В ближайшее время с визитом в Москве побывает министр иностранных дел Венгрии Янош Мартони. Политические и международные темы - традиционная составляющая такого рода визитов. Но особый акцент гость из Будапешта намерен сделать на торгово-экономических отношениях, а эта сфера как раз в компетенции МИД Венгрии. Москву вскоре посетит и делегация Министерства экономики. Одна из главных проблем для венгров заключается в огромном дисбалансе, который сложился во взаимном товарообороте. Ныне Венгрия покупает у России сырья и продукции более, чем в пять раз больше, чем продает сюда.
Почти в Евросоюзе
После того как в 1999 году Венгрия присоединилась к НАТО, ее первоочередной внешнеполитической задачей остается интеграция в Европейский союз. Будапешт очень близок к цели: в этом году страна предполагает завершить переговоры о своем членстве в ЕС и уже принять участие в ближайших выборах в Европарламент, запланированных на 2004 год. Власти в Будапеште поставили амбициозную задачу - полностью догнать страны ЕС в экономическом плане через 15 лет. Пока же, если следовать оценке министра экономики Дердя Матольчи, Венгрия на пути в ЕС находится на втором этапе. Он характеризуется расширением внутреннего рынка, подъемом жилищного строительства, развитием инфраструктуры, ростом зарплат. Формирование же внутреннего рынка в европейский произойдет на третьем этапе - с 2005 по 2015 год.
Из стран, претендующих на членство в ЕС, Венгрия по многим оценкам более других соответствует критериям "единой Европы". Уже к середине 90-х она стала одной из первых стран экс-социалистического блока, добившейся стабильного роста ВВП на 4-5% в год. По данным Министерства экономики, в прошлом году этот показатель составил 4% (в то время как в среднем в Евросоюзе - 1,5%). При все еще высоком уровне инфляции (9,3% в 2001-м) Венгрии удалось снизить безработицу до 6% и увеличить экспорт до 31 млрд. долларов (или втрое за последние 10 лет). Причем более 3/4 экспорта приходится на страны ЕС.
Не имея серьезных запасов сырья и энергоносителей, Венгрия сделала ставку на наукоемкие и обрабатывающие отрасли промышленности. А эти сферы являются наиболее привлекательными для иностранных инвесторов. Особым предметом гордости венгерских властей является тот факт, что страна лидирует в регионе по привлечению иностранного капитала. Нидерланды, Германия, США, Бельгия и ряд других стран вложили многие миллионы в постсоциалистическую экономику и таким образом за время, прошедшее со смены строя, в страну поступило уже свыше 20 миллиардов долларов. На такой же объем инвестиций Венгрия рассчитывает и в ближайшее десятилетие. Собственным производством в Венгрии располагают такие мировые гиганты, как IBM, General Motors, General Electric, Philips, Nokia, Audi, Ford, Suzuki, Sony, Sanyo, Electrolux.
Крупнейший партнер на Востоке очень мал
Бесспорный лидер среди экономических партнеров Венгрии - Германия, на которую приходится треть всего внешнеторгового оборота страны. Мощные позиции принадлежат также Австрии, Италии, Франции, США, Нидерландам, Великобритании. На Востоке же крупнейший партнер - Россия, которая в последние годы занимает 3-4% в общем объеме внешнеэкономических венгерских интересов. С приближением даты присоединения Венгрии к сообществу развитых европейских государств официальный Будапешт не только не утрачивает интереса к российскому рынку, но и выражает готовность бороться за усиление собственных позиций на нем.
С одной стороны, очевидно, что для очень многих венгров Россия сегодня как бы и не существует: ее почти нет в газетах и на телевидении, русский язык по меньшей мере не престижен. С другой стороны, остается фактом то, что Венгрия одной из первых бывших соцстран ступила на путь восстановления отношений с Москвой. Уже в декабре 1991 года - в рекордно короткие сроки - был подписан полномасштабный договор о добрососедстве и сотрудничестве. Были также актуализированы все важные соглашения, подписанные ранее. Обе столицы объявили, что берут курс на построение взаимовыгодных экономических отношений. Венгры устремили свои интересы не только в Центр, но и в регионы, и особое место среди них занимают те, где живут финно-угорские народы: Мордовия, Карелия, Коми, Марий Эл, Удмуртия, Ханты-Мансийский автономный округ.
Из России Венгрия получает прежде всего нефть и газ, причем этими поставками практически полностью покрываются нужды страны в энергоносителях. Россия обеспечивает Венгрию топливом для Пакшской атомной станции (построенной при техническом содействии СССР), бокситами для производства алюминия. Примерно четверть нашего экспорта - это продукция обрабатывающих отраслей. Венгрия закупает автомобили (в основном для Министерства обороны и МВД), станки, оборудование, продукцию тяжелого машиностроения. Военно-техническое сотрудничество существенно сократилось: со вступлением в НАТО Венгрия вынуждена в большей степени ориентироваться на западные стандарты. Однако Будапешт не намерен сворачивать взаимодействие в этой сфере.
Венгерские поставки на наш рынок - это продовольствие, товары фармацевтической и химической промышленности, автобусы, машины и оборудование. Причем российскому гражданину очень хорошо известна продукция, о которой идет речь: автобусы марки "Икарус", консервы завода "Глобус", лекарственные препараты "Гедеон Рихтер", вино и т.д. Венгерские фирмы вкладывают в Россию и собственные деньги. Примером являются совместные разработки нефтяных месторождений. Венгры готовы предлагать свои технологии в области пищевой промышленности, транспорта, полимеров и пластмасс, что способствовало бы созданию совместных предприятий. В Будапеште считают, что Москва могла бы успешно инвестировать в венгерскую химическую промышленность или туризм.
"Медовым годом" в наших отношениях стал 1997-й, когда Россия и Венгрия достигли максимальных показателей во взаимной торговле. С финансовым кризисом, охватившим Россию, экономические связи резко сократились: многие венгерские фирмы покинули наш рынок, потерпев огромные убытки или даже оказавшись на грани банкротства. Их нишу быстро заняли немцы, французы и датчане, которые, как сетуют в Будапеште, получили серьезную поддержку от собственных государств и смогли предложить более конкурентные цены. Последствия кризиса, как говорят венгерские эксперты, еще очень сильно сказываются на сотрудничестве с нашей страной, однако Будапешт надеется в обозримом будущем, по крайней мере, вернуться к уровню связей 1998 года.
Масштабному походу в Россию дан старт
Корреспондент "НГ" посетил в декабре некоторые венгерские предприятия, заинтересованные в расширении связей с Россией. Среди них - АО "Икарусбус", обладающее эксклюзивным правом на реализацию автобусов марки "Икарус". "Деловые отношения с Россией и странами ЦВЕ, то есть с традиционными партнерами, имеют для нас особое значение, несмотря на укрепление наших позиций на западноевропейском рынке", - говорит в беседе с корреспондентом "НГ" президент фирмы Джозеф Брумбауэр. Кроме того, по его словам, "Икарусбус" рассчитывает на увеличение российского участия в производстве. В прошлом году в Москву было отправлено 300 автобусов "Икарус 280" стоимостью в 30 млн. долларов (при их окончательной сборке используется много наших узлов и деталей, а сама сборка завершается предприятием "Тушино-Авто"). Брумбауэр говорит, что в этом году фирма увеличит поставки в российскую столицу. Речь идет минимум о 350 автобусах усовершенствованной конструкции. "Икарусбус" также разработал для Москвы новую модель троллейбуса, оснащенного электроагрегатом постоянного тока производства завода "Динамо". Троллейбус демонстрировался на "Автосалоне 2001" в Москве и ныне он проходит испытания.
АО консервной промышленности "Глобус" планирует на ближайшие годы масштабный "поход" на Восток с собственными инвестициями. Это предприятие сейчас представляет около трети всего консервного производства Венгрии. В последние годы "Глобус" продвинулся на рынке замороженных продуктов, готовых блюд, солений, соусов и приправ, мясных консервов. "Глобус" собирается внедрить и глубокую заморозку. Развитию способствовало то, что несколько лет назад "Глобус" слился с АО консервной и холодильной промышленности "Деко-Фуд" и стал владельцем Дебреценского консервного завода.
Если "Глобус" только планирует обзавестись производственными мощностями в России, то фармацевтическое предприятие "Гедеон Рихтер" уже обладает ими и задумывается об их расширении. Как рассказывает "НГ" коммерческий директор Бела Беде, российский рынок является для "Гедеона" крупнейшим, а на втором месте находятся США. По его словам, в прошлом году поставки в страны СНГ возросли на 20%: в Россию было продано продукции на 63 млн. долларов, а в регион в целом - на 83 млн. "Гедеон Рихтер" выпускает около ста видов лекарств, предназначенных для лечения гинекологических, желудочно-кишечных, сердечно-сосудистых заболеваний, а также заболеваний центральной нервной системы и т.д.
Упрочить позиции на российском рынке стремится и "Агрогрэйн" - ведущая венгерская компания по торговле зерновыми. На нее приходится четверть всего венгерского экспорта в этой сфере. Годовой оборот компании составляет 180 млн. долларов. При этом поставки в Россию (прежде всего кукурузы) исчисляются 15-20 миллионами.
Но это то, что касается бизнесменов, хорошо знакомых с российским рынком. Некоторые венгерские эксперты отмечали в беседах, что новое поколение бизнесменов либо опасается России, прежде всего финансовых рисков, пробелов в ее законодательстве и прочих российских особенностей, либо вообще не имеет представления о здешних возможностях. Само венгерское государство, коль скоро оно заинтересовано в продвижении собственных товаров, могло бы в этом смысле влиять на деловые круги, уж во всяком случае их просвещать.
Разве что больше выгоды
Руководитель второго внешнеэкономического управления МИД Венгрии Михай Дьер так комментирует для "НГ" состояние дел в двусторонней торговле: "Венгрия сейчас продает в Россию товаров на сумму 340 млн. долларов в год, в то время как в 1997 году наши поставки достигали одного миллиарда. Россия не очень охотно берет венгерскую продукцию в условиях, когда даже самые развитые страны покупают у нас товаров более чем на 20 миллиардов долларов. Мы ждем от России, что она вернет на рынок уже хорошо известную ей продукцию. Причем мы рассматриваем различные пути, в том числе и бартерные сделки. Соглашаясь на бартер, мы вовсе не собираемся реализовывать товары более низкого качества, а хотим предложить то же, что продаем и в Западную Европу". Помимо поставок энергоносителей из России на сумму около двух миллиардов долларов, Венгрия закупает здесь другой продукции на несколько сот миллионов. По мнению Будапешта, было бы справедливо, если бы Россия тратила некоторую сумму от своей выручки от нефти и газа на закупки венгерских товаров. По словам Дьера, до сих пор этот вопрос наталкивался на серьезные трудности: Россия соглашалась тратить лишь незначительную часть выручки, причем с многочисленными условиями по финансированию.
Говоря о том, как будет развиваться наше экономическое сотрудничество после присоединения Венгрии к Евросоюзу, Дьер отмечает: "Вступив в ЕС, Венгрия, продавая свои товары в Россию, сможет предложить разве что более выгодные условия. Что касается российского присутствия на нашем рынке, то и для него не возникнет никаких препятствий. Из тех видов продукции, что мы получаем сейчас из России, под увеличенные таможенные сборы подпадут лишь алюминий и мономеры. А они не представляют, как известно, большой доли в нашем импорте из России. Впрочем, к моменту вступления Венгрии в ЕС и эта проблема может быть смягчена".
Будапешт-Москва