0
715
Газета Содружество Интернет-версия

11.03.2002 00:00:00

Минное поле для фаворита

Тэги: казахстан, назарбаев


- Кто сегодня претендует на роль преемника главы государства?

- Не стоит забывать, что официально в статусе президента Назарбаев может находиться до 2006 года. Но в любом случае о преемнике рано или поздно подумать придется. Сегодня в Казахстане существует несколько возможных вариантов передачи власти. Первый - по российскому сценарию, когда преемник назначается не на родственных началах, а на основе "политической лояльности". Как, собственно, и произошло в случае с господином Путиным. Поэтому все попытки отыскать явного претендента на "казахстанский престол" среди известных местных политиков могут оказаться весьма неудачными, и в результате действительно появится "темная лошадка", о которой сейчас мало кто знает.

Согласно Конституции Казахстана, в случае ухода президента со своего поста власть должна перейти к спикеру сената. Но в Казахстане очень гибкое право, поэтому из-за политической конъюнктуры могут вводиться новые должности и вноситься поправки в Конституцию. Так что особенно надеяться на закон не стоит - в случае необходимости механизм назначения президента легко может быть изменен.

Сейчас в преемники Назарбаева прочат очень многих, в большинстве - "серых кардиналов". Но, как показывает практика, эти люди хорошо смотрятся в "кардинальской" роли именно при конкретном президенте, поэтому реально рассматривать такие кандидатуры не стоит. Гадать по поводу каждого конкретного человека можно сколько угодно, но уже сейчас вполне очевидно, что, кем бы ни был возможный преемник Назарбаева, в первую очередь он должен получить поддержку со стороны основной части политической элиты, с которой ему придется работать. Иначе шансы этого кандидата невысоки.

- Хотя список кандидатов и обширен, давайте все же пройдемся по персоналиям...

- Долгое время местные эксперты одним из реальных кандидатов "на престол" считали Имангали Тасмагамбетова, нынешнего премьер-министра. Он идеально подходил под политический казахстанский стандарт преемника: безоговорочно предан президенту, соблюдал необходимый нейтралитет в различных политических баталиях. Кроме того, попробовался на очень многих должностях: помощник президента, аким Атырауской области на западе Казахстана, министр образования и культуры, вице-премьер-министр в правительстве Токаева. То есть прошел довольно-таки хорошую школу управленца. При этом молод, неплохо говорит на казахском языке, что немаловажно для местной политэлиты. В общем, на роль преемника подходил идеально. Но после того, как Тасмагамбетов был назначен премьером, в отношении его кандидатуры возникли сомнения. Дело в том, что пост премьер-министра в Казахстане напоминает минное поле, где перспективному политику очень легко подорваться. И история прежних премьеров тому подтверждение: они либо ушли в политическое небытие, либо уже не претендуют на высокие посты. Хотя многие аналитики считают, что назначение Тасмагамбетова как раз дает повод говорить о российском сценарии. Для этого достаточно лишь внести определенные изменения в Конституцию, согласно которым вторым человеком после Назарбаева станет именно премьер...

В какой-то период реально рассматривалась кандидатура Рахата Алиева, весьма заметной политической фигуры, хотя и утратившей сегодня свои позиции. Здесь президент не учел один важный момент: часть политической элиты Казахстана поддерживать эту кандидатуру откажется. События, связанные с появлением ДВК и уходом части правительства Токаева, показали, что тенденция к увеличению экономического и политического влияния Алиева в Казахстане действительно была очень негативно воспринята рядом высокопоставленных лиц.

- В качестве претендента на президентское кресло обсуждается и кандидатура дочери Назарбаева Дариги. Насколько реально увидеть у руля казахстанского государства женщину?

- По сравнению с другими азиатскими республиками Казахстан является наиболее феминизированным. И приход женщины на президентский пост в принципе вполне реален. Но только не сейчас... Имидж Дариги Назарбаевой достаточно стабилен, но при назначении преемником кого-нибудь из членов своей семьи Назарбаев получит определенные минусы. Во-первых, может возникнуть негативная реакция Запада, что для Казахстана весьма нежелательно. Во-вторых, неудовольствие части политической элиты, которая не заинтересована, чтобы руководителем государства стал член семьи нынешнего президента. Да и сам Назарбаев не захочет оставить на своем месте родственника, дабы не навлекать на себя лишний раз обвинения в том, что он пошел по средневековому монархическому пути. Все может быть сделано намного более технично и гибко.

- А каковы шансы у оппозиции - например, у экс-премьера Акежана Кажегельдина, который до сих пор весьма активен в политической жизни республики?

- Когда Кажегельдин был премьером (с 1994 по 1997 год), его авторитет был очень высок. И фактически даже после отставки он мог бы стать преемником, если бы не пошел против системы. Хотя здесь тоже есть определенный нюанс: именно при премьере Кажегельдине проводились самые эффективные, но в то же время и скандальные реформы - в частности, та же приватизация. Так что для политических оппонентов не составит большого труда найти на него компромат и обвинить в ряде злоупотреблений и нарушений. Имидж Кажегельдина явно подпорчен, и его шансы занять высший пост существенно уменьшились. Ведь сегодняшний Казахстан не напоминает ни Польшу, ни Чехию, ни даже ЮАР, где лидер оппозиции Нельсон Мандела, отсидев двадцать лет в тюрьме, занял пост президента. Казахстанский оппозиционер главой страны не станет никогда. У нас реальный преемник будет вариться внутри политической системы, если, конечно, ставленника не назначат извне. Например, тот же "дядя Сэм", который усиливает свои позиции в Центральной Азии и Казахстане. Но это все же маловероятно.

- Кстати, почему бы Казахстану не пойти по западному (например, американскому) сценарию передачи президентской власти?

- Это нереально. Все-таки американский сценарий предполагает альтернативные выборы, то есть определенную конкуренцию и равные шансы кандидатов. Чем Казахстану ближе российский вариант? Тем, что Борис Ельцин назначил того человека, который гарантировал его безопасность. А это очень важно и для Назарбаева. Он тоже не хочет, чтобы к власти пришел политик, которого он не знает. Хотя определенную безопасность Назарбаев себе уже обеспечил на законодательном уровне, будучи неподсудным по факту своей деятельности в качестве президента. Но дополнительной и абсолютной гарантией будет именно его преемник. Естественно, это назначение будет проходить не по какой-то монархической линии: будут выборы, будет определенная избирательная борьба, пусть и маскарадного характера.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
578
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2297
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1512
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1144

Другие новости