Последнее время политики исламского мира все чаще говорят о "двойных стандартах" в стратегии Запада, и прежде всего США. Стамбульский форум Евросоюза и Организации Исламская Конференция под многообещающим названием "За мир, сотрудничество и гармонию" в какой-то мере продемонстрировал стремление преодолеть подобную практику хотя бы на европейском уровне.
Важнейшим результатом стамбульской встречи стало практически всеобщее одобрение французского плана палестино-израильского урегулирования, хотя из-за отказа ЕС безоговорочно осудить Израиль и поддержать палестинцев это событие не получило развития. У французов разногласия с США и израильтянами прежде всего концептуального характера - отправной точкой для переговоров должен стать конкретный механизм создания Палестинского государства, а не "антитеррористические меры" палестинского руководства. В общем, Европа наконец-то "сосредоточилась" и дала достойный ответ Вашингтону, видящему решение ближневосточного конфликта прежде всего в проводимой правительством Ариэля Шарона политике "силового давления" на палестинцев. Прозвучавшая на этом форуме аналогичная критика сугубо военного решения проблемы международного терроризма также внушает оптимизм. Не знаю у кого как, а у меня кадры изуродованных американскими бомбардировками афганских детей вызывают гораздо большее возмущение, чем картины зверств палачей "Талибана". Последние по крайней мере не претендовали на роль защитников прав человека во всем мире.
На этом фоне большим успехом американской дипломатии выглядят ее действия в попытках урегулирования индийско-пакистанского конфликта. Дели уже не столь категорично, как раньше, отвергает посредничество третьих стран. А пакистанский президент Первез Мушарраф во время своего визита в Вашингтон признал именно Соединенные Штаты единственной страной, способной "инициировать процесс диалога по проблеме Кашмира".
У Мушаррафа просто не остается другого выхода. Евросоюз, похоже, вообще не собирается разбираться в застарелой кашмирской проблеме. Несмотря на начавшуюся демократизацию пакистанского общества, европейские правозащитники по-прежнему обвиняют "военный режим Пакистана" во всех смертных грехах. Январское обращение к России с призывом содействовать урегулированию кашмирской проблемы так и не дало никакого, по крайней мере видимого, эффекта.
Китай, единственный из "сильных мира сего", кто полностью поддерживает отстаиваемый Исламабадом вариант решения вопроса (через проведение референдума и в "индийской", и в "пакистанской" частях Кашмира), тоже фактически самоустранился. Интересно, что ранее пакистанцам пришлось достаточно дорого заплатить за былую китайскую поддержку, отказавшись от притязаний на "китайский" район бывшего индийского княжества.
Американцам же для дальнейшего проведения своей глобальной антитеррористической операции крайне необходимо, чтобы индийско-пакистанское противостояние вернулось в прежнюю фазу, когда ситуацию можно было прокомментировать знаменитым историческим пассажем "ни мира ни войны". Учитывая ядерный потенциал обоих южноазиатских государств, президент США Джордж Буш прекрасно понимает, что ставший привычным для него за последнее время "ковбойский" внешнеполитический стиль здесь неприемлем. Комментируя нынешний характер взаимоотношений между Индией и Пакистаном, Буш очень осторожно заметил, что Америка займется посредничеством только в том случае, если с просьбой об этом к ней официально обратятся и Дели, и Исламабад.
Подготавливая военную акцию против Ирака и поддерживая действия Израиля на Ближнем Востоке, США обеспечивают себе надежный тыл в Южной Азии. Тем более что еще далеко до достижения подлинного урегулирования в соседнем Афганистане, и большой пожар в этом регионе Вашингтону совершенно ни к чему.