Несмотря на изменение ситуации в Афганистане, проблема контрабанды наркотиков в сопредельные страны сохраняется. Глава временного правительства Хамид Карзай в интервью американской телекомпании NBC пообещал положить конец вывозу наркотиков, но одновременно отметил, что сделать это весьма сложно - нужны немалые средства.
До последнего времени Афганистан был главным мировым производителем мака и поставщиком опиума и героина. Посевы опийного мака занимали почти 83 тыс. га. Как отмечается в докладе ООН, до 2000 г. около 95% опийного мака выращивалось в районах, контролируемых "Талибаном". В 1999 г. лидер талибов мулла Омар запретил выращивать мак. ООН отмечает, что "данный запрет тщательно соблюдался": были ликвидированы лаборатории по производству героина, уничтожены плантации мака в основных районах его разведения. Однако запрет обернулся трудностями для дехкан, которые, утратив свой основной источник доходов, направились в города на заработки. Многие из них стали наркокурьерами. К тому же в стране оставались огромные запасы наркотиков, в том числе на территориях, подконтрольных Северному альянсу. Поэтому в обозримой перспективе поток этого зелья из Афганистана вряд ли уменьшится.
Замначальника погрангруппы РФ в Таджикистане генерал Рамазан Джафаров согласен с таким прогнозом. По его данным, в Афганистане только в приграничных с Таджикистаном районах запасы опия превышают 10 тонн. Директор Агентства по контролю за наркотиками при президенте Таджикистана Рустам Назаров, в свою очередь, сообщил "НГ", что в последние месяцы наркотиков изымается меньше, чем раньше, но проблема все еще остра. Так, если в ноябре прошлого года было изъято 436 кг наркотиков, в том числе 260 кг героина, то в декабре произошел спад - соответственно 205 и 126 кг. Но, с другой стороны, Рустам Назаров отметил, что ни от американцев, ни от временного афганского правительства информация об уничтожении лабораторий по производству наркотиков, посевов или складов, о нейтрализации каких-либо банд наркоторговцев не поступала. Между тем, по оценкам экспертов, в этой стране к осени минувшего года оставалось еще около 400 лабораторий и мини-заводов. В Таджикистане, отметил генерал Назаров, производства героина нет, что подтверждают данные представителей ООН. Последние имеют доступ во все уголки республики, и наличие лабораторий не могло быть сокрыто от их глаз.
По оценкам Управления ООН по контролю над наркотиками и предупреждению преступности, значительная доля афганского опия, морфина и героина переправляется контрабандным путем через Центральную Азию, главным образом через Таджикистан и Казахстан, в Россию и далее на Запад. Однако за последние годы ряд основных путей перекрыт. Так, излюбленный маршрут наркокурьеров через Калайхумб, Ванч, Каратегин и Джиргаталь находится под постоянным наблюдением правоохранительных органов и международных организаций. Горный Бадахшан, ранее бывший не только перевалочным пунктом, но и местом оседания наркотиков, сегодня практически полностью выпал из порочной цепи. Все эти районы получают дотации международных организаций, и одним из условий их предоставления является полное прекращение наркобизнеса. Между тем в Таджикистане растет число наркоманов. Только зарегистрированных граждан, потребляющих наркотики, насчитывается около 5 тыс. Но эта цифра не отражает реальности, считает Назаров.
На таджикско-афганской границе наблюдается некоторое затишье, но появились признаки того, что афганские наркодельцы возобновляют торговлю героином уже в другом направлении. Недавно в пакистанской провинции Белуджистан была арестована крупная партия зелья - около 700 кг героина и 300 кг морфия. Как заявил корреспонденту "НГ" официальный представитель ООН, это первая крупная партия героина из Афганистана, задержанная в этом году.
В Киргизии тайные посадки опийного мака занимают до 2 тыс. га. Республика может производить 180-210 т опия в год. В Чуйской долине коноплей занято 170 тыс. га, не говоря уже о том, что дикая конопля и мак свободно растут на берегах Иссык-Куля. Кроме того, в стране, по данным Международного комитета по контролю над оборотом наркотиков, ежегодно перерабатывается 500 т эфедры (хвойника), который в подпольных лабораториях используют для получения эфедрина. В последнее время печально знаменитая трасса Хорог-Ош несколько утратила свою прежнюю "славу" важного пути наркотрафика, но наркотики по-прежнему идут транзитом через Киргизию. Растет здесь и число наркоманов. И если в начале 90-х годов свыше половины завезенных наркотиков составлял гашиш, то спустя 10 лет больше расходится опий, а в последнее время увеличилось поступление самого дорого наркотика - героина.
Казахстан один из крупнейших в мире производителей марихуаны. На 130 тыс. га в южных районах страны ежегодно выращивается до 5 тыс. т этого зелья. Общая площадь посевов наркосодержащих растений, по некоторым данным, превышает 1 млн. га. Только Чуйская долина, по оценкам ООН, способна производить свыше 6 тыс. тонн марихуаны. В Казахстане производят морфин, кодеин и другие природные и полусинтетические опиаты. В Шимкенте работает единственная в СНГ фармакологическая фабрика, выпускающая наркотические средства. Но, как утверждают эксперты, на этом предприятии занимаются еще и нелегальным производством. При этом Астана до сих пор не ратифицировала ни одного международного договора о контроле наркотиков. Учитывая, что сегодня российско-казахстанская граница практически прозрачна, наркотики через Казахстан легко поступают в Россию, а затем в Европу. По сведениям МВД РФ, 93% марихуаны, 85% гашиша, 78% опия в Россию поступает именно через Казахстан.
Ашхабад не афиширует своей озабоченности ростом наркомании и преступлений, связанных с наркотиками. Приобретя в 1995 г. статус нейтрального государства, Туркмения отказалась от услуг российских пограничников в охране своих южных рубежей. Граница, где смыкаются рубежи Ирана, Афганистана и Туркмении, даже в советское время была уязвимой, и талибы этим воспользовались. Ныне наркомафия активно осваивает "окно" в районе Серахса. Из Серахса и Кушки основная тропа наркокурьеров пролегает через Мары и Теджен в Ашхабад и в порт Туркменбаши на Каспии, откуда зелье идет в Азербайджан и Россию.Другой маршрут из районов, граничащих с афганскими провинциями Бадгиз, Фарьяб и Джауз-Джан, проходит на Туркменабад (бывший Чарджоу) и далее вдоль Амударьи через Узбекистан и Казахстан в Россию.
Одним из основных видов наркотиков, производимых и потребляемых в Узбекистане, является каннабис и его производные. В последнее время обрел популярность опиум. Значительные площади занимают посевы дикорастущего горного мака и конопли. По данным программы ООН по контролю за наркотиками, в стране насчитывается 50 тыс. наркоманов. Узбекистан также является и транзитной территорией. Протяженность границ Узбекистана с Афганистаном невелика, всего 137 км. Главным "окном" на этом участке до некоторого времени был город Термез. Оттуда маршрут вел через Карши, Бухару, Ургенч в столицу Каракалпакии - город Нукус и далее в Казахстан и Россию. Тревожная ситуация сложилась и в Ферганской долине.
Президенты государств Центральной Азии хорошо осведомлены о масштабах контрабанды и осознают, что наркомафия представляет реальную угрозу их странам. Однако трудности в экономике не позволяют направлять необходимые ресурсы на борьбу с эти злом.
По оценкам специалистов, каждый доллар, вложенный в наркобизнес, приносит двенадцать тысяч долларов прибыли - примерно столько же, сколько незаконная торговля оружием. И вполне закономерно, что наиболее благодатной почвой для развития этих сфер бизнеса являются "горячие точки".
В последние годы происходят серьезные изменения на российском наркорынке. Еще несколько лет назад практически весь героин, поступавший в Россию, здесь же и потреблялся. Однако в последние годы рынок перенасытился, спрос упал и цены тоже: сегодня стоимость 1 г героина в России почти в пять раз ниже, чем в Европе. Еще два года назад первый замначальника Управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков (УБНОН) МВД РФ генерал-майор милиции Леонид Танцоров констатировал, что "с каждым годом объемы героина, ввозимого в Россию, растут, и прежде всего это связано с началом производства этого наркотика в Таджикистане, до недавнего времени служившем всего лишь перевалочной базой для азиатского героина". Однако не весь героин на российском рынке иностранного производства. По словам сотрудников УБНОН, ежегодно ликвидируется несколько отечественных лабораторий.
В докладе Международного комитета по контролю над наркотиками (МККН) при ООН отмечается, что в Афганистане производится три четверти мирового объема опиума, служащего сырьем для производства героина. Очевидно, местные производители просто не в силах переработать такое количество сырья или же афганские наркодельцы рассуждают как нормальные бизнесмены, стремящиеся снизить затраты путем перевода производства ближе к потребителю. Судите сами: средняя цена одного килограмма героина в Афганистане примерно 700 долларов. После перехода через таджикскую границу тот же килограмм стоит уже 800 долларов, а в Душанбе - от 1500 до 2000 долларов. В Киргизии или Казахстане килограмм стоит от 6000 до 7000 долларов, а в России цена поднимается до 70000. При таком раскладе заниматься переработкой выгоднее как можно ближе к России. Кроме этого, пытаясь максимально удешевить конечный продукт, новые производители экономят на очистке. Порошок получается серым, но на рынке такой героин вне конкуренции.
По словам медиков, дешевый "серый" героин намного опаснее для здоровья. После 30 дней его употребления курс лечения, предусматривающий полную очистку организма, составляет около 8-10 месяцев - почти в два раза больше, чем при употреблении, например, высокоочищенного героина "777" из Южной Азии. По словам таможенников и милиционеров, именно такой героин занимает сегодня большую часть наркотического рынка России. Единственное, что до недавнего времени сдерживало экспансию этого наркотика, - отсутствие на российском рынке "своих людей" из числа розничных торговцев. Однако теперь милицейские эксперты констатируют, что таджикские наркодельцы нашли себе партнера, способного обеспечить им колоссальный розничный сбыт.
Действующая в России африканская наркомафия за последние десять лет сумела создать обширнейшую сеть сбытчиков зелья и сегодня активно взаимодействует с наркодилерами из Таджикистана. Выходцы из Ганы и Нигерии, осевшие в России после учебы в наших вузах, активно промышляют контрабандой и продажей наркотиков. Таджики и африканцы нашли друг в друге то, чего им не мог дать никто другой. Первые получили отлаженную сеть сбыта, способную переварить немыслимые объемы героина, а вторые - неистощимый канал поступления дешевой "наркоты", избавившись тем самым от необходимости жить в ожидании очередной поставки и рисковать жизнью при провозе героина в собственных желудках. А в целом этот героиновый интернационал фактически полностью подавил конкурентов: героин "777" из "золотых треугольников и полумесяцев" у оптовиков стоит 50-60 долларов за грамм, а "серенький" - в два раза дешевле. Теперь они могут в прямом смысле слова завалить нас героином. И не только нас, но и Европу тоже. По данным ООН, в странах Восточной Европы создаются крупные склады, откуда героин оптовыми партиями расходится по всему континенту.
Надежды, возлагаемые на антиталибскую коалицию, кажется, не оправдались. Поток героина и опия из Афганистана не сократился, а по прогнозам некоторых экспертов, даже будет увеличиваться. Со смертью Ахмад Шаха Масуда ушли в небытие договоренности об ограничении наркотрафика через таджикскую границу, а у нового руководства Афганистана, похоже, есть более неотложные дела: распределение мест в правительстве и дележ финансовой помощи - задачи более приоритетные, нежели борьба с наркобизнесом, приносящим к тому же немалый доход некоторым полевым командирам.