Анализ японо-российских отношений последних лет дает основание считать, что для Японии "территориальный вопрос" в отношениях с Россией - самый главный и принципиальный, вопрос, в котором Япония намерена добиться стопроцентного успеха, ради которого она не собирается идти ни на какие уступки.
В этой связи возникают два вопроса: 1) "северные территории" - это единственная территориальная проблема у Японии? 2) как ведет себя Япония с другими партнерами, на отношения с которыми также накладываются территориальные проблемы?
Кроме России Япония имеет территориальные проблемы с Республикой Корея и Китаем. У Республики Корея Токио оспаривает принадлежность Сеулу островов Токдо, а в отношениях с Китаем Токио отстаивает свой суверенитет над оспариваемыми Пекином островами Сэнкаку. Определенный интерес представляет японо-китайский спор.
У каждого своя правда
В историческом обосновании прав на Сэнкаку у каждой из сторон "своя правда". Китай предоставляет исторические свидетельства осуществления своего суверенитета над островами, датированные концом XIII в., демонстрирует бортовые записи китайских мореплавателей начала XV в. и т.д. По мнению ряда исследователей, эти данные могут служить исторической базой правооснований приоритета Китая во владении Сэнкаку.
Япония значительно позже "узнала" об этих островах и формально включила Сэнкаку в состав национальной территории в январе 1895 г. Исторический фон этого периода характеризуется стремительным ростом мощи молодой империалистической Японии, ее победами "на всех фронтах". Япония одерживает победу в японо-китайской войне 1894-1995 гг., подписывает Симоносекский договор, по которому Китай "уступал" Японии "остров Формоза со всеми относящимися или принадлежащими ему островами". Острова Сэнкаку не были упомянуты в договоре, но позднее выяснилось, что китайские и тайваньские представители "подразумевали", что они включаются в понятие "принадлежащие".
После поражения в войне на Тихом океане, подписания в сентябре 1945 г. безоговорочной капитуляции, а в сентябре 1951 г. Сан-Францисского мирного договора Япония отказалась ото "всех прав и правооснований" на Тайвань. Как и в Симоносеки, в договоре не было упомянуто об островах Сэнкаку. Кроме того, не указывалось и в чью пользу Япония отказывалась от Тайваня. Позднее дважды, в 1964 и 1972 гг., видный японский политический деятель Охира М. давал "пояснение" - Японию не интересует, в пользу кого она отказалась от Тайваня, главное - она отказалась и тем самым "закрыла вопрос".
Характерно, что отказ от Тайваня был осуществлен в соответствии со Статьей 2 (b) Сан-Францисского мирного договора, а в соответствии со следующим пунктом (c) этой же статьи Япония отказывалась от "всех прав и правооснований на Курильские острова". Логично предположить, что "пояснения" Охира М. касались всей статьи в целом, а не отдельных ее пунктов.
И тут обнаружили нефть
Проблема Сэнкаку оставалась в латентном состоянии до начала 70-х годов, пока достоянием не стали результаты многолетних исследований шельфа Восточно-Китайского моря, где были обнаружены значительные запасы углеводородного сырья. Согласно результатам исследований, шельф в районе Сэнкаку относился к "одному из пяти крупнейших нефтеносных районов мира".
После этого первыми стали поднимать вопрос о суверенитете над Сэнкаку власти Тайваня. Второго сентября 1970 г. на одном из островов высадилась группа тайваньских журналистов и водрузила тайваньский флаг. В это же время впервые за послевоенный период Пекин "нарушил молчание" и посредством публикации передовой статьи в газете "Жэньминь жибао" практически официально заявил о своих претензиях на острова. Выступление Пекина "совпало" не только с нефтяными прогнозами, но и с японо-американским соглашением о передаче Вашингтоном острова Окинава, включая Сэнкаку, под административное управление Японии. Американцы все время стремились оставаться "над спором" и, делая реверансы в сторону Пекина, давали всячески понять, что не поддерживают Японию в территориальном споре с Китаем.
После восстановления в 1972 г. дипломатических отношений Пекин и Токио начали готовиться к заключению договора о мире и дружбе. В ходе подготовки китайская сторона предложила не включать в него территориальную проблему и решить ее в рамках отдельного соглашения. Япония приняла предложение. В самой Японии в этот период активизировалась внутриполитическая дискуссия. Многие депутаты считали, что между Японией и Китаем заключены все необходимые деловые соглашения и "нет необходимости заключать договор о мире и дружбе". Представители умеренного крыла заявляли, что если при подписании договора вопрос о Сэнкаку будет отложен в сторону, то в соответствии с этой логикой Япония должна пойти на подписание мирного договора с Россией, отложив в сторону проблему "северных территорий".
На усмотрение грядущих поколений
При подписании японо-китайского договора о мире и дружбе в августе 1978 г. и при обмене ратификационными грамотами в октябре того же года стороны договорились оставить территориальный вопрос на решение "будущих поколений". (Договоренность носила устный характер и в текст не была внесена.) Однако события последующих лет, вплоть до сегодняшнего дня, свидетельствуют о том, что время "будущих поколений" отодвигается "на неопределенную перспективу".
В 80-90-е годы проблема Сэнкаку в том или ином варианте неизменно присутствовала в японо-китайских отношениях, приобретая порой достаточно острые формы. При этом в ряде случаев для снижения напряженности японская сторона шла на меры, которые граничили фактически с подрывом ее суверенитета над Сэнкаку. Однако в конечном итоге обе стороны руководствовались приоритетом всеобъемлющих двусторонних отношений в целом перед "отложенными проблемами", демонстрируя тем самым геополитический и геоэкономический прагматизм. В апреле 2000 г. группа Лиги японской молодежи высадилась на одном из островов Сэнкаку с целью построить синтоистский храм. Китайская сторона незамедлительно выступила с официальным протестом, японская - в свою очередь заявила о своем суверенитете, но признала, что создавшаяся ситуация не должна наносить ущерба двусторонним отношениям. Ситуацию урегулировали, но лишь на время.
Подходы Японии к выработке собственной позиции в "территориальных спорах" с Россией и Китаем, безусловно, разнятся: в одном случае Япония выступает с территориальными претензиями, а в другом - "отбивается" от территориальных претензий. В одном случае она не считается ни с чем для достижения своей цели, в другом - определяет приоритеты, взвешивает ценность проблемы с точки зрения собственной национальной безопасности и национальных интересов. Как говорят специалисты, "каков партнер, таков и разговор".
Во время недавно закончившегося визита в Японию президент Буш в одном из разговоров с главой японского правительства предложил последнему вариант "бартерной дипломатии": премьер Коидзуми оказывает сдерживающее воздействие на одного из членов "оси зла" - Иран в плане ограничения экспорта ракетных технологий, а Буш в обмен "поможет" решить проблему "северных территорий". Представитель посольства США в Москве хотя и не подтвердил этой "инициативы" Буша, но в свою очередь подчеркнул, что США всячески поддерживают требование Японии о возвращении ей "северных территорий".
Российская сторона попросту "не заметила" этой "инициативы" Буша. Что же касается позиции США, тем более публичной, в отношении японо-китайского территориального спора, то она всегда была и продолжает оставаться крайне осторожной, видимо, из-за опасения получить в ответ резкую реакцию Пекина. Может, именно по этой причине во время визита Буша в КНР, после посещения Токио и Сеула в феврале нынешнего года, американский президент не посмел выступить медиатором в японо-китайском территориальном споре.