-Россия стала отдавать предпочтение двустороннему формату переговоров по статусу Каспия. Как относится к такому подходу Азербайджан?
- Для решения вопроса о разделе энергоресурсов необходимо сначала решить вопрос о разделе дна в целом, о чем мы имеем договоренность и с Россией, и с Казахстаном. Мы договорились о том, что на первом этапе будут согласованы позиции государств по разделу дна Каспийского моря на сектора между прибрежными государствами. И только после раздела дна на сектора можно будет говорить о разделе ресурсов.
- Почему Азербайджан отошел от первоначального принципа деления и дна, и поверхности?
- Мы наметили решать проблему статуса поэтапно. На первом этапе договориться о разделении дна, на втором - согласовать позиции по использованию поверхности и толщи воды, а также по другим пунктам, которые сопряжены с комплексом этих вопросов.
- Не будет ли совместное использование поверхности и толщи воды в дальнейшем создавать проблемы для добычи нефти, и в первую очередь экологические?
- В дальнейшем предусматриваются отдельные соглашения по судоходству, рыболовству, проблемам экологии и другим вопросам, связанным с безопасностью в целом. Что касается возможности общего использования поверхности или ее раздела, то здесь позиции сторон пока различаются.
- Россия утверждает, что сначала прибрежные государства должны на двусторонней основе решить, как делить дно, и только после этого вопрос должен обсуждаться в пятистороннем формате. Насколько, по-вашему, это реально?
- Я считаю, что на сегодняшний день со стороны всех прибрежных государств есть понимание необходимости того, чтобы согласовать позиции по общим принципам, и только затем можно будет использовать возможности двусторонних договоренностей.
- Недавние действия Ирана на Каспии наталкивают на мысль, что каждое государство должно иметь свой военный флот для защиты собственных интересов...
- Естественно, каждое государство будет вправе принимать соответствующие меры по обеспечению безопасности своей деятельности, в том числе и безопасности сооружений, которые строятся и используются для разработки энергоресурсов Каспийского моря в своем секторе. Поэтому один из элементов переговорного процесса - вопрос содержания военных флотов, вопрос милитаризации или использования Каспия исключительно в мирных целях. Все эти вопросы подлежат обсуждению всеми прикаспийскими государствами.
- Туркмения предлагает методологию широтного деления Каспийского моря. Как вы оцениваете такой подход?
- Так называемый широтный метод, который предлагают наши коллеги, не имеет шансов быть использованным даже в частном случае - для решения вопроса раздела Каспийского моря: здесь имеет место и географический, и правовой фактор. Более того, метод широтного деления не решает повсеместно вопрос разделения, если взять его за основу для всех прибрежных государств. В данном случае очевидно, что по сравнению с международной методикой и практикой, которая используется Россией, Казахстаном и Азербайджаном, этот метод не выдерживает никакой критики.
- Как будут решаться спорные вопросы между Азербайджаном, Ираном и Туркменистаном?
- Споры должны решаться путем переговоров и поиска точек соприкосновения. Сначала надо договариваться об общих принципах раздела. Если двусторонние договоренности находятся в русле общих подходов, то они являются составной частью решения вопроса в целом, поэтому нельзя исключать возможность двусторонних согласований.
- Иран реально помешал работам в азербайджанском секторе Каспия. Как должен решаться этот вопрос?
- Могу констатировать, что односторонние действия, которые основаны на односторонних же притязаниях, не могут быть препятствием для осуществления суверенных прав прибрежными государствами в соответствующих секторах Каспийского моря. Такой позиции сегодня придерживаются почти все прибрежные государства. Я уверен, что все вопросы должны решаться в рамках общих договоренностей, мирными средствами и путем переговоров. Что касается продолжения работ в нашем секторе, мы заявляли, что никакая сила и никакие односторонние неправомерные действия не могут препятствовать осуществлению суверенных прав каждого из прибрежных государств. Я не сомневаюсь, что мы будем продолжать работы в своем секторе.
- Имеют ли место на сегодняшний день двусторонние переговоры или они идут только в пятистороннем формате?
- Переговоры идут и в пятистороннем формате, но также мы регулярно обмениваемся мнениями и проводим консультации по отдельности со всеми прибрежными государствами. Эти двусторонние консультации должны служить общим интересам и находиться в русле достижения договоренностей в формате пяти прикаспийских государств.
- Как вы расцениваете заявление пресс-службы посольства ИРИ в Азербайджане об азербайджанско-казахстанском соглашении по разделу дня Каспия?
- Я могу выразить сожаление по этому поводу. Баку всегда проявлял добрую волю и конструктивно подходил к тому, чтобы усилиями всех прикаспийских государств определить правовой статус Каспия. На днях ожидается визит моего иранского коллеги в Азербайджан, и все вопросы в скором времени будут обсуждены.
Баку