-Сегодняшняя политическая ситуация в Казахстане говорит о том, что заботливо культивируемый облик Назарбаева как "отца нации" несколько померк. Что могло поколебать позиции президента?
- Действительно, позиции президента стали слабеть. И главная причина этого в том, что политическая система республики становится неуправляемой. Она начинает разрушаться по причине своей замкнутости и неспособности быстро реагировать на изменения в окружающем мире. Подобное некогда произошло в Индонезии, где президент Сухарто, многие десятилетия концентрировавший власть в своих руках, потерял ее в течение нескольких месяцев. Созданная индонезийским лидером система стала настолько консервативной, что сделала невозможным какие-либо политические и экономические реформы. Такой сценарий вполне реален и для Казахстана. Ведь в течение последних десяти лет в республике создавалась жесткая исполнительная вертикаль, и система президентского правления выстраивалась под одного конкретного человека. Конечно, в этом есть и свои плюсы, например, в какой-то степени была обеспечена политическая стабильность в республике. Хотя она - явление временное, так как может быть довольно быстро нарушена опять-таки из-за жесткости президентской власти.
- То есть столь сильная президентская власть гарантией стабильности вовсе не является?
- Вообще государственная система Казахстана довольно специфична, и ее стабильность прежде всего определяется устойчивостью внутри политической элиты. Залогом общественного порядка долгое время являлся баланс сил между влиятельными финансово-промышленными и политическими группами. И главным элементом в этом балансе был и является сам президент, который традиционно действовал по очень старому и проверенному принципу политики "Разделяй и властвуй". То есть, с одной стороны, Назарбаев разделял появление конкурирующих групп давления, что позволяло ему контролировать ситуацию в стране, и с другой - часто сам провоцировал определенные столкновения между ними, чтобы ослаблять своих потенциальных противников и в то же время дергать определенные ниточки власти. Но в последние несколько лет казахстанская система власти столкнулась с тем, что когда-то сама и поощряла. Группировок становиться все больше, а сохранить между ними баланс становится все труднее. Плюс ко всему все это перекрещивается с естественным процессом, когда бизнес-элита, появившаяся в Казахстане и долгое время активно поддерживаемая президентом, стала уже пытаться конвертировать свою финансовую мощь в политическую власть.
- Стремительное развитие политических событий в Казахстане позволяет говорить о некоем правительственном кризисе...
- Многие связывают сегодняшний политический кризис именно с расколом в политической элите страны, то есть с выходом части членов правительства Токаева в отставку и создание ими общественного движения Демократический выбор Казахстана (ДВК). (А сейчас уже и новой партии "Ак Жол".) Первопричины этих действий - несогласие с политикой бывшего премьера и столкновение интересов бизнес-элиты с интересами некоторых членов семьи президента, в частности, Рахата Алиева, с недавних пор потесненного из эпицентра власти. Такой смелый вызов родственникам Назарбаева, которые долгое время считались влиятельными и ключевыми фигурами на политическом пространстве Казахстана, раньше не осмеливался сделать никто. Ранее стычки между группами происходили внутри системы и наружу не просачивались. На этот раз к событиям подключилась мощная информационная база, которая принадлежит олигархам. Естественно, это не могло не насторожить власть, которая абсолютно не была готова к такому повороту событий.
Но на самом деле никакого политического кризиса в Казахстане нет, так заявлять было бы неверно. Казахстанская госструктура работает в прежнем режиме, президент по-прежнему контролирует ситуацию, но при этом существует серьезный конфликт в межгрупповых отношениях, который показывает, что политические изменения в стране все же будут происходить.
- По данным местных наблюдателей, сегодня в Казахстане рейтинг российского президента Путина существенно превышает рейтинг Назарбаева...
- Действительно, у определенной части местного населения Путин намного популярнее, чем свой президент. Но рейтинги Назарбаева рознятся в зависимости от местности и региона: на юге республики - более высокие, на севере, который граничит с Россией, - менее. Например, авторитет Назарбаева достаточно высок на селе и в основном среди казахского населения. Помимо консерватизма сельчан в этом играет немалую роль и их информационная замкнутость: в большинстве аулов связь с миром ограничивается лишь государственным телеканалом "Хабар". Городская же часть населения живет в довольно бурном информационном пространстве и попадает под мощное влияние российских СМИ, например, того же ОРТ, который изображает господина Путина в различных ипостасях - и как грамотного политика, и как умелого реформатора, и как спортсмена в кимоно. Вот здесь помимо географического срабатывает еще и психологический момент. Все-таки молодой и энергичный Владимир Путин смотрится симпатичней на фоне многих казахстанских политиков. И в этом, конечно, большая заслуга российских имиджмейкеров и политтехнологов. К сожалению, в Казахстане в сфере работы с имиджем президента в глазах населения существуют большие пробелы.
- Но, судя по политике казахстанских дипломатов, имидж республики, и Назарбаева в частности, создан вполне аккуратно.
- В том-то вся и проблема: простых людей абсолютно не интересуют дипломатические шаги Казахстана. Прежде всего их волнуют внутренние проблемы республики: реальные достижения в экономике, увеличение пенсий и зарплат, снижение криминогенной обстановки в стране. А вот поездка Токаева в Америку трогает казахстанцев в меньшей степени.
К тому же в ослаблении своей популярности среди населения виновен и сам Назарбаев. Он сделал ошибку, сконцентрировав на себе всю власть и взяв на себя всю ответственность за политические действа в стране. Теперь любые недостатки всех реформ, в первую очередь ударяют по президенту. Именно поэтому Назарбаев сейчас так активно говорит о своем дистанцировании от правительства. То есть за всю "грязную работу" - социальные и экономические реформы - отвечает правительство, а президент... он должен стоять выше, улучшать свой имидж и отводить от себя стрелы критики.