Америка продолжает считать себя единственной сверхдержавой мира, а сам мир вновь привыкает к этой реальности. Таков основной итог прошедшего после 11 сентября почти двухмесячного периода, за которой США постарались сделать максимум возможного, дабы не допустить понижения своего глобального статуса и перекройки основных сфер влияния. Как это ни парадоксально на первый взгляд, но ключевое свидетельство неизменности американской глобальной доминанты отражено не только и не столько в проводимой ныне Вашингтоном военной операции в Афганистане и международных консультациям вокруг, а в проходящем последний этап согласования на уровне двух палат конгресса проекте бюджета Соединенных Штатов на следующий фискальный год, а точнее - в статье о международных ассигнованиях.
Эта часть американского бюджета уже традиционно выходит за рамками финансового законодательства и по сути рассматривается как внешнеполитическая повестка Соединенных Штатов, в которой ясно и четко отражены почти все детали ее внешнеполитических императивов. Важнейшее значение при этом играет не только размер выделяемых сумм тем или иным государствам, а формулировка всех тех полных или же частичных международных ограничений, которые вводятся на законодательном уровне. Еще одной особенностью американской политики, которая, правда, не совсем удачно вписывается в классическое понятие об автономности исполнительной и законодательной властей и принципах их демократического взаимодействия, является постоянно присутствующая в тексте американского бюджета оговорка о предоставлении президенту права пересматривать те или его пункты, "если этого потребуют национальные интересы Соединенных Штатов". Кстати, избыточное присутствие этой формулировки является характерной особенностью проекта нынешнего бюджета. После 11 сентября, как считает сегодня все большее число американских экспертов, так называемый принцип императива национального интереса явно оттеснил "извечные демократические ценности", что, естественно, нашло свое отражение и в финансово-внешнеполитических приоритетах Соединенных Штатов. Изменились, правда, не направленность этих приоритетов, а акценты в их расстановке.
Окончательная версия бюджета должна быть согласована двумя палатами и представлена на утверждение президенту уже в ближайшее время. Несмотря на возможность изменений размеров отдельных фондов, общая картина, рассматривая нами на уровне решений комитетов по ассигнованиям сената и палаты представителей, позволяет выявить и проанализировать основные тенденции, заложенные в законопроектах. И хотя большая часть этих документов была подготовлена до терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне, основная часть иностранных ассигнований направлена на Ближневосточный регион. Это - 5 млрд. 141 млн. 150 тыс. долл. США, из которых 720 млн. (15%) достанется Израилю. Последний продолжает удерживать позиции "бесспорного фаворита" Вашингтона и крупнейшего реципиента американской помощи, несмотря даже на внесенную на законодательном уровне в текст бюджета нижней палатой конгресса США формулировку о необходимости уменьшения средств, предоставляемых этой стране американским правительством и отмене в обозримом будущем действия так называемого Фонда экономической помощи Израилю.
В то время как общий объем американской помощи в 2002 году предполагается сократить на 120 млн. по сравнению с показателями нынешнего года объем прямого военного содействия, как по версии палаты представителей, так и по требованию президента, будет увеличен на 60 млн. долл. Кстати, по проекту соответствующего комитета сената еще 60 млн. долл. США должны будут потратить на оказание содействия расселению в Израиле "гуманитарных иммигрантов" из стран бывшего СССР, Восточной Европы и Эфиопии.
Позиции "второго фаворита" по-прежнему сохранятся у Египта, за которым законодательно закрепится характеристика "ключевой друг и союзник США в регионе". В 2002 году Каиру Вашингтон намерен предоставить 655 млн. долл., что на 40 млн. меньше заложенной в нынешний бюджет суммы. Своему другому "важному ближневосточному другу" - Иордании, президент и палата представителей планируют оказать экономическое содействие на сумму 150 млн. Сенат же, в свою очередь, предлагает потратить еще 35 млн. на "экономическое развитие" Ливана, рассматриваемого американскими сенаторами в качестве одного из приоритетов США на Ближнем Востоке.
Другим важным "направлением" американских ассигнований станут Восточная Европа и Прибалтика, которых американское законодательство рассматривает в одном едином блоке. Для оказания содействия последнему в 2002 году президентская администрация изначально запросила 605 млн. долл., тогда как палата представителей предпочла сохранить объем на уровне нынешнего года - 600 млн. Из этих средств 120 млн. должно быть израсходовано на "восстановление и реконструкцию Косово". На законодательном уровне американцы "напоминают" европейцам, что не желают и не намерены предоставлять Косово средства, превышающие 15 процентов общего донорского пакета, который должен наполняться за счет ассигнований стран ЕС. Особо характерной в этом свете представляется формулировка бюджетных ассигнований для Югославии, название которой не упоминается вообще. Отдельно рассматриваются Сербия, "народу" которой, по версии верхней палаты, должно быть предоставлено 115 млн. долл. (при условии, что он признает военные преступления Милошевича), и Черногория, которой сенат предполагает выделить 45 млн. вместе с рекомендацией "отдельно и через консультации с Сербией решить вопрос своей независимости". Нижняя палата американского конгресса оказалась более щедрой: она предусматривает выделение Черногории 60 млн. долл. и ограничивается признанием оказанной американской внешней политике "большой поддержки" со стороны Черногории в период правления Милошевича. Интересным, кстати, является и формулировка по Балтийским странам. Отмечая, что Латвия, Литва и Эстония в принципе не нуждаются сегодня в прямой финансовой помощи, сенаторы считают, что США тем не менее необходимо выделить им как минимум 5 млн. долл., "ибо эти республики десятилетиями находились под доминированием Советского Союза".
Однако наиболее развернутой и детальной является "обоснование" предполагаемых к ассигнованию средств для Украины, которой обе палаты американского конгресса предлагают предоставить в 2002 году 180 млн. долл. - чуть более 22 процентов от общего объема предусмотренной финансовой помощи для всех стран СНГ. Кстати, по предварительному запросу президентской администрации эта сумма должна составить 808 млн. (против 810 млн., выделенных в нынешнем году для бывших советских республик), а по проекту законодателей - 768 млн. "Мы продолжаем рассматривать независимость и суверенитет Украины как решающий фактор стратегической значимости для Соединенных Штатов и для стабильности в Европе. Мы считаем, что обеспечение такого уровня содействия Украине имеет особо важное значение в преддверии намеченных на март 2002 года парламентских выборов в этой стране, которые могут предопределить будущую ориентацию Украины", - говорится в проекте Комитета по ассигнованиям сената, который, кстати, решил также обратиться к госдепартаменту США с призывом содействовать проведению на Украине свободных и справедливых выборов и "усилению неправительственного сектора украинского общества". Одновременно, члены верхней палаты конгресса выражают чрезвычайную озабоченность положением журналистов на Украине, отмечая при этом, что "последние убийства серьезно ставят под вопрос приверженность руководства Украины идеям независимости прессы, свободы судебной власти и верховенства закона".
Наиболее лояльных и позитивных формулировок среди стран СНГ удостоились Грузия и Армения. По предварительным версиям американских законодателей, в 2002 году эти две республики Закавказья должны получить по 90 млн. долл., из которых 3 млн. Тбилиси будет обязан направить на развитие малого бизнеса, а Ереван, в свою очередь, должен будет потратить не менее 5 млн. на реализацию образовательных инициатив. Зеленый свет недавно получил и Азербайджан, правда, пока лишь на уровне сената. По требованию Белого дома верхняя палата конгресса решила предоставить президенту право "обходить" 907-ю статью Акта в поддержку свободы, запрещающую представление Азербайджану прямой финансовой помощи ввиду осуществляемой Баку противоправной блокады Армении и Нагорного Карабаха. Последний, кстати, также может рассчитывать на получение американских ассигнований. Сенаторы намерены в законодательном плане наложить на правительство США обязательство в полной мере выполнить требования закона США о бюджете на 1998 год, который предусматривал предоставление правительству Нагорного Карабаха прямой американской помощи в объеме 20 млн. долл.
Неизменными пока остаются лишь ограничения в отношении России, в частности, действующие по так называемым чеченскому и иранскому вопросам. В подготовленных до 11 сентября версиях американского бюджета не предусматривается внесение каких-либо поблажек для России. Однако очевидно, что эта ситуация может поменяться уже в самое ближайшее время. Причем вполне естественно, что Москва не захочет принять "благодарность Вашингтона" за ее лояльность по афганской операции в форме гуманитарной помощи. Для этого Путин вряд ли бы лично направлялся на родину Джорджа Буша - в Техас, где и предполагается провести ноябрьский американо-российский саммит.