В СОВРЕМЕННЫХ условиях после президентских выборов в Белоруссии, на которых уверенно победил Александр Лукашенко, можно прогнозировать, что начнется новый этап белорусско-российских отношений.
Рассматриваемый вариант союзного строительства основывается на том, что "союзное евразийское пространство", в частности Российский историко-культурный регион (РИКР)1, может стать самостоятельным центром силы и успешно выдержать глобальную конкуренцию, если оно будет организовываться на принципах объединения вокруг России разнородных социально-этнических территориальных образований под управлением из единого центра.
В данном контексте наиболее оптимальной формой долгосрочной интеграции, обеспечивающей максимальную устойчивость союзной государственности на длительную перспективу, в частности, позволяющей избежать печальной участи СССР, следует рассматривать этапное вхождение в Российскую Федерацию государств - участников союзных государств на правах национально-ориентированных субъектов - "национальных федеральных округов".
Таким образом, нынешние союзные органы власти должны будут функционировать только в переходный период, возможно, достаточно длительный для решения задач формирования единого пространства в экономической, военной, информационной и других сферах, унификации законодательств, адаптации практики государственного строительства стран - участников единения с Россией применительно к конституционным основам и федеративному устройству РФ.
При этом целесообразно, чтобы органы конфедеративного управления обладали надгосударственным статусом, главным образом по линии функционирования союзной представительно-законодательной власти (Парламент Союзного государства).
В данном контексте наиболее приемлемой в Союзном государстве следует рассматривать парламентскую форму правления. При этом, чтобы избежать необоснованного увеличения численности состава и аппарата представительно-законодательной власти, упростить процедуру принятия решений Парламент Союзного государства целесообразно иметь однопалатным, а не двухпалатным, как это предусмотрено действующим договором.
В настоящее время до формирования парламента на выборной основе в его составе могли бы работать члены Совета Федерации Федерального собрания РФ и Совета Республики Национального собрания РБ.
Таким образом, в достаточно короткие сроки могли бы быть созданы условия как для эффективной деятельности полномочного союзного Парламента, так и трансформации Федерального собрания РФ и Национального собрания РБ в однопалатные парламентские структуры своих стран.
Парламент смог бы принимать законодательные решения в сфере совместной компетенции стран - участников Союзного государства, которые бы вступали в силу после соответствующего прохождения в однопалатных структурах законодательных властей двух стран.
В дальнейшем союзный парламент на выборной основе мог бы стать "верхней палатой", Государственная Дума РФ сохранила бы статус "нижней палаты" Федерального собрания, а Национальное собрание РБ смогло бы играть роль законодательной власти национально-ориентированного субъекта Федерации - "национального федерального округа".
При этом реформирование властных органов в государствах - участниках интеграции с РФ целесообразно осуществлять уже в переходный период по пути перераспределения властных полномочий от президентов к законодательным структурам. Все это не только позволит усилить политический вес страны в процессе объединения, но и создаст условия в будущем для повышения роли представительно-законодательной власти в "национальных федеральных округах".
Ныне существующий Высший государственный совет (ВГС) Союзного государства целесообразно возглавить президенту РФ, что уже в переходный период обеспечит единство власти как на федеративном (РФ), так и на конфедеративном уровнях (СГ).
Что касается Совета министров Союзного государства, то на переходный период его может возглавлять освобожденный председатель от государства - участника интеграции с РФ. По мере упразднения конфедеративных надстроек в Союзном государстве Совет министров трансформируется в Министерство по делам интеграции и федеративного устройства.
В настоящее время руководить Советом министров СГ мог бы представитель РБ из числа наиболее авторитетных и известных политиков в двух странах, в частности действующий премьер-министр. Что касается постоянного комитета, то его целесообразно упразднить уже на этом этапе, а его функции передать аппарату Совета министров.
В целях реализации данных направлений оптимизации союзного строительства целесообразно не вносить поправки в действующий договор, а подготовить соответствующие положения в проект Конституционного акта Союзного государства, который разрабатывается в РБ и РФ. Крайне важно, чтобы текст Конституционного акта был бы вынесен на референдумы в двух странах.
1 В состав РИКР прежде всего входят Белоруссия, Россия и Украина.