Россия и НАТО приступили к обсуждению "новых предложений" Североатлантического союза, официальная цель которых - придать "новое качество" взаимному сотрудничеству. Инициатором "ревитализации" вялотекущих отношений РФ-НАТО стал в декабре британский премьер Тони Блэр. Он предложил усовершенствовать их структуру, чтобы она отвечала возросшему уровню партнерства России с Западом. Было признано, что связи по формуле "19+1" носят преимущественно декоративный характер. В двустороннем Постоянном совете (ПС) страны НАТО сплоченно "противосидят" российскому представителю. Созданный в 1997 году в соответствии с Основополагающим актом РФ-НАТО, он так и не стал настоящим рабочим органом.
Теперь имеется в виду заменить эту фикцию на "двадцатку". По сей формуле российский участник сидел бы "на равных" за одним столом с членами союза. Точнее - в порядке латинского алфавита между представителями Португалии и Испании.Одновременно должен быть определен круг проблем, подлежащих обсуждению и даже для принятия согласованных решений. Поскольку все в мире относительно, то на фоне прискорбной практики ПС намечаемое уточнение диспозиций выглядит прогрессом.
Однако мечтать, подобно иным российским политологам, о "нормальном союзе" с Западом пока рано. Об отрезвляющем душе позаботился сам лорд Джордж Робертсон. Письмом в газету "Файнэншл таймс" генсек НАТО развеял заблуждения о кардинальной трансформации союза, возникшие в связи с переданными Москве предложениями. Он популярно объяснил, что "двадцатка" - это "самостоятельная" пристройка, не имеющая отношения к Североатлантическому совету.
"За одним столом" страны НАТО готовы обсуждать и решать с Россией вопросы совместной борьбы против терроризма. К ним добавляются темы нераспространения оружия массового уничтожения, контроля над вооружениями, создания тактической ПРО, экспорта вооружений и поисково-спасательных мер на море. Представленные Москвой ранее соображения о будущем партнерстве шли значительно дальше. Но это не беда, список НАТО тоже перечисляет важные дела, отвечающие и нашим интересам.
"Мы даем России большой кредит доверия", - передает пресса комментарий одного из представителей НАТО в Брюсселе. В Берлине проявляется перестраховочный скепсис, исходящий из невероятной посылки "сговора" США и России в "двадцатке" для совместного давления на европейских партеров, что было бы действием по формуле "18+1+1". Та же Германия, правда, при активной поддержке США настаивала на центральном требовании представленной Москве концепции. Речь идет о т.н. "возвращаемости" в случае разночтений с Россией вопросов из "двадцатки" в Совет НАТО для принятия им соответствующих решений без учета российского мнения.
Сейчас преподносят "двадцатку" чуть ли не как премию Москве за ее солидарное поведение с США и Западом после 11 сентября. Но, например, газета "Франкфуртер альгемайне" (как, впрочем, и многие другие западные СМИ) не скрывает, что это, "с другой стороны, должно облегчить России восприятие следующего раунда расширения НАТО, включая, судя по всему, три государства Балтии".
Уже поэтому нам лучше было бы не торопиться с реализацией новой формулы. Пусть "отстоится", чтобы не послужить прикрытием для не устраивающих нас планов, которые мы не можем предотвратить.
В остальном в предлагаемом механизме консультаций и сотрудничества при всех его недостатках участвовать, разумеется, следует. Всегда полезнее иметь вход в дом, чем наблюдать за происходящим в нем извне. В ближайшем будущем решения по кардинальным проблемам безопасности будут приниматься не в Совете НАТО, а преимущественно в Вашингтоне. У России положение более весомое. Без нее, как показали события в Афганистане, во многих мировых делах, не говоря уже о европейских, не обойтись. Это солидный российский "куш", в том числе для общения с НАТО.