- Леонид Григорьевич, как бы вы оценили геополитические последствия участия России в антитеррористической операции США?
- Надо отличать подлинную борьбу с международным терроризмом от нового передела мира, когда откровенно устанавливается диктат одной страны. США умело воспользовались поводом для демонстрации своей военной мощи, а также для нового витка экспансии во всем мире. Одной из целей этой экспансии стала территория бывшего СССР - ведь недаром западные геостратеги считают: кто владеет Евразией, тот владеет всем. Что же касается стран Центральной Азии, то мне кажется, что их руководство явно поторопилось с приглашением США и стран НАТО: считается, что само их присутствие якобы сводит на нет деятельность радикальных исламских организаций, которые могли бы дестабилизировать ситуацию в регионе. Однако в реальности эта заслуга США сильно преувеличена, и я полагаю, что руководство стран Центральной Азии допустило серьезный стратегический просчет ради сиюминутных политических и экономических целей.
- Эта ситуация лишний раз подчеркивает роль нашего, по сути, единственного европейского союзника и стратегического партнера в СНГ - Белоруссии. Не может ли ситуация развернуться так, что президента России Владимира Путина вынудят "сдать" Александра Лукашенко вместе с целой страной ради "новых партнерских отношений" с США?
- Такие намерения не только высказываются в кулуарах, но подчас специально "проговариваются" в наших СМИ. Что касается Белоруссии, то и по отношению к ней у России должна быть своя четкая линия. Не думаю, что Владимир Путин, даже под давлением тех сил, которым не нравится российско-белорусский союз, смог бы проигнорировать волю нашего народа - это было бы преступлением перед будущим обеих стран. Разумеется, на Белоруссию со стороны Запада оказывается колоссальное давление, она постоянно испытывает на себе все достижения информационно-психологической войны, как и Россия. Но это не означает, что мы должны совершить очередное политическое жертвоприношение ради "новой дружбы" с США. Что же касается сегодняшних взаимоотношений России и США, то для начала неплохо было бы выяснить, действительно ли США считают Россию равноправным партнером, интересы которого тоже должны учитываться. Боюсь, что Россию в Соединенных Штатах равноправным партнером и союзником не считают. Выход США из ПРО - самое наглядное тому доказательство.
- Если американцы могут выйти из любого соглашения, откровенно разрушая сложившуюся систему международной безопасности, то почему Россия, с явным ущербом для своих интересов даже в рамках СНГ, столь рьяно должна выполнять декларации Стамбульского саммита ОБСЕ, не имеющие, как известно, юридической силы? Или навязанные нам американцами ограничения в ДОВСЕ? Может ли Россия, следуя примеру своего нового "стратегического партнера", выйти хотя бы из ДОВСЕ ради своих национальных интересов?
- Да, такие голоса в России уже раздаются, а некоторые мои коллеги из числа военных специалистов полагают, что это пора уже сделать в связи с предстоящим вступлением в НАТО стран Балтии. Я же противник таких "радикальных" мер: дело в том, что ДОВСЕ - это тонкий механизм согласования между военными специалистами разных стран Европы, а такая общая работа, безусловно, всегда полезна. Разрушать этот механизм сейчас только потому, что американцы позволяют себе подобные демарши, было бы, на мой взгляд, неразумно - разрушить все можно очень легко, а вот восстанавливать... Перефразируя известную поговорку, скажу: разрушающий платит дважды. Одно несомненно: выполнение Россией условий ДОВСЕ должно, безусловно, отвечать ее национальным интересам.
- Принято считать, что ДОВСЕ - часть системы европейской безопасности, хотя реально такой системы пока не существует: Европу плотно "опекают" США. Именно под их давлением работают европейские структуры и принимается в итоге решение, наносящее откровенный ущерб ряду европейских стран. Почему европейцы столь безответственно относятся к собственной безопасности, несмотря на все усилия России подвигнуть их на создание подобной системы?
- Легкомыслие Европы может ей дорого обойтись, однако в последнее время и европейцы начинают понимать, что к чему. Некоторые наши европейские партнеры были очень озабочены тем, что Россия оказалась столь "плотно" вовлеченной в политику США под предлогом участия в международной антитеррористической операции, поскольку эта политика кажется им плохо просчитанной и потому чреватой последствиями. На Россию начинают смотреть как на серьезного партнера в создании именно европейской безопасности. Однако мы уже сейчас должны смотреть на вещи шире и думать о подобной системе в масштабе Евразии. Но для этого у России должна быть своя четкая политика и в СНГ, и в Европе.