0
943
Газета Содружество Интернет-версия

06.11.2001 00:00:00

Странная война вблизи границ СНГ

Тэги: афганистан, талибы


Первое ощущение, когда попадаешь в Афганистан из Центральной Азии, - что ты не пересек узкую горную речушку, а с помощью некой фантастической машины времени очутился в далеком прошлом. Глинобитные дома, передвигающиеся на ослах и верблюдах по проселочным дорогам (асфальтовое покрытие отсутствует в принципе) одетые в национальную одежду местные жители - таковы впечатления человека, впервые оказавшегося в Афганистане. Электричество и телевидение здесь отсутствуют вообще, а водопровод заменяют караваны нагруженных канистрами осликов, на которых доставляют воду из близлежащих речек. Цены для иностранцев в этом странном средневековом мире гораздо выше, чем в наиболее дорогих странах земного шара. Например, аренда на день машины с водителем обойдется в 200 долл., переводчик - 100 долл., и даже ночлег в своей собственной палатке обходится в 15 долл. Столь немыслимые расценки в стране, где средняя зарплата не превышает 10 долл., объясняются не столько алчностью афганцев, сколько государственным "рэкетом". Переводчики и таксисты могут работать с иностранными корреспондентами только с разрешения Министерства иностранных дел Северного альянса, которое выдается лишь за солидную мзду.

Приехавшие на контролируемую Северным альянсом территорию журналисты жаждут увидеть своими глазами боевые действия. Увы, их ожидает жестокое разочарование. Пожалуй, единственный признак войны в Северном Афганистане - это сбрасывающие с воздуха гуманитарную помощь американские самолеты. Американцы заранее сообщают о том, когда и где будут сброшены продукты, и прилетающие самолеты встречают внушительные толпы афганцев. "Я проехала вдоль всей линии фронта и ни разу не видела боевых действий. Солдаты Северного альянса стреляют лишь в одном случае - когда им за это заплатят журналисты. Воевать афганцам просто некогда, для них сегодня гораздо важнее выбить как можно больше денег из приехавших западных корреспондентов", - говорит мне американская журналистка. По одной из версий, нынешнее положение наиболее выгодно мафиозным группировкам по обе стороны фронта. Если бы талибы полностью контролировали таджикско-афганскую границу, то у них бы возникли серьезные трудности с контрабандой наркотиков. У талибов (подавляющая часть членов этого движения по национальности пуштуны) нет устойчивых связей с таджикскими контрабандистами. Северный Афганистан заселен таджиками, и, следовательно, неудивительно, что именно полевые командиры Северного альянса имеют давние тесные контакты с наркоторговцами по ту сторону границы. Сегодня же поступающее из России оружие можно обменивать у талибов на наркотики.

Просвещенный ислам

"Талибы исповедуют слишком строгий ислам. Мы выступаем за более мягкую, просвещенную форму ислама. Для нас неприемлемо наказание палками, отсечение кистей рук. Мы не считаем грехом, если мусульмане слушают музыку, разрешают своим дочерям учиться в школе. Талибы же насаждают не исламский, а средневековый образ жизни. В результате их режим превратился в настоящее иго для жителей Афганистана", - заявил в беседе с корреспондентом "НГ" министр иностранных дел Северного альянса доктор Абдулло. "Если человек идет на воровство из-за голода, то, по законам шариата, его надо простить. Талибы довели население до полной нищеты и отрубают руки людям, которые пошли на преступление от отчаяния", - говорит ответственный работник департамента правительства Северного альянса по содействию добродетели и предупреждению порока Джалал Фахры. Как утверждал мой собеседник, на территории, контролируемой Северным альянсом, не было ни одного случая отрубания кисти руки за воровство. Публичная смертная казнь на территории, контролируемой Северным альянсом, применяется лишь в исключительных случаях. У корреспондента "НГ" сложилось впечатление, что доктор Абдулло и Джалал Фахры усиленно пытались создать в глазах российских СМИ образ сторонников Северного альянса как приверженцев умеренного, просвещенного ислама. Однако не все так благостно. Автор этих строк лично наблюдал, как на центральном рынке города Хаджи-Багауддина был пойман торговец наркотиками. Горожане через громкоговоритель были оповещены о поимке преступника. После того как была собрана толпа, моджахеды сначала сожгли реквизированные наркотики, а затем началась экзекуция. Несчастного водили на веревке по улицам, периодически жестоко избивая прикладами автоматов.

На территории, контролируемой Северным альянсом, запрещено слушать музыку. "Согласно исламу, одним из наиболее тяжких грехов является посягательство на сознание человека. Когда же человек слушает музыку, то его психика меняется", - обосновал этот запрет в беседе с корреспондентом "НГ" имам-хатыб центральной мечети города Хаджи-Багауддин Саид Исмаил Ибрагим. Взгляды таких людей, как Саид Исмаил Ибрагим, примечательны тем, что, по существу, именно муллы являются практически единственными учителями детей Северного Афганистана. Основной предмет, преподаваемый в медресе при мечетях, это зубрежка (без перевода с арабского) Корана. В результате такой системы образования подавляющая часть населения Афганистана по-прежнему остается неграмотным. По оценкам ООН, в 1992 г. неграмотными были около 80% афганских мужчин и 96% женщин.

"Было бы сильным преувеличением утверждать, что на территории Северного альянса влияние исламских радикалов незначительно. Другое дело, что здесь с нарушителями исламских норм обращаются значительно гуманнее. Например, если талибы поймают человека за слушанием музыки, то его накажут палкой. У нас же совершивший такое "преступление", скорее всего отделается лишь выговором", - считает председатель Ассоциации женщин Афганистана Фархнас Нази. 8 марта 2001 г. госпожа Нази организовала демонстрацию афганских женщин (в акции участвовали около тысячи человек) с требованиями запретить многоженство, ранние браки (в Афганистане девушку выдают замуж в 13-14 лет), обеспечить доступ женщин к образованию. Интересно, что администрация Северного альянса не стала разгонять демонстрацию и применять какие-либо репрессии к ее участникам.

Нации вместо партий

Война в Афганистане вызвана не столько политическими, сколько межнациональными противоречиями. Подавляющая часть талибов - пуштуны, противостоящий же им Северный альянс объединяет афганских таджиков и узбеков. Этнический характер противостояния обусловил массовое бегство узбеков и таджиков из захваченной талибами части Северного Афганистана. На окраине города Хаджи-Багауддин расположен палаточный лагерь беженцев Конкушлан, где проживаюет около 1100 семей афганских узбеков. "Практически все талибы - пуштуны, и они не доверяют нам, узбекам, подозревая нас в симпатиях к генералу Дустуму. Когда в наше село вошли талибы, они стали ходить по домам и требовать от людей сдать оружие. Однако мы - простые крестьяне, и у нас нет автоматов. Мы испугались, что талибы убьют нас, и бежали в Хаджи-Багауддин", - говорит мне 35-летний крестьянин Хамидуло Хаит. Как утверждает Хаит, вместе с талибами в их кишлаке появились и боевики Исламского движения Узбекистана: "Они предлагали нам пойти воевать вместе с ними в Узбекистан. Но эти люди пришли к нам вместе с талибами - врагами афганских узбеков, и поэтому мы не доверяли им".

Практически все афганские таджики и узбеки, с которыми беседовал корреспондент "НГ", поддерживали американские бомбардировки позиций талибов. "Конечно же, плохо, что от бомбардировок США гибнут и мирные афганцы. Но война есть война. Самое главное для нас сейчас - уничтожить нашего врага, талибов" - таково наиболее типичное мнение жителей Северного Афганистана. "Нам удалось установить, что у талибов и их союзника бен Ладена был разработан план, согласно которому гибель нашего лидера Ахмад Шаха Масуда должна была послужить сигналом для начала терактов в США. Сегодня у нас и у США общий враг - талибы, и поэтому мы союзники", - заявил "НГ" генерал-майор войск Северного альянса Хабибула Алаяр.

Афганский бумеранг

в Центральной Азии

Если межэтнические противоречия в самом Афганистане позволяют надеяться, что акция возмездия США не приведет к дестабилизации обстановки на севере этого исламского государства, то ситуация в соседних центральноазиатских странах не столь очевидна. Наиболее взрывоопасным регионом является Ферганская долина, поделенная между тремя государствами: Узбекистаном, Таджикистаном и Узбекистаном. Отметим, что в узбекской части Ферганской долины зародилось Исламское движение Узбекистана. И хотя сами боевики этого движения находятся сейчас на контролируемой талибами части Афганистана, можно предположить, что немало их сторонников осталось и в самом Узбекистане. В Ферганской долине активно действует радикальная международная исламская партия Хизб-ут-Тахрир (запрещена во всех центральноазиатских государствах), стремящаяся объединить мусульман всего мира в одно живущее по законам шариата государство - халифат. До начала антитеррористичесокй операции США и Великобритании в Афганистане эта партия осуждала насильственные методы борьбы, но после начала бомбардировок руководство организации решило изменить тактику. Хизб-ут-Тахрир распространило в интернете заявление следующего содержания: "Пришло время мусульманам встать на защиту своих домов. Пришло время освободить Умму (мировое сообщество мусульман. - И.Р.) от зла кланов предателей, поклоняющихся неверным. Ваша обязанность - поддержать мусульманских братьев в Афганистане и в других регионах, борющихся с США, Великобританией и другими врагами мусульман". Это заявление Хизб-ут-Тахрир может быть воспринято центральноазиатскими членами этой организации как призыв к вооруженной борьбе с властями. Напомним, что в Ферганской долине Хизб-ут-Тахрир является едва ли не самой массовой политической организацией. Причем для ее членов (преимущественно молодых людей из традиционного центральноазиатского общества) характерен крайний фанатизм.

Перспективы

Достаточно сомнительно, что Вашингтону удастся свергнуть талибов, не прибегая к наземной операции. Однако даже если это произойдет, то останется нерешенной главная проблема современного Афганистана - соперничество в борьбе за власть между основными народами государства: пуштунами, таджиками и узбеками. За десятилетие гражданской войны между этими народами накопилось столько взаимной ненависти, что любое коалиционное правительство из представителей разных национальностей окажется недееспособным. А значит, вместо талибов появится новое движение, объединяющее пуштунов. Не приходится сомневаться, что в специфических афганских условиях это движение начнет отстаивать свои интересы с помощью оружия. Вполне возможно, что и новые протеже Запада поведут себя совсем не так, как хотят в Вашингтоне.

Северный Афганистан-

Душанбе-Ташкент-Бишкек


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Курс рубля вернулся в март 2022 года

Курс рубля вернулся в март 2022 года

Анастасия Башкатова

Попытки воздействовать на нацвалюту ключевой ставкой могут ни к чему не привести

0
933
"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

"Орешник" вынуждает США корректировать стратегию ядерного сдерживания

Владимир Мухин

Киев и НАТО готовятся к новому витку эскалации конфликта с Россией

0
963
США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

США и Япония планируют развернуть силы для защиты Тайваня

  

0
427
Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Конституционный суд почувствовал разницу между законом и реальностью

Екатерина Трифонова

Отказать в возбуждении уголовного дела много раз по одному поводу теоретически нельзя

0
609

Другие новости