительного успеха в борьбе с неконтролируемым ростом населения.
Подходы президента можно понять: общеизвестно, что он сам является отцом девяти детей, которых очень любит. Впрочем, чадолюбие вообще очень свойственно таджикам, и семьи здесь традиционно большие. Однако сегодня ни Таджикистан, ни большинство других постсоветских государств не может обеспечить никаких социальных гарантий многодетным семьям. Таджикский президент полагает, что "настало время разработки со стороны ООН международной программы по предотвращению демографических взрывов в различных зонах мира".
Однако до получения ощутимой поддержки со стороны международного сообщества еще далеко. Нельзя также надеяться, что "демографические излишки" Таджикистана и других стран Центральной Азии, где сложилась аналогичная ситуация, могут быть направлены в Россию. До недавнего времени такая возможность существовала, но сейчас, с принятием нового закона о гражданстве РФ и ужесточением порядка въезда и пребывания в России, бывшие советские граждане в большинстве своем уже не смогут рассчитывать на то, что им удастся найти здесь приют и работу. Вполне возможно, кстати, что именно в свете последнего обстоятельства Эмомали Рахмонов и поднял вопрос о необходимости вынести проблему на международный уровень.