Как уже сообщалось (см. "НГ" от 15.11.2001), Леонид Кучма наконец объявил о назначении на пост министра обороны. После того, как глава украинского государства заявил о нецелесообразности назначения штатского лица руководителем военного ведомства, оставалось только гадать, кто именно из генералов займет высший военный пост в стране. Как говорится, выбор был невелик. И еще десять дней назад некоторые депутаты Верховной Рады в разговоре с корреспондентом "НГ" склонялись к тому, что министром обороны станет исполняющий обязанности министра обороны, начальник Генштаба Владимир Шкидченко. Сенсации не получилось, и действительно Леонид Кучма подписал указ о назначении именно Владимира Шкидченко.
Предпочтение, отданное президентом страны генералу, а не штатскому лицу, в принципе объяснимо. В преддверии парламентских выборов Леониду Кучме абсолютно не нужно нарушение существующего баланса. Ему (равно как и пропрезидентским политическим силам) не нужно, чтобы армия попала под чье бы то ни было политическое воздействие. А поскольку армия достаточно деполитизирована, то в случае назначения штатского лица ситуация могла бы измениться. А это помимо всего прочего означало бы и перераспределение голосов военных, которые традиционно заносятся в актив властных структур.
Помимо этого назначение Шкидченко дает возможность дополнительного балансирования в отношениях Украины как с Россией, так и с Западом, потому что, с одной стороны, у нового министра сохранились нормальные отношения с российскими коллегами, а с другой - установились не худшие отношения с западными коллегами, потому что в свое время Шкидченко стажировался в США по линии Минобороны Украины и знаком с механизмом работы западных армий не понаслышке.
Украинская служба Би-би-си привела мнение британского эксперта по военным опросам, преподавателя Сендхерстской академии Королевских вооруженных сил Джеймса Шера, который назвал генерала Шкидченко тщательным и старательным военным профессионалом, решения и шаги которого являются взвешенными и трезвыми.
Но если с назначением Шкидченко особых вопросов не возникало, то другое силовое назначение таковые вызвало. 12 ноября Леонид Кучма подписал еще два указа - о назначении нового председателя Госкомграницы, который одновременно является и командующим погранвойск, и о снятии с занимаемого поста председателя Государственной таможенной службы Юрия Соловкова. На должность председателя Госкомграницы президент назначил Николая Литвина - родного брата главы администрации президента Владимира Литвина, который до этого командовал внутренними войсками Украины.
Что касается Юрия Соловкова, то он освобожден от занимаемой должности в связи с переходом на другую работу. Однако по мнению председателя парламентского комитета по вопросам борьбы с организованной преступностью Юрия Кармазина, отставка Соловкова вполне закономерна, и опять же в связи с выборами. В интервью интернет-изданию "Форум" Кармазин заявил: "Отставка Соловкова планировалась еще весной. Готов был соответствующий проект указа, даже с соответствующей фамилией. К сожалению, это была фамилия человека, в отношении которого несколько лет уже решается вопрос о привлечении его к уголовной ответственности. Но Генпрокуратура пока тянет, потому что не знает, будет он назначен или нет. Тогда, весной, этот вопрос решен не был. Потом все время шла борьба между предприятиями с иностранными инвестициями, которые поставляют сюда бензин, окорочка, все, что угодно, - без НДС, без оплаты таможенных сборов, то есть с ущербом для экономики Украины.
Определенные фракции лоббировали их интересы. И вот они хотели поменять руководителя, потому что позиция Соловкова по этим совместным предприятиям была довольно жесткой. В этом направлении у него была государственная позиция. Поэтому, конечно же, его увольнение - это освобождение дороги для определенных сил, для укрепления предвыборных мускулов, для предвыборных материальных резервов. Я иначе это не рассматриваю.
Многим мешает то, что Соловков компьютеризировал абсолютно все таможни и можно проследить судьбу буквально каждого груза. Только 2 или 3 процента грузов не отслеживается. Вес этого ведомства может быть серьезно поднят. И, конечно же, некоторые люди хотели бы это использовать в своих политических интересах. А в нашей ситуации, когда даже глава налоговой службы оказался председателем политической партии, - это очень опасно для государства".
Словом, Леонид Кучма остался верен своим принципам и использовал необходимость назначения ключевых министров в своих целях. Но в любом случае новые целевые назначения говорят о том, что выборы будут весьма и весьма напряженными. Тем более что на кампанию по выборам в парламент отведено всего лишь 90 дней, из которых первая половина января придется на праздники, значит, можно говорить фактически о 75 днях. Вообще говоря, выборы в украинский парламент являются прелюдией к президентским выборам.
Киев