0
3210
Газета Содружество Интернет-версия

04.02.2002 00:00:00

О Даманском позабыто навсегда

Сергей Лузянин

Об авторе: Сергей Геннадьевич Лузянин - доктор исторических наук, политолог.

Тэги: китай, граница, территория


Формирование границ любого государства - длительный и противоречивый процесс. Китай, стремительно и динамично развивающийся сегодня, в этом плане не стал исключением. Переживая смену династийных циклов, периоды внутренних и внешних потрясений, он постоянно менял свои картографические очертания.

Сегодня возникают естественные вопросы: закончился ли процесс формирования китайских границ в начале XXI века? На каких участках возможны новые изменения?

Сосед Россия

История формирования российско-китайской границы охватывает период с конца XVII в. до начала ХХ в. Сейчас она имеет протяженность около 4 тыс. км. За последние четыре века подписаны десятки договоров и трактатов, начиная с первого официального - Нерчинского договора 1689 г. Политической особенностью формирования русско-китайской границы было то, что она устанавливалась не в результате широкомасштабных войн, а в ходе дипломатических переговоров, в которых обе стороны в равной степени имели свои победы и поражения.

Добрососедство, как известно, было нарушено в 60 - 70-е годы ХХ в., в период известных советско-китайских разногласий. Тогда же и появились на свет китайские претензии на 1540 тыс. кв. км российских территорий, якобы несправедливо "отторгнутых царской Россией у Китая в XIX веке". В Китае учеными-историками была разработана концепция "утерянных земель" и некоего "исторического долга" России Китаю, отголоски которой, к сожалению, звучат в Китае и сегодня со страниц некоторых исследований, популярных изданий и даже школьных учебников.

Формула патриарха китайских реформ Дэн Сяопина "закрыть прошлое, открыть будущее" стала ключевой не только для нормализации межгосударственных отношений СССР (с августа 1991 г. - России) и КНР, но и при решении территориально-пограничных проблем. Соглашения от 16 мая 1991 г. о восточном и 3 сентября 1994 г. о западном участках границы стали началом практического решения территориальных споров. За восемь лет - с 1991 по 1999 г. - была проведена полная демаркация границы, а в 1999 г. подписан документ, по которому только два участка из 22 остались несогласованными. Свой вклад в решение пограничной проблемы внес и российско-китайский Договор от 16 июля 2001 г. В нем зафиксировано "отсутствие взаимных территориальных претензий" у России и Китая и желание продолжить переговоры "на еще не согласованных ее участках". До разрешения этих вопросов стороны обязались соблюдать статус-кво, то есть российскую юрисдикцию (ст. 6).

Что же осталось сегодня нерешенным в пограничной проблеме? Не определены два участка: 1) остров Большой в районе Абагатуя на реке Аргунь; 2) острова Тарабаров и Большой Уссурийский на Амуре под Хабаровском. Географическая особенность первого связана с тем, что река Аргунь в районе Абагатуя растекается по двум руслам, которые огибают остров Большой с севера и с юга. Российская позиция, основанная на документах 1911 г., заключается в том, что граница должна проходить по южному руслу. По мнению китайских представителей, южное русло - это русло реки Хайлар, которая течет со стороны Китая, раздваивается и впадает в Аргунь. Граница, по мнению китайской стороны, поэтому должна проходить по северному руслу Аргуни и посему остров Большой должен быть включен в состав Китая.

Трудности демаркации второго участка также связаны с путаницей вокруг проток и островов. Спорные острова расположены в месте впадения Уссури в Амур, которые выше по течению соединены протокой Казакевича. Россия, основываясь на положениях Пекинского дополнительного договора 1860 г., настаивает на том, чтобы граница выходила из реки Амур на протоку Казакевича и огибала острова Тарабаров и Большой Уссурийский с юга. Китай, соглашаясь, что по договору граница так и проходила, ссылается на нормы современного права, по которым демаркационная линия должна проходить по главному фарватеру реки. Поскольку по протоке Казакевича судоходство невозможно, то главный фарватер должен идти по северной границе островов, которые в этом случае также переходят под юрисдикцию Китая.

Однако эти острова в отличие от безлюдных островов в районе Абагатуя на Аргуни обжиты и заселены и из-за близости к Хабаровску имеют и стратегическое значение. Российские представители говорят о возможности компромисса в таком варианте: решить пограничный вопрос на Аргуни согласно китайской версии, однако в обмен на это на участке под Хабаровском провести демаркационную линию в соответствии с российским предложением. Однако такой вариант для Китая пока, к сожалению, неприемлем.

Говоря о российско-китайской границе, нельзя обойти общую проблему. Насколько в принципе оправданны те или иные территориальные компромиссы со стороны России и не обрушится ли со временем на Россию новая "волна китайских притязаний" с учетом предстоящей в этом году смены руководства в КНР, существования там отдельных антироссийски настроенных групп, других негативных факторов.

Гипотетически возможность реанимации в Китае официальной политики "утерянных земель" исключать нельзя. Вместе с тем исходя из политических реалий Россия ни сегодня, ни завтра, ни в более отдаленном будущем не может позволить себе "роскошь" иметь Китай в качестве врага или даже нейтрального государства у себя на границах. Более того, компромиссы 1991-1999 гг. были оправданны и позволили перевести российско-китайское сотрудничество в новое качество - стратегическое партнерство, сделав его реальным и весомым.

Сосед Монголия

В 1960 г. премьер Госсовета КНР Чжоу Эньлай во время своего официального визита в МНР в одной из бесед с монгольскими руководителями упомянул о согласии Китая провести пограничное урегулирование с Монголией. Соответствующие монголо-китайские переговоры начались в Улан-Баторе в октябре 1962 г. и к ноябрю стороны смогли не только урегулировать все спорные вопросы, но и подготовить текст пограничного договора, который и был подписан спустя месяц. Хотя по договору Китай приобрел часть монгольской территории, традиционная граница МНР (Внешней Монголии) была сохранена. Более того, к МНР отошел спорный гобийский участок границы. Подписав в 1962 г. договор о государственной границе, Монголия и КНР пришли к концу ХХ века, не имея взаимных территориальных претензий. В апреле 2002 г. совместной монголо-китайской пограничной комиссией начнется проверка границы между двумя странами, которая имеет протяженность в 4677 км, будут оборудованы новые пропускные пункты.

Среднеазиатские соседи

Процесс разграничения Китаем границ с новыми независимыми центральноазиатскими государствами проходил достаточно динамично. В апреле 1994 г. было подписано, а в сентябре 1995 г. вступило в силу Соглашение между Казахстаном и КНР о делимитации казахстано-китайской границы протяженностью 1700 км. По данным, приведенным авторами книги "Границы Китая: история формирования" под редакцией академика Владимира Мясникова и доктора исторических наук Евгения Степанова, под действие соглашения подпала вся граница, за исключением двух участков - район р. Сарычильды и район перевала Чаган-Обо. Дополнительным соглашением о казахстано-китайской государственной границе от 4 июля 1998 г. были разделены спорные участки в районе реки Сарычильды и перевалов Чаган-Обо и Баймурза. В итоге часть спорных территорий перешла к Казахстану, часть - к Китаю.

В декабре 1999 г. во время визита в КНР президента Казахстана Нурсултана Назарбаева в Пекине был подписан Договор о китайско-казахстанской границе. С подписанием этого документа фактически завершился длительный переговорный процесс, и граница получила юридическое оформление. Вместе с тем остаются и нерешенные проблемы. Планируемое Китаем увеличение забора воды из Иртыша для нужд промышленности и сельского хозяйства Синьцзяна может иметь катастрофические последствия для экологии и экономики Казахстана.

4 июля 1996 г. было достигнуто соглашение между Киргизией и Китаем о киргизско-китайской границе. После длительного обсуждения района пика Хан-Тенгри стороны на компромиссной основе обменялись одинаковыми по площади территориями. Соглашение было подписано президентом Киргизии Аскаром Акаевым и председателем КНР Цзян Цзэминем в Бишкеке во время встречи глав "шанхайской пятерки" 24 - 26 августа 1999 г. В настоящее время работа по делимитации и демаркации киргизско-китайской границы протяженностью 900 км подходит к завершению.

Республика Таджикистан и КНР имеют общую границу протяженностью более 500 км, проходящую в основном по Сарыкольскому хребту Памира. Переговоры по отдельным пограничным участкам КНР и Таджикистана не завершены, хотя между Эмомали Рахмоновым и Цзян Цзэминем в августе 1999 г. в Пекине и было подписано соглашение о границе. Достигнута договоренность о прохождении границы на перевале Каразак и по реке Маркансу. Наиболее сложный и протяженный памирский участок границы к югу от перевала Уз-Бель остается пока несогласованным. Большое значение для позитивного решения пограничных вопросов имеет принадлежность Казахстана, Киргизии, Таджикистана, России и Китая к Шанхайской организации сотрудничества.

Сосед Индия

Наиболее сложной для Китая остается его граница с Индией общей протяженностью около 3,5 тыс. км.

С середины 50-х годов в Китае начали публиковаться географические карты, на которых значительная часть территории Индии, а также Сикким, Бутан, Непал и др. были обозначены как китайские. Известны и индо-китайские вооруженные конфликты 60-х годов, державшие в напряжении весь мир.

Пограничная "разрядка" наступила в конце 80-х - 90-е годы. В ходе встречи на высшем уровне в Пекине 7 сентября 1993 г. было подписано "Соглашение о поддержании мира и спокойствия вдоль линии фактического контроля", а в ноябре-декабре 1996 г. Индия и Китай подписали Соглашение о мерах доверия в военной области вдоль этой линии, ставшее своеобразным "пактом о ненападении" двух стран.

По мнению ведущего российского индолога и тибетолога, руководителя Центра индийских исследований Института востоковедения РАН Татьяны Шаумян, сегодня благодаря договоренностям о мерах доверия обстановка на индийско-китайской границе в течение последнего десятилетия остается "почти мирной". Однако при рассмотрении индийско-китайских отношений в целом не следует забывать, что в территориальном споре с Китаем Индия считает себя пострадавшей стороной, подчеркивая то обстоятельство, что Пекин в свое время захватил часть ее территории. Ряд индийских политиков, несомненно, отдают себе отчет в том, что в обозримом будущем вряд ли стоит рассчитывать на добровольный возврат Китаем тех территорий, которые Индия считает своими. Поэтому речь в лучшем случае может идти о сохранении статус-кво.

Южные соседи

Не все так просто для Китая на морских рубежах в Южно-Китайском море. Три района Южно-Китайского моря являются предметом международных территориальных споров, причем в двух случаях объектами дискуссий являются расположенные здесь острова, в третьем же - в Тонкинском заливе - речь идет о разграничении водных пространств между КНР и Вьетнамом. Страны бассейна Южно-Китайского моря не могут пока прийти к согласию о принадлежности Парасельских островов, на которые претендуют Китай и Вьетнам, а также группы островов Спратли, располагающихся с юго-запада на северо-восток на протяжении более 1000 км на сотне мелких островков. На владение всеми или частью этих географических объектов претендуют КНР, Вьетнам, Филиппины и Малайзия. Известен давний японо-китайский спор о принадлежности островов Сэнкаку.

Можно констатировать, что нерешенные проблемы демаркации сухопутных и морских границ Китая будут еще достаточно длительное время негативно сказываться на отношениях Пекина с отдельными соседями. Изменятся ли очертания китайских границ в дальнейшем? Теоретически существуют два варианта их радикального изменения: в случае дезинтеграции и распада КНР в силу определенных негативных причин и вследствие экспансии Китая в отношении сопредельных государств. С учетом нынешних реалий - курса китайского руководства на стабильность и развитие и сосредоточенности его на решении именно внутренних проблем - оба этих сценария маловероятны.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

«Бюджетные деньги тратятся впустую» – продюсер Владимир Киселев о Шамане, молодежной политике и IT-корпорациях

0
3031
Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Бизнес ищет свет в конце «углеродного тоннеля»

Владимир Полканов

С чем российские компании едут на очередную конференцию ООН по климату

0
3452
«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

«Джаз на Байкале»: музыкальный праздник в Иркутске прошел при поддержке Эн+

Василий Матвеев

0
2525
Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Регионы торопятся со своими муниципальными реформами

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Единая система публичной власти подчинит местное самоуправление губернаторам

0
4465

Другие новости