Решение президента Владимира Путина закрыть российский радиоэлектронный центр на Кубе вызвало неоднозначную реакцию у политических элит и личного состава Вооруженных сил РФ. Критика в адрес Кремля прозвучала из уст представителей КПРФ и ЛДПР, высокопоставленных военных и разведчиков, находящихся в отставке или запасе. Поддержали Путина представители партии власти, правые, а также первые лица в руководстве российского военного ведомства, среди которых громче всех прозвучал голос начальника Генерального штаба Анатолия Квашнина. Свое удовлетворение выразил и официальный Вашингтон. "Это еще одно свидетельство того, что холодная война завершилась", - заявил президент США Джордж Буш.
Между тем реакция российского офицерского корпуса, в том числе значительной части действующего генералитета, не говоря уж о центральном аппарате ГРУ, была негативной. "Все это - горбачевщина чистой воды", - так прокомментировал действия президента РФ один из высокопоставленных военачальников, в силу понятных причин попросивший не упоминать своего имени. Впервые Верховный главнокомандующий не нашел абсолютной поддержки в армейских рядах. В Кремле, отстаивая правомерность принятого решения, поспешили сослаться на мнение неких "специалистов", обосновавших необходимость закрытия центра в Лурдесе. А генерал Квашнин заявил, что на сэкономленные деньги можно приобрести и запустить 20 разведывательных спутников и закупить 100 радиолокационных станций.
Российская база под боком у Вашингтона
Радиоэлектронный центр в Лурдесе, а именно так он именуется в официальных документах, на самом деле является одним из важнейших объектов ГРУ Генштаба РФ и функционирует на Кубе с 1964 года. В общем объеме добываемых разведданных по США его доля составляет около 80%. Специалисты центра осуществляют электронный перехват информации, циркулирующей по важнейшим каналам связи и в системах боевого управления стратегического звена США, а также ряда других стран. Электронный колпак Лурдеса накрывает все западное полушарие. Помимо офицеров 6-го управления ГРУ там расквартирован ряд подразделений ФАПСИ, занимающихся декодированием американских правительственных шифров и кодов. По некоторым данным, технические возможности базы в Лурдесе использует Служба внешней разведки России для организации радиосвязи со своими нелегальными резидентурами и агентурным аппаратом в Северной и Южной Америке. Отметим еще одну немаловажную роль российского центра - он осуществляет контроль за соблюдением Вашингтоном договоров СНВ-1 и СНВ-2.
В соответствии с российско-кубинскими договоренностями часть добываемой в Лурдесе информации ГРУ передавало Гаване, что позволяло кубинскому руководству быть в курсе последних событий в США и своевременно вскрывать замыслы антикастровской оппозиции.
До самого последнего времени в Москве неизменно подчеркивали важность указанного объекта для обеспечения интересов России в сфере национальной безопасности. Благодаря усилиям генерал-полковника Федора Ладыгина, возглавлявшего ГРУ до 1997 года, Россия и Куба сумели договориться об условиях аренды центра, которая составляла 200 млн. долл. в год. Эта сумма не оказывала существенной нагрузки на российский бюджет и в основном покрывалась за счет поставок энергоносителей, запчастей и оказания различных услуг.
Лурдес в определенном смысле играл роль индикатора, указывающего на то, что Москва, сохраняя мощный разведывательный потенциал в 90 милях от побережья США, претендует на соответствующий геополитический статус. С начала 1970-х годов в модернизацию и развитие центра в Лурдесе СССР, а затем Россия вложили в общей сложности свыше 3 млрд. долл. В ходе визита Владимира Путина на Кубу в декабре 2000 года он вместе с кубинским лидером Фиделем Кастро проинспектировал центр радиоэлектронной разведки и заслушал доклад начальника ГРУ генерал-полковника Валентина Корабельникова. При этом не было сказано ни единого слова о закрытии центра. Наоборот, шла речь о том, чтобы его развивать и модернизировать.
Отказ от прежних обязательств
Теперь же, спустя всего десять месяцев, Москва утверждает прямо противоположное. Центр в Лурдесе готовят к спешной эвакуации. Начальник Генштаба, в непосредственном ведении которого находится ГРУ, заявил, будто никакого ущерба обороноспособности России от этого не будет. Это мнение, видимо, разделяет и министр обороны Сергей Иванов. В этой ситуации военно-политическим экспромтам генерала Квашнина, который в последние месяцы заметно укрепил свои позиции, просто некому противостоять. В критической ситуации после событий 11 сентября начальник Генштаба оказался единственным силовиком-практиком, который смог внятно предложить Путину хоть какую-то программу действий по разрешению кризиса вокруг Афганистана. Все остальные участники совещания в Сочи оказались на это неспособны. Квашнин прочно захватил инициативу, оттеснив Сергея Иванова. Поэтому сегодня в Кремле внимательно прислушиваются к мнению начальника Генштаба, который играет первую скрипку при принятии важнейших решений внутри Минобороны. Проблема лишь заключается в том, что обещанный Квашниным вывод на околоземную орбиту нескольких десятков разведывательных спутников в принципе не сможет компенсировать потерю Лурдеса. Не компенсирует ее и агентурная разведка. Однако вслух об этом не говорится. Как, впрочем, и о том, что затеянная Кремлем и поддержанная Генштабом (или наоборот) "кастрация" 6-го управления ГРУ крайне негативно скажется на результативности российской военной разведки в целом.
Вдобавок ко всему одностороннее решение Москвы ликвидировать центр электронной разведки вызвало серьезные внешнеполитические осложнения в отношениях с Кубой - одним из немногих военных союзников РФ. Как говорится в официальной ноте кубинского правительства, ранее "Россия высказывала заинтересованность в сохранении радиоэлектронного центра в Лурдесе как важного элемента для своей стратегической безопасности и в особенности для того, чтобы проверять строгое выполнение соглашений по ядерному разоружению и сокращению данного вида вооружений, заключенных между США и РФ". Однако 16 октября специальный посланник Москвы "срочно предложил нам закрыть центр". Такая поспешность, как пояснили российские представители, объясняется желанием того, что чтобы президент Путин явился на встречу с президентом Бушем в Шанхае с хорошими новостями. Соглашение о радиоэлектронном центре в Лурдесе не отменено, говорится в ноте, "поскольку Куба не дала на это своего согласия и необходимо, чтобы Россия продолжила переговоры с кубинским правительством".
Глобальный размах США
На фоне нынешнего неудовлетворительного состояния российской орбитальной разведывательной группировки закрытие центра в Лурдесе вызывает по меньшей мере недоумение. Между тем Соединенные Штаты, которым Владимир Путина так неожиданно сделал столь щедрый подарок, активно наращивают весь арсенал средств электронного шпионажа - на земле, в космосе, в воздухе и на море - и не намерены отказываться от него в обозримой исторической перспективе. Глобальная система технической разведки США включает в себя систему космической разведки, средств наземной радио-, радиотехнической и радиолокационной разведки, расположенных по всему земному шару, стационарную гидроакустическую систему разведки и наблюдения SOSUS в Атлантическом и Тихом океанах, средства воздушной разведки. Туда же входит, кстати, американское посольство в Москве, где расположен центр радио- и радиотехнической разведки Агентства национальной безопасности США. Его в отличие от России Вашингтон закрывать не собирается.
Основой же глобальной разведывательной деятельности Соединенных Штатов является постоянно действующая космическая группировка. Она включает в себя спутники радиотехнической разведки "Феррет-Д"; "Шале", "Риолит" и "Аквакейд" для перехвата радиорелейных каналов связи; спутники оптико-электронной разведки "Кихоул"; спутники радиолокационной разведки "Лакросс"; ИСЗ системы IMEWS для раннего обнаружения пусков баллистических ракет, а также ряд других космических разведывательных аппаратов. Американские самолеты-разведчики RC-135 на постоянной основе совершают полеты над территорией стран Балтии и Польши с целью перехвата радиоэлектронных излучений объектов и систем на территории России на глубину до 650-700 км. Всего у АНБ США имеется более 4 тыс. постов наземного перехвата во многих странах мира, в том числе - по периметру границ РФ. Вся эта система не только активно работает, но и развивается. Хотя на этом фоне объект в Лурдесе решал ограниченный круг задач, его роль и значение трудно переоценить. Президент мог обо всем этом и не знать. Однако начальник Генерального штаба и министр обороны, анализируя последствия закрытия центра, прежде всего были обязаны доложить главе государства не выкладки по экономии средств, а реальный и объективный анализ складывающейся ситуации. Если надо, то и доказательно возразить в ответ на поступившее сверху прямое указание или пожелание. Этого сделано, судя по всему, не было.
Последствия
В целом можно констатировать, что решение России закрыть радиоэлектроный объект на Кубе, не подтвержденное встречными инициативами США, будет иметь негативные последствия для всей системы стратегической стабильности в мире. И если во времена Михаила Горбачева непозволительную "гибкость" в отношениях с США проявлял тогдашний министр иностранных дел СССР Эдуард Шеварднадзе, а затем, при Ельцине, Андрей Козырев, то нынче в этом качестве выступают уже не дипломаты, а руководители Минобороны РФ, приветствовавшие акции возмездия Пентагона и взявшие курс на следование в фарватере политики Вашингтона вместо того, чтобы подумать о национальных интересах России. Не рано ли забыты уроки последней балканской войны?
Следует ожидать, что, получив столь ясный сигнал, Соединенные Штаты усилят давление на Москву с тем, чтобы получить согласие РФ на внесение необходимых поправок в Договор по ПРО или же вообще совместно оказаться от этого документа как не отвечающего современным реалиям. Провал миссии первого заместителя начальника Генштаба генерал-полковника Юрия Балуевского, назначенного главным военным переговорщиком по этой проблеме с США, наглядно свидетельствует, что Вашингтон намерен лишь на словах учитывать российскую точку зрения относительно Договора по ПРО. Обозначившийся дрейф российской позиции в сторону, объективно выгодную США, показывает, что военное руководство РФ не может предложить Владимиру Путину сбалансированной стратегии ведения переговорного процесса с Соединенными Штатами и подкрепить ее соответствующей аргументацией.
Отметим, что последние внешнеполитические акции РФ весьма настороженно восприняты в Китае. Их логика и мотивация непонятны Пекину. В этих условиях политическое руководство КНР может внести серьезные коррективы в долгосрочную внешнеполитическую стратегию - со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Важнейшим внутриполитическим последствием закрытия базы в Лурдесе станет падение уровня доверия армии и военного электората в целом к президенту. Это грозная реальность, с которой нельзя не считаться, учитывая, что Владимир Путин будет баллотироваться на второй срок. Сегодня многие российские военные сравнивают отношения в треугольнике Путин - Блэр - Буш-младший с аналогичным треугольником Горбачев -Тэтчер - Буш-старший, а поспешное и непродуманное закрытие центра в Лурдесе - с выводом советских войск из Восточной Европы.
Коль скоро решение принято, оно должно быть жестко увязано с встречными шагами США. В политике, как известно, одностороннего движения не бывает. Российское общественное мнение должно получить четкий ответ на прагматический вопрос: что конкретно приобрела Москва в ответ на уход с Кубы? В противном случае армия и общество будут считать, что закрытие объекта в Лурдесе есть не что иное, как стратегическое поражение Кремля.