В целях экономии средств российское руководство приняло решение ликвидировать военно-морскую базу Камрань, находящуюся на побережье Вьетнама. Сохранение этого объекта ВМФ признано нецелесообразным в связи с изменением военно-политической обстановки и состоянием экономики страны. Причины как будто веские. Однако есть вещи, гораздо более важные, чем сегодняшние денежные расходы.
Начнем с того, что капитальное строительство требует вложения больших средств и военно-морская инфраструктура создается в течение длительного времени. Сооружение военно-морских баз (ВМБ) далеко не простое дело. Требуется строительство причалов, судоремонтных предприятий, пунктов управления и связи, подземных, котлованных и арочных защитных сооружений, ракетно-технических баз, учебных центров и тренировочных комплексов, жилых зданий и объектов культурного и бытового обслуживания. Насколько остро стоял вопрос с базированием сил флота в прошлом, лучше всего покажет небольшой обзор недавней истории отечественного ВМФ.
Флот выходит в океан
В ходе Карибского кризиса 1962 г. советское руководство наглядно убедилось, насколько далеко оно от возможности реализации своих военно-политических целей, - в который раз весьма болезненно сказалось отсутствие соответствующей статусу великой державы морской мощи. Однако уже в 1963 г. советский ВМФ имел в своем составе достаточно кораблей и самолетов, чтобы установить в морях и океанах практически глобальное присутствие. Военно-морской флот, развернув свои силы в Мировом океане, крайне нуждался в базах и пунктах маневренного базирования. Возник вопрос: как будет организовано материально-техническое обеспечение, а также другие виды боевого обеспечения кораблей в удаленных от имеющихся баз районах? В первую очередь разрабатывались различные планы с использованием аэродромов и инфраструктуры дружественных государств, с которыми могли быть заключены политические соглашения. Однако этого было явно недостаточно. У адмирала Сергея Горшкова существовали даже замыслы создания искусственных островов, где можно было бы размещать пункты базирования и тылового обеспечения. Над этими планами всерьез работал Морской научный комитет.
Были совершены рекогносцировочные походы и поездки для поиска новых бухт и заливов, наиболее отвечающих современным требованиям. На основе межправительственных соглашений были усовершенствованы действующие пункты материально-технического обеспечения (ПМТО) или развернуты новые. В разные времена это были: Дахлак (Эфиопия), Сокотра и Аден (Йемен), Камрань (Вьетнам), Луанда (Ангола), Конакри (Гвинея), Латакия и Тартус (Сирия), Сплит и Тиват (Югославия), Александрия и Мерса-Матрух (Египет), Триполи и Тобрук (Ливия), Бизерта и Сфакс (Тунис). Однако собственных ВМБ и пунктов базирования катастрофически не хватало. В разных районах Мирового океана руководство советского ВМФ пыталось решить проблемы базирования сообразно имеющимся обстоятельствам.
Средиземное море
Впервые крупные мероприятия по усилению сил флота в Средиземном море с базированием на албанские порты были спланированы еще в 1961 г. Однако советско-албанские отношения в тот период вконец разладились, и пришлось все корабли срочно выводить из портов этой страны.
К вопросу постоянного присутствия ВМФ СССР в этом регионе вернулись в 1967 г., когда была сформирована 5-я оперативная эскадра кораблей ВМФ с дислокацией в Средиземном море. На первом этапе пунктами базирования эскадры были Порт-Саид, Александрия, Тартус, Латакия. В отдельные периоды количество кораблей 5-й оперативной эскадры, находящихся в Средиземном море, доходило до 80 единиц. Тем не менее собственная система базирования как таковая отсутствовала.
На переход в Средиземное море и обратно затрачивались большие материальные средства и, главное, расходовались фактически невосполнимые моторесурсы кораблей. Вдобавок эти переходы были очень длительны. В связи с невозможностью частой замены кораблей в составе эскадры сроки несения боевой службы в Средиземном море были увеличены до немыслимой продолжительности. Личный состав эскадры практически не имел возможности схода на берег в целях отдыха и восстановления боеспособности.
Все, что могло позволить руководство ВМФ, - заходы одной-двух подводных лодок в порт Александрия (Египет) или в Тартус (Сирия) на срок 25-35 суток. Там корабли принимались сменными экипажами, а основные экипажи на посыльном судне "Кубань" убывали в порт Севастополь на отдых сроком от 14 до 24 суток. Туда же одновременно доставлялись семьи офицеров. В районе мыса Фиолент была создана база для отдыха подводников.
Фактически существование советской средиземноморской эскадры - не имеющий аналогов случай весьма продолжительной деятельности крупного оперативного соединения ВМФ в условиях отсутствия развитой системы базирования. Вряд ли он уже будет когда-либо повторен.
Индийский океан
Если советский ВМФ не имел собственных баз в Средиземном море, то тем более их не было в Индийском океане. В связи с этим в 1968 г. в Индийском океане была проведена экспедиция "Прилив-2". В экспедиции принимали участие подводные лодки Северного флота: Б-95 и Б-98. Весь индийский эксперимент с подводными лодками занял 22 месяца с трехмесячным межпоходовым ремонтом во Владивостоке. Лодки прошли 35 тысяч миль. В тяжелейших тропических условиях, когда порой температура в отсеках достигала 60 градусов, а установленные кондиционеры только увеличивали тепловыделение, подводники, буквально падая в обмороки от тепловых ударов, все же сумели успешно выполнить поставленные задачи и возвратились в Полярный.
Атлантика
Атлантический океан в "золотом двадцатилетии" советского Военно-морского флота (середина 60-х - середина 80-х гг.) был фактически вторым домом для боевых кораблей Северного и Балтийского флотов. В частности, отряды советских кораблей после 1970 г. 29 раз совершали походы только к Кубе с заходами в Гавану и Сьенфуэгос. Отрабатывались действия даже в Мексиканском заливе. Почти в половине всех походов в составе отрядов действовали 1-2 подводные лодки. Средняя продолжительность пребывания в Карибском бассейне составляла 40 суток, самым длительным был поход в 91 сутки. Однако с базами на Атлантике тоже было весьма трудно. В порту Сьенфуэгос советскому ВМФ был выделен причальный фронт, где были сосредоточены необходимые запасы материальных средств. Туда же удалось перебазировать плавмастерские.
В порту Конакри (Гвинея) существовал пункт материально-технического обеспечения (ПМТО), поддерживаемый силами судов обеспечения Северного флота. В Южной Атлантике советские военные корабли использовали в качестве основного пункта базирования Луанду (Ангола).
Тем не менее говорить о наличии собственной системы базирования в Атлантическом океане было бы тоже слишком оптимистично. Что же касается всего перечисленного выше, то ныне и оно фактически безвозвратно утрачено.
В создавшемся положении как-то было надо выкручиваться. Для тылового обеспечения кораблей советского ВМФ непосредственно в океанской зоне была создана специальная система, основу которой составлял так называемый маневренный тыл, организационно включавший дивизионы эскадренных судов снабжения, дивизионы судов хранения и дивизионы судов технического обеспечения.
Такое решение проблем тылового обеспечения сил флота позволило советским кораблям надолго отрываться от баз, месяцами находиться в море, получая там все необходимое для поддержания постоянной боевой готовности. Своеобразный тыл развивался достаточно быстро. Если в начале 60-х годов ВМФ СССР имел лишь семь судов обеспечения суммарным водоизмещением 48 тыс. тонн, то в начале 70-х он располагал 38 судами водоизмещением 332 тыс. тонн. Создание даже такого тыла следует расценить как крупное достижение в развитии флота, благодаря которому значительно возросла автономность его сил и их мобильность.
Выводы
В советском ВМФ было своеобразной нормой, когда в течение года на боевой службе постоянно находилось до 45 подводных лодок, свыше 60 надводных кораблей, 40 вспомогательных судов. Авиация флотов для решения задач боевой службы ежегодно совершала более 2500 самолето-вылетов. Боевую службу на десантных кораблях в Атлантике, Средиземном море, Индийском океане постоянно несли и подразделения морской пехоты. Морские разведывательные и противолодочные самолеты регулярно совершали посадки на Кубе, во Вьетнаме, Ливии и Сирии. Базируясь в Адене, самолеты советской морской авиации могли достигать такой удаленной точки к юго-востоку, как ВМБ США Диего-Гарсия. В той же ВМБ Камрань постоянно присутствовало 20-25 кораблей и судов ВМФ, около 40 истребителей, ракетоносцев, противолодочных и разведывательных самолетов. Все это при необходимости могло создать реальную угрозу недружественным флотам других стран - от Гонконга до Малайзии. Тем более удивительно, что такая активность демонстрировалась советским Военно-морским флотом фактически без развитой системы базирования.
От былой мощи не осталось и следа. Сегодня встретить корабль российского ВМФ в удаленных регионах Мирового океана практически невозможно. С учетом перечисленных обстоятельств добровольный отказ от последней военно-морской базы более чем странен. Исторический опыт свидетельствует, а нынешняя международная обстановка убедительно подтверждает, что дипломатия бывает эффективной лишь в тех случаях, когда она опирается на реальную военную и финансово-экономическую мощь.
Поэтому при определенных условиях, невзирая на огромные расстояния, может возникнуть необходимость развертывания группировок сил Военно-морского флота, а иногда и группировок морских десантных сил с мобильными силами поддержки и обеспечения. Необходимость-то возникнуть может, а базы уже нет. Придется возвращаться к уже забытому опыту "бочек" на океанских отмелях.
Рано или поздно перед государством встанет задача восстановления морской мощи державы, и сегодняшняя "сдача" этой ВМБ окажется практически невосполнимой утратой.